г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А56-41834/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.Д.
при участии:
от заявителя: предст. Подольский В.А. - доверенность от 18.10.2021
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38764/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2021 по делу N А56-41834/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственность "СВ ГРУПП ПРО"
об оспаривании решения и предписания от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СВ ГРУПП ПРО".
Решением суда первой инстанции от 12.11.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21 признаны недействительными.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.11.2021 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не рассмотрел обстоятельства, изложенные в решении Управления от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21; далее текст апелляционной жалобы дословно дублирует решение Управления от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Управление и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.01.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ПАО "Россети Ленэнерго" разместило информацию о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по переводу с русского языка на иностранные языки и/или с иностранных языков на русский язык, редактуре и корректуре выполненных переводов (210843) извещение N 32109939078и Документацию о закупке.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках), Документацией о закупке.
ООО "СВ ГРУПП ПРО" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. N 4486-ЭП/21 от 09.02.2021) на действия Организатора торгов (ПАО "Россети Ленэнерго") при организации и проведении Закупки, в которой податель жалобы ссылался на установление Организатором торгов в пункте 3 Приложения N 1 к Информационной карте Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг", содержащий лишь расчетные значения оценки по каждому критерию в отсутствии методики оценки текстового перевода. Податель жалобы также ссылался на указание в Приложении N 1 "Техническое задание" Документации неопределенных требований к Исполнителю по договору об обеспечении возможности предоставления устного/синхронного перевода за пределами Санкт-Петербурга, а также за пределами Российской Федерации.
Санкт-Петербургским УФАС было вынесено решение от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21, которым признана обоснованной жалоба ООО "СВ ГРУПП ПРО"; в действиях Организатора торгов (ПАО "Росети Ленэнерго") признано нарушение
- пунктов 1, 2 части 2 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие незаконного установления в пункте 3 Приложении N1 к Информационной карте Документации о закупке порядка оценки заявок по критерию "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг. Соответствие Технического предложения участника требованиям технического задания", не содержащего объективных и исчерпывающих условий для расчета рейтинга заявок на участие в закупке,
- пунктов 1, 2 части 2 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие незаконного неуказания в Документации о закупке надлежащих определенных сведений о месте оказания услуг по предмету закупки.
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21, которым Организатору торгов предписано совершить действия, направленные устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по переводу с русского языка на иностранные языки и/или с иностранных языков на русский язык, редактуре и корректуре выполненных переводов (210843) извещение N32109939078 путем аннулирования указанного запроса предложений с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество оспорило их в судебном порядке.
Решением суда от 12.11.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы Учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 12.11.2021 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "Россети Ленэнерго" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с пунктами 9 и 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к участникам такой закупки;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, в Приложении N 1 к Информационной карте Документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; значимость критерия "Цена договора" составляет 0,6, значимость нестоимостного критерия "Опыт оказания аналогичных услуг" составляет 0,2, значимость нестоимостного критерия "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг" составляет 0,2.
При этом как указано в пункте 3 Приложения N 1 к Информационной карте Документации о закупке оценка по критерию "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг" осуществляется на основании соответствия представленного Технического предложения Участника требованиям технического задания.
0 баллов - Техническое предложение Участника соответствует требованиям технического задания в полном объеме;
100 баллов - Техническое предложение Участника дополнено тестовым переводом русскоязычного текста на английский язык в области корпоративного управления компании электросетевого сектора, объемом не менее 6000 печатных знаков, с соблюдением всех необходимых условий перевода в соответствии с требованиями технического задания (отсутствие в переводе ошибок, пропусков, искажений смысла, правильность использованной терминологии и проч.)
Таким образом, вопреки выводам Управления неценовой критерий, установленный в пункте 3 Приложения N 1 к Информационной карте Документации о закупке "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг" имеет четкие критерии оценки. В пояснении к данному критерию указано, что оценка по данному критерию осуществляется на основании соответствия представленного Технического предложения Участника требованиям технического задания. Также данный критерий оценки имеет бальную оценку и весовой коэффициент.
Установление в Документации о закупке такого нестоимостного критерия как "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг" основано на Положении о закупке, и в полной мере соотносится с предметом спорной Закупки и потребностями Общества в получении услуг по переводу с русского языка на иностранные языки и/или с иностранных языков на русский язык, редактуре и корректуре выполненных переводов
Управление ссылается на то, что в Документации не приводится оригинальный или примерный текст переводов, по которому могла бы быть проведена оценка, не приведен исчерпывающий перечень всех необходимых условий перевода, не установлены критерии выявления в переводе искажений смысла или оценки правильности использования терминологии.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, Управлением не принято во внимание, что Обществом размещены разъяснения по запросу участника Закупки, в том числе в части порядка осуществления оценки по неценовому критерию "Техническое предложение, в том числе предложение по качеству оказания услуг" именно относящийся к оценке тестового перевода русскоязычного текста на английский язык. Заказчик предоставил возможность участникам осуществить перевод любого русскоязычного текста на английский язык по заданной тематике, при этом указав, что данный текст должен относиться к области корпоративного управления компании электросетевого сектора, иметь не менее 6000 печатных знаков, в тексте должны отсутствовать ошибки, пропуски, искажения смысла. В случае же включения в состав Документации о закупке конкретного русскоязычного текста участники бы были лишены возможности конкурировать между собой, а, следовательно, получить преимущество перед другими участниками по данному критерию.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
В пункте 4 Информационной карты Документации установлено, что место оказание услуг - г. Санкт-Петербург, а также указано, что более подробная информация о месте оказания услуг указана в Техническом задании и проекте договора.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта договора информация об объеме, сроках, стоимости оказываемых услуг определяется Заказчиком исходя из собственных потребностей и оформляется в виде Заявок, составленных по форме Приложения N 2 к настоящему Договору, в том числе и в части места оказания услуги.
В пункте 2 Технического задания указано следующее:
"Исполнитель обеспечивает возможность предоставления услуг устного/синхронного перевода за пределами Санкт-Петербурга, а также за пределами Российской Федерации.
При предоставлении услуг устного последовательного / синхронного перевода заказчиком дополнительно оплачивается аренда необходимого оборудования.
Стоимость услуг устного последовательного / синхронного перевода за пределами Российской Федерации будет оговариваться отдельно по каждому заказу и отражаться в калькуляции.
При предоставлении услуг устного последовательного / синхронного перевода за пределами Российской Федерации, трансфер, питание и проживание оплачиваются за счет Заказчика при предоставлении подтверждающих первичных документов (чеки, билеты)".
Таким образом, вопреки вводам Управления в Документации указан достаточные сведения о месте оказания услуг по договору, учитывая рамочный характер данного договора, предусматривающего оказание конкретных услуг по переводу по заданиям заказчика.
Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В рассматриваемом случае, Общество сформулировало в Документации о закупке требования, которые соответствуют предмету закупки и основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества, о потенциальном подрядчике, исполнителе, поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д. При этом, спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие ограничивающее конкуренцию.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества (Организатора торгов) вмененного ему нарушения требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 4 и 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, суд первой инстанции рассмотрел все обстоятельства дела, изложенные в решении Санкт-Петербургского УФАС от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания от 17.02.2021 по жалобе N Т02-135/21.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 12.11.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 ноября 2021 года по делу N А56-41834/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41834/2021
Истец: ПАО "Россети Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СВ ГРУПП ПРО"