город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2022 г. |
дело N А32-34785/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования Мостовский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2021 по делу N А32-34785/2021
по заявлению администрации муниципального образования Мостовский район
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Мостовский район (далее -администрация, администрация МО Мостовский район) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, управление) о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.05.2021 N 03-3-17.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что текст оспариваемого предостережения не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний и распоряжений, а носит лишь информационный характер.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация МО Мостовский район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что управление, вынося предостережение, необоснованно и в отсутствие доказательств возложило бремя вины на администрацию. Предостережением на администрацию возложены обязанности провести рекультивацию земель, на основании разработанного проекта рекультивации земель. Администрация не проводила действий, которые привели к скоплению дождевой воды. Управление было освобождено от доказывания соответствия вынесенного предостережения закону или иному нормативному правовому акту, дополнительные пояснения управления не соотносятся с ранее выданным предостережением.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Мостовского района поступило обращение по факту нарушения природоохранного, земельного законодательства, которое направлено в адрес Росприроднадзора.
В рамках рассмотрения поступивших материалов 07.04.2021 Росприроднадзором осуществлен выезд по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, ст-ца Ярославская, пер. Чапаева, д. 14, земельный участок с кадастровым номером 23:20:1301004:54.
В ходе обследования участка установлено, что на не разграниченном земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 23:20:1301004 (место с координатами: 44.624188 40.458332; Краснодарский край, Мостовской район, ст-ца Ярославская), граничащем с земельными участками с кадастровыми номерами 23:20:1301004:54, 23:20:1301004:57 имеется факт ухудшения качественного состояния земель в результате водной эрозии почвы. Росприроднадзором установлено, что на не разграниченном земельном участке отводов для воды нет.
Росприроднадзором по результатам обследования вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.05.2021 N 03-3-17, в соответствии с которым администрации предложено принять меры в целях профилактики нарушений по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
Считая незаконным предостережение, администрация оспорила его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что критериями подведомственности спора арбитражному суду являются субъектный состав и экономический характер спора.
Для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, среди прочего, проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Администрация в жалобе указывает на то, что она не проводила действий, которые привели к скоплению дождевой воды.
Вместе с тем, в оспариваемом документе не устанавливается вина кого-либо, а констатируется факт ухудшения качественного состояния земель в результате водной эрозии почвы, поскольку отсутствуют отводы для воды, в результате чего накапливается вода.
Фактически правообладателем и распорядителем земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района, в настоящем случае администрация МО Мостовский район, с чем лица, участвующие в деле, в том числе администрация, не спорят.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное предостережение не является ненормативным правовым актом, вопрос о незаконности которого может быть разрешен арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, на основании чего отклоняются ссылки администрации об освобождении от бремени доказывания.
Исходя из материалов дела, управлением по результатам обследования администрации выдано предостережение, согласно которому ей предложено принять меры в целях профилактики нарушений по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
Согласно пункту 4 части 2, части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения законодательно установленных требований выдается при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований в целях профилактики нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами.
Оспариваемое предостережение не порождает экономического спора, поскольку содержит лишь предложение юридическому лицу по устранению выявленных с позиции управления нарушений в целях предотвращения (профилактики) совершения возможных правонарушений.
Выданное управлением предостережение, согласно его содержанию, не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает факт нарушения со стороны администрации требований действующего законодательства и не порождает препятствий для осуществления заявителем экономической деятельности, вопреки доводам апелляционной жалобы.
Доводы администрации о том, что предостережением на администрацию возложены обязанности провести рекультивацию земель, на основании разработанного проекта рекультивации земель, признается коллегией как неверное толкование содержания предостережения, поскольку в оспариваемом предостережении даны ссылки на нормы земельного кодекса, включительно с нормами о рекультивации. Предостережением Росприроднадзором предложено принять исчерпывающие меры к соблюдению требований земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2021 по делу N А32-34785/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34785/2021
Истец: Администрация МО Мостовский район, Администрация муниципального образования Мостовский район
Ответчик: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования