г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А56-75130/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38757/2023) ООО "Приморский ЖК сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2023 по делу N А56-75130/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Приморский ЖК сервис"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН: 1057811780718, адрес: 197373, Санкт-Петербург, ул. Шаврова, 5, 3, 11, далее - ООО "Приморский ЖК сервис", Общество, заявитель) обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) N 223/23 от 05.04.2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29.06.2023 по делу N 12-885/23 заявление Общества направлено по подведомственности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.11.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 20.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.02.2023 с 14:00 до 15:00 на основании решения N 09/17/23-К-р от 07.02.2023 главным специалистом - государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга Отдела контроля и надзора Кронштадтского, Приморского районов ГЖИ Санкт-Петербурга Шошиной А.В. проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Комендантский, д. 37, к. 1 выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), а именно:
- в помещении комнаты квартиры N 95 на трубопроводе отопления имеются ржавые сухие следы протечек, вентиль для открытия и закрытия трехходового крана расположенного перед прибором отопления (радиатор) отсутствует, установить его работоспособность не представляется возможным, т.е. нарушены требования п.5.2.1 Правил N 170; п. 18, гл. II Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290; пп. а), б) п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Комендантский, д. 37, к. 1 осуществляется Обществом на основании договора управления многоквартирным домом и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами N 78-000141 от 20.04.2015.
Доказательством перечисленных нарушений является акт внепланового инспекционного визита N 09/17/23-К-р от 08.02.2023, протокол осмотра N 09/17/23-К-р от 08.02.2023 с приложением материалов фотофиксации, протокол об административном правонарушении N 09/17/23-К-р от 22.02.2023 со всеми материалами дела в их совокупности, исследованными при рассмотрении дела.
Усмотрев в действиях заявителя нарушения законодательства, должностным лицом ГЖИ Санкт-Петербурга составлен протокол об административном правонарушения N 09/17/23-К-р от 22.02.2023.
Постановлением заместителя начальника Инспекции от 05.04.2023 N 223/23 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суд также не установил существенных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Лицензионными требованиями является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает соблюдение Правил N 491, а также Правил N 170.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (пп. "а", "б").
В силу пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
Подпункт 4 пункта 18 Минимального перечня указывает, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в частности, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу на основании договора управления МКД и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами, следовательно, на Общество возложена обязанность по соблюдению требований Правил N 491, Правил N 170.
Материалами дела, в том числе Актом внепланового инспекционного визита N 09/17/23-К-р от 08.02.2023, протоколом осмотра N 09/17/23-К-р от 08.02.2023 с материалами фотофиксации и протоколом об административном правонарушении N 09/17/23-К-р от 22.02.2023, подтверждается факт совершения Обществом вменяемого правонарушения.
Довод Общества о том, что течь на трубопроводе отопления отсутствует, кран исправен, не может быть принят апелляционным судом во внимание, поскольку на момент проверки на трубопроводе присутствовали ржавые сухие следы протечки, отсутствовал вентиль для открытия и закрытия трехходового крана, расположенного перед радиатором отопления, что зафиксировано в протоколе осмотра с приложением материалов фотофиксации (л.д. 54-55).
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Своевременное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, невыполнение которых вменяется Обществу, является обязанностью заявителя в силу изложенных правовых норм и договора управления МКД.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ
Судом первой инстанции правомерно не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном конкретном случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, категория малозначительности совершенного правонарушения является оценочной и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценив обстоятельства настоящего дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, в отсутствие доказательств причинения вреда либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, принимая во внимание то обстоятельство, что спорный трубопровод отопления находится внутри жилого помещения, не доступного для беспрепятственного доступа сотрудников Общества, устранение Обществом выявленных нарушений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 ноября 2023 года по делу N А56-75130/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 05.04.2023 по делу об административном правонарушении N 223/23.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75130/2023
Истец: ООО "ПРИМОРСКИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА