г. Воронеж |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А48-4572/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Кораблевой Г.Н., |
|
Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабковой О.В.,
при участии:
от некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8": Логвинова С.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" на решение Арбитражного суда Орловской области от 07 декабря 2021 года по делу N А48-4572/2021 (судья Юдина А.Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8" (ИНН 5753063351, ОГРН 1155749008337) к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) о взыскании 8 255 руб. 43 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8" (далее - ООО "УК ЖЭУ N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - Фонд капитального ремонта, ответчик) о взыскании 8 255 руб. 43 коп. задолженности за восстановительный ремонт.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07 декабря 2021 года по делу N А48-4572/2021 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в иске отказать.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2022 г. указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 11 февраля 2022 года представитель Фонда капитального ремонта не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 11 февраля 2022 года представитель истца в отношении доводов апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда законным, по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на жалобу, просил оставить его без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
От Фонда капитального ремонта в материалы дела через электронный сервис "Мой арбитр" поступили письменные объяснения по делу, согласно которым ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по решению общего собрания собственников помещений от 27 мая 2016 г. многоквартирный дом N 68в по ул. Октябрьской в г. Орле, оборудованный грузопассажирскими лифтами, передан в управление общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8".
Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, в соответствии с постановлением администрации города Орла от 10 июля 2014 года N 2711/1.
Согласно областной адресной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482, плановый период капитального ремонта многоквартирного дома установлен с 2033 по 2035 г.г.
Подрядная организация, осуществляющая обслуживание лифтового оборудования многоквартирного дома, выявила его износ и письмом от 28 апреля 2020 г. сообщила управляющей компании о необходимости срочной замены детали оборудования.
Получив сообщение, управляющая компания 30 апреля 2020 г. направила региональному оператору требование о безотлагательном проведении работ капитального характера лифтового оборудования в подъезде N 4 многоквартирного дома N 68 по ул. Октябрьской г. Орла, которое осталось без удовлетворения.
Поскольку очередность проведения капитального ремонта для дома не была изменена, подрядной организацией по заданию и за счет истца были выполнены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования вместо ответчика, в связи с их неотложностью и в целях безопасности жителей многоквартирного дома.
Осуществление ремонта, заключающегося в замене каната ограничителя скорости лифта в подъезде N 4 многоквартирного дома, стоимость такой замены на сумму 8 255 руб. 43 коп. подтверждаются актами формы КС-2, КС-3. Выполненные работы были оплачены истцом платежным поручением N 222 от 28 мая 2020 г.
Полагая, что расходы по ремонту лифтового оборудования подлежат возмещению за счет средств фонда, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Возражая на иск, ответчик указал, что срок проведения капитального ремонта общего имущества данного дома не наступил, документы, подтверждающие несение спорных расходов и основания их несения, в дело не представлены, доказательства того, что собственники помещений в доме приняли решение о капитальном ремонте, также как и того, что истец предпринимал действия, необходимые для проведения общего собрания собственников, отсутствуют.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходя из того, что выполненные по заданию истца работы отнесены к работам капитального характера, посчитал, что израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение капитальных работ подлежат возмещению региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о возникновении обязанности ответчика возместить расходы, понесенные истцом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Порядок зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома установлен положениями статьи 17 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области".
Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации. При этом подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются нотариально заверенные копии акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) и документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 1-3 статьи 17).
Согласно пункту 4 той же статьи региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения. Основанием для принятия решения об отказе в осуществлении зачета средств является неисполнение требований, содержащихся в частях 1 - 3 настоящей статьи.
По смыслу анализируемых положений жилищного законодательства, направленных на защиту интересов собственников жилья без ущерба для финансовой устойчивости регионального оператора, в случае, когда ремонт проведен по решению собственников за их счет раньше установленных региональной программой сроков, возместить понесенные расходы возможно лишь посредством зачета потраченной суммы в счет будущей обязанности по уплате взносов.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" не предусматривают возможности требовать возврата перечисленных в фонд и не израсходованных на капитальный ремонт денежных средств, либо использовать иные способы возмещения понесенных затрат.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2017 г. по делу N А14-14886/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2021 г. по делу N А32-14427/2020.
Сведения о том, что управляющая компания ранее обращалась к фонду с заявлением о зачете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, в деле отсутствуют.
При вышеизложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, а принятое по делу решение - отменить, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным данной статьей.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
С учетом результатов рассмотрения дела, понесенные некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению за счет истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 07 декабря 2021 года по делу N А48-4572/2021 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 8" (ИНН 5753063351) в пользу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4572/2021
Истец: ООО "УК ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N8"
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"