г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-156822/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
А.И.Трубицына, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2021
по делу N А40-156822/21
по заявлению ООО "ДЭЗИС"
к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
о признании незаконным распоряжения от 15.07.2021,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Рыжикова Т.А. по дов. от 27.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЭЗИС" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжение Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - ответчика, ГЖИ г.Москвы) от 15.07.2021 N 10118-РП об отказе внесения изменений в реестр лицензий и возвращении заявлений.
Решением суда от 30.11.2021 требование удовлетворено, распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 15.07.2021 N 10118-РП об отказе внесения изменений в реестр лицензий и возвращении заявлений признано незаконным и отменено.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2021 года в адрес ГЖИ г.Москвы было отправлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением Договора управления многоквартирным домом с приложением документов указанных в описи.
19 мая 2021 года электронные образы документов по проведенному ОСС также были размещены на сайте ГИС ЖКХ. 15 июля 2021 года распоряжением N 10118-РП ГЖИ г.Москвы отказало ООО "ДЭЗИС" во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления.
Посчитав распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ДЭЗИС" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 20.03.2015 N 077000097.
Собственниками жилых помещений 30 апреля 2021 года было проведено общее собрание оформленное протоколом ОСС N 1/21 по адресу: г.Москва, пос.Первомайское, д.Горчаково, ул.Школьная, д. 15.
Инициатором общего собрания в адрес ООО "ДЭЗИС" переданы копии документов согласно, требованиям ч.1 ст.46 ЖК РФ, а именно: протокол общего собрания со всеми приложениями, очно-заочные решения, Акты о размещении уведомления об итогах голосования, уведомление об итогах проведенного голосования ОСС.
Согласно ч.1.1 ст.46 ЖК РФ копии вышеуказанных документов переданы в Государственную жилищную инспекцию города Москвы на ответственное хранение. 20 мая 2021 года в адрес ГЖИ г.Москвы отправлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением Договора управления многоквартирным домом с приложением документов указанных в описи.
19 мая 2021 года электронные образы документов по проведенному собранию размещены на сайте ГИС ЖКХ.
02 июня 2021 года ООО "ДЭЗИС" со стороны ГЖИ г.Москвы получен запрос N МЖИ-05-22356/21 о предоставлении сведений и документов в рамках рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий по управлению МКД.
07.06.2021 года в адрес ГЖИ г.Москвы отправлен ответ N 284/21 с предоставлением сведений и документов, указанных в запросе. Иных запросов о предоставлении дополнительных документов со стороны ГЖИ г.Москвы не поступало.
15 июля 2021 года ГЖИ г.Москвы распоряжением N 10118-РП вынесен отказ во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления.
Основанием для отказа послужило по мнению ответчика, что ООО "ДЭЗИС" не выполнены требования ч.10.1 ст. 162 ЖК РФ, п. 19 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", а именно что в ГИС ЖКХ не размещены сведения об общем собрании собственников помещений в МКД по указанному выше адресу.
Вопреки доводам ответчика, согласно ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При рассмотрении заявления о включении в реестр управления домами сведений об управляющей организации в отношении дома указанного в заявлении орган государственного жилищного надзора обязан проверить полноту и достоверность сведений, опираясь, в том числе, на информацию, раскрытую в соответствии с лицензионными требованиями.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Документом, регламентирующим порядок внесения изменений в реестр лицензий по управлению МКД в связи со сменой управляющей организации, является Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации". Согласно п.2 указанного Приказа изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3,3.1,5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ответчик ссылался на то, что заявителем не выполнены требования п. 19 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Судом установлено, что при обращении ГЖИ г.Москвы, в описи приложенной со стороны ООО "ДЭЗИС" к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий п. 15 приложен скриншот с информацией о размещении информации на ГИС ЖКХ.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 сентября 2015 г. N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" утвержден перечень необходимый для размещения со стороны лицензиата, а именно:
Согласно п.5 указанного приказа состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 г. N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" а именно:
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают:
1.1. адрес многоквартирного дома;
1.2. номер и дата договора управления многоквартирным домом;
1.3. дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.4. дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.5. дата расторжения договора управления многоквартирным домом;
1.6. основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
2. В системе также подлежат размещению:
2.1. электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
2.2. электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
2.3. электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.
Размещение информации об общем собрании собственников помещений в системе - обязанность инициатора собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Если же управляющая организация - не инициатор собрания, то оригиналы документов, полученные от инициатора, она передаёт в ГЖИ, но обязанности размещать сведения об ОСС в ГИС у неё не появляется.
При этом передача в ГЖИ может осуществляться любым способом, позволяющим подтвердить факт получения.
По информации находящейся на сайте ГИС ЖКХ со стороны ООО "ДЭЗИС" указанные требования были выполнены в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель 19.05.2021 разместил протокол собрания, договор управления, реестр заключенных договоров и иные документы по проведенному собранию.
Из материалов дела следует, что протокол общего собрания собственников МКД, на момент вынесения Мосжилинспекцией оспариваемого распоряжения являлся действующим.
Из протокола общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома следует, что собственники помещений в МКД по спорному адресу приняли решение о смене способа управления на управляющую организацию и о заключении договора управления с ООО "ДЭЗИС".
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
При указанных обстоятельствах какая-либо правовая неопределенность относительно лица, правомочного осуществлять управлением спорным многоквартирным домом отсутствовала, предоставленные ООО "ДЭЗИС" сведения не противоречат сведениям, содержащимся в реестре лицензий, поскольку приложенные к заявлению документы свидетельствовали о прекращении права управления многоквартирным домом ООО "УК "Оазис" Какие-либо иные документы для принятия решения не требовались.
Какими-либо сведениями, подтвержденными документально, о наличии судебных споров по вопросам определения лица правомочного осуществлять управление многоквартирным домом по состоянию на 15.07.2021, Мосжилинспекция не располагала.
Не размещение сведений, указанных в пункте 19 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не является препятствием для внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем представлены все имеющие документы, позволяющие провести надлежащую правовую экспертизу.
Не опубликование сведений, а именно информации об итогах голосования общих собраний, количества участников голосования по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количества голосов, поданных "за" по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количества голосов, поданных "против" по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количества голосов, поданных "воздержался" по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, не является препятствием при анализе представленного заявителем протокола собрания.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Мосжилинспекции не было оснований для отказа заявителю во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и вынесению распоряжений от 15.07.2021 г. N 10118-РП и возвращения заявления.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2021 по делу N А40-156822/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156822/2021
Истец: ООО "ДЭЗИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ