город Воронеж |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А14-3362/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Бумагина А.Н.,
Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" "Воронежэнерго": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/135 от 30.11.2021 сроком до 18.10.2022, паспорт, диплом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Русаленко Н.В. - представитель по доверенности от 17.08.2021 сроком до 16.08.2022, удостоверение N 25603, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "ПС Отрадное": Черных Р.Н. - представитель по доверенности N 7 от 06.07.2021 сроком на 1 год, паспорт, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" "Воронежэнерго" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 по делу N А14-3362/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "Россети Центр" "Воронежэнерго" о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 14.02.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-16/2020, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.02.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-16/2020,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ПС Отрадное" (ОГРН 1183668033570, ИНН 3664237556),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" -"Воронежэнерго" (далее - заявитель, ПАО "МРСК-Центра") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, Управление, административный орган) от 14.02.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-16/2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 850 000 руб.
Также ПАО "МРСК-Центра" просило признать незаконным и отменить представление Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.02.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-16/2020.
Определением суда от 21.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПС Отрадное" (далее - ООО "ПС Отрадное", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2021 решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А14-3362/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на то, что судами не был оценен факт изменения ООО "ПС Отрадное" письмом от 08.07.2019 (исх. N 19) в заявке на технологическое присоединение наименование энергопринимающего устройства на "ВРУ строящегося дома".
В этой связи, суду необходимо установить повлияло или могло повлиять изменение наименования энергопринимающих устройств, их технических характеристик, на возможность проведения процедуры технологического присоединения, оценить обоснованность действий ООО "ПС Отрадное", ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", с учетом внесенных в заявку на технологическое присоединение изменений.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 по делу N А14-3362/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также судом первой инстанции произведена смена наименования заявителя ПАО "МРСК-Центра" на публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", Общество) в связи с внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 03.08.2021 соответствующими изменениями.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает недоказанным состава вмененного административного правонарушения, поскольку уровень напряжения и информация о количестве и мощности трансформаторов, указанные в заявке ООО "ПС Отрадное", не соответствовали объекту технологического присоединения. Также заявитель указывает не несоблюдение типовой формы заявки в связи с несоответствием уровня напряжения и мощности устройства для присоединения к спорным электрическим сетям.
В ходе рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции заявителем жалобы также были представлены письменные пояснения по существу спора.
От ООО "ПС Отрадное" и Воронежского УФАС России поступили отзывы с возражениями на апелляционную жалобу, а также дополнения к отзыву и письменные пояснения по существу спора.
Считают доказанным состав вменяемого административного правонарушения. Указывают, что положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП N861, Правила ТП), не содержат ограничения по уровню напряжения, на которое может быть подана заявка на технологическое присоединение.
ООО "ПС Отрадное" также ссылается на изменение наименования энергопринимающего устройства с "деревообрабатывающий цех" на "ВРУ строящегося дома", которое не влияет на возможность технологического присоединения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Центра" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители Воронежского УФАС России и ООО "ПС Отрадное" возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзывах и пояснениях по делу.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между ИП Козловым Е.Н. (арендодатель) и ООО "ПС Отрадное" (арендатор) 31.08.2018 был заключен договор аренды земельного участка площадью 71 532 кв.м. с кадастровым номером 36:16:5400001:803, расположенный по адресу Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала 36:16:5400001, с категорией земель: земли населенных пунктов, для проектирования и строительства комплекса жилых домов (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.6 договора, земельный участок передается арендатору для проектирования и строительства комплекса жилых домов в соответствии с утвержденным Генеральным планом территории.
Пунктом 3.1 договора установлено, что арендатор имеет право использовать земельный участок в порядке, установленном настоящем договором и действующим законодательством РФ исключительно в целях, указанных в пункт 1.6 договора.
Пунктом 4.2 договора установлена обязанность арендодателя передать арендатору часть земельного участка, указанную в пункте 1.1 договора.
Указанные земельный участок был принят ООО "ПС Отрадное" по акту приема-передачи от 31.08.2018.
ООО "ПС Отрадное" обратилось в ПАО "МРСК Центра"-"Воронежэнерго" с заявлением от 11.06.2019 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя - деревообрабатывающий цех, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:803 по адресу Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала, две точки присоединения. Максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 150 кВт, при напряжении 110 кВ (с распределением по точкам присоединения по 75 кВт каждая). Категория надежности II.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; документы, подтверждающие право собственности или иное право на земельный участок; выписка из ЕГРЮЛ; документы, подтверждающие полномочия руководителя или иного уполномоченного лица на подписание договора ТП (решение полномочного органа об избрании на должность, доверенность); доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы в случае, если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя; перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВт и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя.
17.06.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/26-1/5510) о предоставлении недостающих сведений и документов, в котором запросило документы, подтверждающие наличие у заявителя права на использование земельного участка.
В указанном уведомлении сетевая организация указала, что из содержания пунктов 1.1, 1.6, 3.1 и 4.2 договора аренды не усматривается наличие у ООО "ПС Отрадное" права пользования всем земельным участком с кадастровым номером 36:16:5400001:803. Кроме того, в соответствии со сведениями ЕГРН указанный земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.
Также сетевая организация просила откорректировать параметры мощности трансформаторов 110 кВ, устанавливаемых ООО "ПС Отрадное" для присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт, так как указанные в заявке трансформаторы имеют необоснованно завышенный номинал.
08.07.2019 ООО "ПС Отрадное" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 19) с указанием недостающей информации, а также изменением наименования энергопринимающего устройства на "ВРУ строящегося дома".
Также в данном письме имеются пояснения относительно размера и площади арендуемого земельного участка.
11.07.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/26-1/6375) о предоставлении недостающих сведений и документов, в котором повторно запросило документы, подтверждающие наличие у заявителя права на использование земельного участка со ссылкой на пункт 4.2 договора аренды.
19.07.2019 ООО "ПС Отрадное" вновь направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 20) с указанием недостающей информации, аналогичной ответу от 08.07.2019 исх. N19.
22.07.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/26-1/6682) о предоставлении недостающих сведений и документов, в котором указало на необходимость корректировки уровня напряжения присоединяемого объекта электросетевого хозяйства/энергопринимающего устройства.
05.08.2019 ООО "ПС Отрадное" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 21) с указанием о том, что недостающая информация была предоставлена 19.07.2019 исх.N20.
08.08.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/10-2/7383) о предоставлении недостающих сведений и документов, в котором вновь указано на необходимость корроктеровки уровня напряжения присоединяемого объекта электросетевого хозяйства/энергопринимающего устройства, а также на несоответствие поданной заявки типовому приложению к Правилам ТП.
21.08.2019 ООО "ПС Отрадное" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 22) с просьбой направить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдачи технических условий.
23.08.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/10-2/7949) о предоставлении недостающих сведений и документов, в котором в очередной раз указало на несоответствие уровня напряжения присоединяемого объекта электросетевого хозяйства/энергопринимающего устройства Правилам ТП.
23.09.2019 ООО "ПС Отрадное" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 23) с просьбой направить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдачи технических условий 30.10.2019.
30.10.2019 ПАО "МРСК Центра" направило ООО "ПС Отрадное" уведомление (исх. N МР1-ВР/26-1/10405) об аннулировании заявки.
01.10.2019 в Воронежское УФАС России от ООО "ПС Отрадное" поступило обращение (жалоба) (вх. N 01-11/2585) по вопросу неправомерности уклонения филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" от направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдачи технических условий. Также ООО "ПС Отрадное" просило обязать сетевую организацию подготовить и переедать для заключения проект договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами ТП.
В ходе рассмотрения обращения ООО "ПС Отрадное" с учетом представленных документов, Воронежским УФАС России были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
29.01.2020 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-16/2020 в отношении ПАО "МРСК Центра" в присутствии представителя Общества (по доверенности от 22.11.2019 NД-ВР) был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
14.02.2020 Управлением в присутствии представителей Общества были рассмотрены материалы административного дела N 036/04/9.21-16/2020 и вынесено постановление о признании ПАО "МРСК Центра" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 850 000 руб.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.01.2020 и постановлению об административном правонарушении от 14.02.2020 Обществу вменено нарушение пунктов 3, 4, подпункта "б" пункта 10, пункта 11, абзаца 3 пункта 15 Правил ТП N 861, выразившихся в необоснованном уклонении от направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения электрическим сетям в предусмотренный правилами срок (16.08.2019), ввиду несоответствия заявки ООО "ПС Отрадное" требованиям Правил ТП N 861.
При назначении наказания антимонопольным органом учтено наличие повторности совершения административного правонарушения, что подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении от 05.03.2018 N 22.04-9.21; от 22.03.2019 по делу N 36/04/9.21-44/2019; от 05.04.2019 по делу N 36/04/9.21-66/2019; от 16.05.2019 по делу N 36/04/9.21-117/2019; от 24.07.2019 по делу N 36/04/9.21-187/2019; от 06.08.2019 по делу N 36/04/9.21-200/2019; от 19.09.2019 по делу N 36/04/9.21-267/2019; от 03.10.2019 по делу N 36/04/9.21-311/2019; от 25.10.2019 по делу N 36/04/9.21-336/2019; от 23.11.2019 по делу N 36/04/9.21-312/2019, по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Также Управлением учтено, что на момент рассмотрения административного дела ООО "ПС Отрадное" не получило оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия (100 рабочих дней до направления письма об аннулировании заявки).
Пунктом 3 Управление постановило направить ПАО "МРСК Центра" представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения для исполнения.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ соответствующее представление было вынесено в адрес Общества 14.02.2020.
Согласно указанному представлению ПАО "МРСК Центра" необходимо принять меры по устранению административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
В этих целях исполняющему обязанности генерального директора - директору филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" необходимо совершить следующие действия:
1) издать распорядительный документ об организации проведения проверки знаний законодательства в сфере электроэнергетики, в том числе Правил сотрудников филиала ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения ПАО "МРСК Центра" требований Правил. При этом в распорядительном документе установить конкретные сроки проведения указанного мероприятия, а также систему оценки результата проверки знаний;
2) довести указанный распорядительный документ до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения ПАО "МРСК Центра" требований Правил;
3) обеспечить контроль за исполнением указанного распорядительного документа;
4) направить в ООО "ПС Отрадное" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Не согласившись с вынесенными 14.02.2020 постановлением и представлением, ПАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением по настоящему делу.
Оценке в данном споре подлежит правомерность (неправомерность) действий ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" по истребованию у ООО "ПС Отрадное" дополнительных документов, кроме тех, которые определены Правилами ТП N 861, а также корректировки потребителем уровня напряжения присоединяемого объекта электросетевого хозяйства/энергопринимающего устройства.
В ходе рассмотрения дела было также установлено, что 01.02.2022 между ИП Чурсиным А.Н., ИП Андреевым Д.А. (арендодатели) и ООО "ПС Отрадное" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 5662, согласно пункту 1.1 которого арендодатели обязуются предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату земельный участок площадью 2530 кв.м. с кадастровым номером 36:16:5400001:5662, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала 36:16:5400001.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется в аренду для проектирования и строительства комплекса жилых домов.
В соответствии со сведениями ЕГРН указанный земельный участок был образован путем из земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400001:803 (выписки от 22.09.2021 и от 11.02.2022 N 99/20222/449140793).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Пунктом 3 Правил ТП N 861 (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (пунктом 4 указанных Правил ТП).
Пунктом 6 Правил ТП предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пунктом 7 Правил ТП установлена процедура технологического присоединения, в которую в том числе входят следующие этапы:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с пунктом 8 Правил ТП для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Из содержания пункта 9 Правил ТП N 861 следует, что заявка должна содержать сведения, предусмотренные данной нормой, в зависимости от конкретных условий. В том числе, заявка должна содержать: наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт "б"); место нахождения заявителя (подпункт "в"); запрашиваемую максимальную мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов (подпункт "г"); количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств (подпункт "д").
Пунктом 10 Правил ТП предусмотрен перечень документов, который прилагается к заявке, в частности: однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя.
Согласно пункту 11 Правил ТП сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.
Доводы заявителя жалобы о том, что представленным договором аренды от 31.08.2018 не были подтверждены права ООО "ПС Отрадное" на объект недвижимости, подлежащий присоединению к электрическим сетям, на момент обращения с заявлением и в пределах срока направления оферты опровергаются материалами дела. Одно лишь несовпадение вида разрешенного использования земельного участка (возможность изменения которого предусмотрена действующим правовым регулированием) и его цели предоставления (ВРУ строящегося дома), заявка на подключение которого была направлена в ПАО "Россети Центра", не может являться основанием для истребования каких-либо иных документов.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил ТП в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с абзацем 13 пункта 15 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Приложениями N 4 - 7 к Правилам N 861 предусмотрены типовые формы заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.
При этом, какие-либо ограничения в отношении подключаемых энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства, в том числе по уровню напряжения, Правилами ТП N 861 не предусмотрены и зависят от информации, содержащейся в заявке.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм, следует, что действующее законодательство не предоставляет сетевой организации права отказаться от заключения договора при наличии возможности осуществить технологическое присоединение, вместе с тем, заявка на технологическое присоединение может быть аннулирована сетевой организацией только в определенных законом случаях и в установленные сроки.
Исходя из обстоятельств по спору, 19.07.2019 ООО "ПС Отрадное" направило в ПАО "МРСК Центра" письмо (исх. N 20) с указанием недостающей информации, то есть всю необходимую информацию и документы предусмотренные пунктами 9-10 Правил ТП. В свою очередь, сетевая организация обязана была направить для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки либо в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация должна была аннулировать заявку и уведомить об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
Однако, ПАО "МРСК Центра" продолжило направлять ООО "ПС Отрадное" уведомления о предоставлении сведений и документов (22.07.2019, 08.08.2019, 23.08.2019) и только 30.10.2019 аннулировало заявку.
Указанные действия являются нарушением пунктов 3, 6, 7, 11, абзацев 3 и 13 пункта 15 Правил ТП.
Судом первой инстанции обосновано отклонена ссылка ПАО "Россети Центра" на то, что Правила ТП не предусматривают возможность подключения оборудования уровень напряжения которого составляет 110 кВ, так как в типовой форме заявки на технологическое присоединение, предусмотренной в приложении N 7 к Правилам отсутствует класс напряжения 110 кВ.
Указанная позиция противоречит пунктам 3, 4, подпункту "б" пункта 10 Правил, приказу N 29/1 от 18.07.2019 "О внесении изменений в приказ УРТ от 25.12.2018 N55/1 "Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области в 2019 году", приказу N 31/1 от 15.08.2019 "О внесении изменений в приказ УРТ от 25.12.2018 N55/1 "Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области в 2019 году".
Судом первой инстанции также верно учтено, что ООО "ПС Отрадное" письмом исх. N 19 от 08.07.2019 изменило объект присоединения с деревообрабатывающего цеха на вводно-распределительное устройство (ВРУ) строящегося дома. Однако наличие технической возможности технологического присоединения у сетевой организации не изменилось.
Так, требованиями Правил ТП на этапе уточнения сетевой организации заявки на технологическое присоединение не установлен запрет на изменение наименования энергопринимающего устройства, при этом, иные характеристика указанные в заявке не были изменены заявителем (на момент рассмотрения административного дела). Доказательств обратного в материалы судебного дела сетевая организация не предоставила, судом в ходе рассмотрения настоящего спора не установлено.
При этом, исходя из положений пунктов 3 и 30 Правил ТП, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно части 1 статьи 1.5 данного КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 этого КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ПАО "МРСК Центра" (в последствии - ПАО "Россети Центра") нарушило установленные законодательством сроки направления оферты и подписания соответствующего договора об осуществлении технологического присоединения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в его действиях усматривается событие и состав вмененного административного правонарушения.
Каких-либо обстоятельств, влияющих на невозможность ПАО "Россети Центра" направить в установленный срок оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий судом не установлено.
Неустранимых сомнений в виновности ПАО "Россети Центра" апелляционная коллегия не усматривает.
Обстоятельств, исключающих вину общества на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, не установлено.
Наличие квалифицирующего признака - повторность, усматривается.
Таким образом, деяние квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ верно.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Также при назначении наказания, антимонопольным органом было верно учтено то обстоятельство, что ООО ПС "Отрадное" на момент вынесения настоящего постановления не получило от ПАО "Россети Центра" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, фактический общий срок рассмотрения ПАО "Россети Центра" заявки ООО ПС "Отрадное" на технологическое присоединение к электрическим сетям (100 рабочих дней до момента направления письма об аннулировании заявки).
В силу специфики своей профессиональной деятельности ПАО "Россети Центра", являясь крупнейшей сетевой организацией региона, должно знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, а также обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно назначил заявителю административный штраф в размере - 850 000 руб. (свыше минимального, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в части признания совершенного ПАО "Россети Центра" правонарушения малозначительным, ст. 4.1.1 в части замены назначенного заявителю административного штрафа на предупреждение, равно как и ч.ч. 3.1, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ относительно снижения назначенного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оценивая вынесенное антимонопольным органом представление от 14.02.2020, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Представление выносится административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о назначении административного наказания.
Поскольку у антимонопольного органа имелись основания для привлечения ПАО "Россети Центра" к административной ответственности, у него также имелись основания для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших его совершению в части пунктов 1-3 представления от 14.02.2020.
Суд учитывает, что указанными пунктами на ПАО "Россети Центра" не возлагается обязанность совершения каких-либо конкретных действий, данные пункты направлены на недопущение нарушений, не нарушают прав Общества.
Однако, судом апелляционной инстанции учтено, что 01.02.2022 между ИП Чурсиным А.Н., ИП Андреевым Д.А. (арендодатели) и ООО "ПС Отрадное" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5662, согласно пункту 1.1 которого арендодатели обязуются предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату земельный участок площадью 2530 кв.м. с кадастровым номером 36:16:5400001:5662, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала 36:16:5400001.
В соответствии со сведениями ЕГРН указанный земельный участок был образован путем из земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400001:803 (выписки от 22.09.2021 и от 11.02.2022 N 99/20222/449140793).
Судебной коллегией принимается во внимание, что на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции изменилась одна из характеристик указанных ООО "ПС Отрадное" в заявке на технологическое присоединение ПАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", а именно изменились: площадь и конфигурация земельного участка, а соответственно и кадастровый номер -36:16:5400001:5662 данного участка.
В этой связи, судом усматривается (на момент рассмотрения спора в апелляционной инстанции) не исполнимость пункта 4 представления (направить в ООО "ПС Отрадное" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия), поскольку представление от 14.02.2020 было следствием правомерного привлечения к административной ответственности именно на основании заявки на технологическое присоединение с определенными характеристиками, одна из которых в настоящее время изменена, ввиду чего судебная коллегия приходит к выводу о незаконности представления в соответствующей части.
Таким образом, решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 следует отменить в части и признать недействительным пункт 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.02.2020 по делу N 036/04/9.21-16/2020 об административном правонарушении.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 по делу N А14-3362/2020 отменить в части.
Признать недействительным пункт 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.02.2020 по делу N 036/04/9.21-16/2020 об административном правонарушении.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 по делу N А14-3362/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3362/2020
Истец: ПАО "МРСК-Центра-"Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: ООО "ПС Отрадное"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3887/20
17.08.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3362/20
19.01.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5504/20
20.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3887/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3362/20