г. Саратов |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А57-12859/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Ткаченко Л.Н., действующей на основании доверенности от 23.01.2020 N 63-01-10, представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Жилой квартал" Горюновой А.М., действующей на основании доверенности от 14.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2021 года по делу N А57-12859/2021 (судья Мамяшевой Д.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (410005, г. Саратов, ул. Степана Разина, д. 80, ОГРН 1116450015571, ИНН 6452096034),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), Попова Татьяна Ивановна (г. Саратов),
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (далее - ООО "УК "Жилой квартал", управляющая компания, общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, инспекция, административный орган) от 28.04.2021 N 09-05-05л.
Решением суда первой инстанции от 07 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Жилой квартал" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным представителем уполномоченного органа в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18 января 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 29.03.2021 N 305-05-07л ГЖИ Саратовской области проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" в отношении ООО УК "Жилой квартал" в связи с обращением от 09.03.2021 собственника квартиры N 110 в многоквартирном доме N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова по вопросу завышения размера платы за коммунальные услуги (т.1 л.д.45).
В ходе проведения инспекцией установлено, что жилое помещение N 110 многоквартирного дома 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова оборудовано индивидуальными приборами учёта (далее - ИПУ) горячей и холодной воды. В многоквартирном доме 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно расчёту по формуле 23 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по данному жилому помещению в январе 2021 года составил 139,55 руб.
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" по данному жилому помещению произвело начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в январе 2021 года в размере 140,00 руб.
По мнению инспекции, управляющей компанией нарушены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а именно: по жилому помещению N 110 многоквартирного дома 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь 2021 года произведено с нарушением требований пункта 42 Правил N 354, начисленный размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствовал размеру, определённому по формуле 23 приложения N 2 к Правилам.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 28.04.2021 N 35-05-06л (т.1 л.д.50-52).
28 апреля 2021 года ГЖИ Саратовской области выдано предписание N 09-05-05л, которым ООО "УК "Жилой квартал" предписано в срок по 09.08.2021 произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь 2021 года в соответствии с требованиями пункта 42 Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил их законности вынесенного предписания. Не смотря на правильное применение обществом при расчёте формулы 23, необоснованное округление заявителем итогового размера платы за потреблённый коммунальный ресурс повлекло искажение размера платы и, соответственно, нарушение прав граждан.
Согласно доводам апелляционной жалобы расчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производился в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, следовательно, нарушения данных Правил, указанные в акте проверки и оспариваемом предписании, обществом не допущено. ООО "УК "Жилой квартал" указывает, что предписание инспекции не соответствует принципам конкретности и правовой определённости, не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые общество должно совершить или от совершения которых должно воздержаться.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
На основании пункта 6 Положения о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 12.05.2005 N 152-П (далее - Положение), инспекция уполномочена на осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством области, лицензионного контроля.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, определённом законодательством Российской Федерации выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Аналогичные полномочия инспекции указаны в пункте 9 Положения.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентирован Правилами N 354.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами,
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учёта горячей воды.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23:
*, где:
* - объем потреблённой за расчётный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определённый по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учёта объем потреблённой горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчётного объёма, определённого в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
*- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчётный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утверждённого норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно акту проверки от 28.04.2021 N 35-05-06л исходя из расчёта по формуле 23 приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по жилому помещению N 110 многоквартирного дома 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова, оборудованному ИПУ горячей и холодной воды, в январе 2021 года составил: 1 куб.м х 28,07 руб. + 1 куб.м х 0,05528 Гкал/куб.м х 2016,66 руб. = 139,55 руб. (т.1 л.д.50-52).
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" по данному жилому помещению произвело начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в январе 2021 года в размере 140,00 руб. (т.1 л.д.105).
Как следует из апелляционной жалобы и подтверждено материалами дела, расчёт платы за январь 2021 года по квартире N 110 общество и инспекция фактически произвели по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354, то есть в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
Однако общество при проведении расчёта платы применило округление итогового размера платы с 139,55 руб. до 140,00 руб.
Таким образом, имело место нарушение ООО "УК "Жилой квартал" пункта 42 Правил N 354, выразившееся в начислении собственнику жилого помещения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь 2021 года в размере, не соответствующем размеру, определённому по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, использование при расчёте необходимой формулы не свидетельствует о правильности математического результата ввиду применения округления итогового размера платы.
Суд первой инстанции правильно указал, что при определении размера платы в порядке пункта 42 Правил N 354 по каждому лицевому счету не предусмотрено ни округление объёма поставленного коммунального ресурса, ни итогового размера платы.
Правового обоснования иного подхода к применению пункта 42 Правил N 354 обществом не приведено.
Таким образом, несмотря на то, что общество фактически обоснованно применило в расчётах требования пункта 42 Правил N 354, формулы N 23 приложения N 2 к Правилам N 354, допущенные ООО "УК "Жилой квартал" арифметические ошибки не позволяют признать такой расчёт обоснованным.
Как было указано выше, формула N 23 приложения N 2 к Правилам N 354 учитывает объем (количество) потреблённого коммунального ресурса и тариф на коммунальный ресурс. Следовательно, необоснованное применение заявителем округлённого размера потреблённого ресурса неизбежно ведёт к искажению размера платы, начисляемого по каждому лицевому счету, и соответственно нарушению прав граждан-потребителей.
Таким образом, у ГЖИ Саратовской области имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, которое, в свою очередь содержит указание на нарушенные обществом правовые нормы, мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения допущенных нарушений, и конкретный срок исполнения таких мероприятий.
Согласно указанному предписанию, общество должно произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь 2021 года в соответствии с требованиями пункта 42 Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить по формуле 23 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемое предписание является конкретным и исполнимым, поскольку содержит ясно выраженное требование произвести перерасчёт платы в строгом соответствии с вышеуказанной формулой.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое предписание не влечёт нарушения прав общества, поскольку потребитель в любом случае оплатит тот объём коммунальной энергии, который зафиксировал ИПУ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что предписание ГЖИ Саратовской области от 28.04.2021 N 09-05-05л является законным и обоснованным, и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и были обоснованно отклонены.
Доводы заявителя не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2021 года по делу N А57-12859/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12859/2021
Истец: ООО УК Жилой квартал
Ответчик: ГЖИ Саратовской области, ГЖИ СО
Третье лицо: Попова Татьяна Ивановна