город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2022 г. |
дело N А32-27166/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Ясиновская С.В. по доверенности от 15.02.2022;
от ответчика: представитель Султаншина А.А. по доверенности от 03.06.2020;
от третьих лиц: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная оценочная компания" "Эксперт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 по делу N А32-27166/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Южная оценочная компания" "Эксперт" (ИНН 2308099010, ОГРН 1042303648925) к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк"
(ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142) при участии третьих лиц: Министерства экономического развития; Федеральной налоговой службы России; Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконными действий банка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная оценочная компания" "Эксперт" (далее - истец, ООО "Южная оценочная компания" "Эксперт", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (далее - ответчик, ПАО "Промсвязьбанк", банк), согласно которому просит:
- признать незаконными действия ПАО "Промсвязьбанк", выразившиеся в переводе договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности N 72-20033/1217 от 03.07.2020 на период погашения по кредитному договору, и в списании денежных средств со счета, открытого ООО "Южная оценочная компания "Эксперт" в ПАО "Промсвязьбанк" в размере 1 629 814,20 руб. в счет исполнения обязательств по договору об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности N 72-20033/1217 от 03.07.2020.
- обязать ПАО "Промсвязьбанк" в полном объеме списать задолженность по договору об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности N 72-20033/1217 от 03.07.2020, включая проценты по кредитному договору, начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору.
- обязать ПАО "Промсвязьбанк" восстановить положение, существовавшее до нарушения прав ООО "Южная оценочная компания "Эксперт", вернув на счет ООО "Южная оценочная компания "Эксперт" денежные средства, списанные ПАО "Промсвязьбанк" по ордерам в счет погашения ссуды и начисленных процентов в рамках договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности N 72-20033/1217 от 03.07.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерства экономического развития; Федеральной налоговой службы России; Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе истец, настаивая на обоснованности исковых требований, указывает на применение судом первой инстанции положений Правил N 1976 в редакции, действующей с 02.12.2020. Заемщик рассчитывал на то, что мониторинг численности работников будет осуществляться по состоянию на 01.06.2020. ФНС располагала данными о численности работников за май 2020, но не осуществила выгрузку в программу в установленном порядке. Неактуальность сведений и некорректность отображения данных, размещенных в информационном сервисе ФНС России, не может влечь для заемщика неблагоприятные последствия.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ответчика - доводы отзыва на жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (Правила предоставления субсидий).
22 июня 2020 года истец обратился в банк с заявлением N 034301963342641 о выделении кредитных средств в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 696.
На основании заявления-оферты на заключение договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования "Без бумаг 2.0" от 03.07.2020, между клиентом и банком заключен кредитный договор N 72/130340/004.
В соответствии с пунктом 1.10.1 заявления - оферты заемщик ознакомлен и согласен с действующими на дату заключения договора кредита Правилами предоставления кредитов ПАО "Промсвязьбанк" в рамках кредитования на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления кредитов).
Лимит выдачи кредитной линии 3 153 800 руб. (пункт 1.1 кредитного соглашения).
Срок кредитной линии: до 30.06.2021 включительно (пункт 1.4 кредитного соглашения).
В соответствии с пунктом 1.5 кредитного соглашения по кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка:
1.5.1 - 1.5.2 в размере 2 (два) процента годовых (далее - льготная ставка кредитования) применяется в течение базового периода соглашения, а также в течение периода наблюдения по соглашению при выполнении заемщиком условия перехода на период наблюдения;
1.5.3. в размере 12 (двенадцать) процентов годовых (далее - стандартная процентная ставка), применяется в течение периода погашения по соглашению.
Общий срок предоставления кредитов в рамках кредитной линии до 30 ноября 2020 года (включительно). В случае если в указанный период дополнительные соглашения о предоставлении кредита не были заключены, обязанность кредитора по предоставлению кредитов прекращается.
В период с 09.07.2020 по 14.10.2020 истец получил 7 траншей кредитных средств на сумму 3 153 800 рублей.
Согласно пункту 4.3 Правил предоставления кредитов погашение задолженности по основному долгу, в том числе задолженность по процентам, включенная в основной долг в соответствии с пунктом 4.6. Правил предоставления кредитов, по предоставленному кредиту производится заемщиком ежемесячно равными долями в течение периода погашения по договору в следующие сроки:
28.12.2020, 28.01.2021 и 01.03.2021 - в случае, если условия, установленные п. 4.1 Правил предоставления кредитов для начала течения периода наблюдения не были соблюдены (пункт 4.3.1 Правил предоставления кредитов).
30.04.2021, 30.05.2021 и 30.06.2021 - в случае наступления периода наблюдения (пункт 4.3.2 Правил предоставления кредитов).
В случае, если дата платежа совпадает с нерабочим (в том числе выходным и(или) нерабочим праздничным) днем, то дата платежа переносится на следующий рабочий день.
Согласно пункту 4.4. Правил предоставления кредитов обязательства заемщика по договору могут быть прекращены полностью или частично по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе, на основании прощения долга. Кредитор в соответствии с программой может принять решение о прощении полностью или частично задолженности или ее части по договору.
Решение о прощении долга может быть принято кредитором, в том числе, при одновременном соблюдении следующих условий:
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик, являющийся индивидуальным предпринимателем не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 (Восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- заемщиком не нарушены иные условия программы.
При этом, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 90 (Девяносто) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в полном объеме. Если численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила менее 90 (Девяносто), но не менее 80 (Восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в размере 50 процентов от суммы задолженности. Оставшаяся задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном пунктом 4.1. договора.
Из материалов дела следует, с 01.12.2020 ответчик перевел истца на период наблюдения. 31.03.2021 по итогам очередного мониторинга банк уведомил общество о списании 50% задолженности по Соглашению и переводе оставшейся суммы кредита на период погашения в связи со снижением численности работников более чем на 10% по сравнению с численностью, определенной в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий.
В соответствии со сведениями информационного сервиса Федеральной налоговой службы в отношении вышеуказанного заемщика:
- численность по данным ФНС России на 01.06.2020 составила 58 человек;
- дата подачи заявления: 22.06.2020;
- численность на 01.03.2021 составила 51 человек.
На основе указанных сведений информационного сервиса ФНС России банк применил следующий расчет численности сотрудников: 51/58 = 0,88 или 88%, то есть снижение более чем на 10%.
В связи с переводом заемщика на период погашения банком было произведено списание денежных средств с расчетного счета заемщика в размере 50% задолженности по кредитному соглашению равными долями в общей сумме 1 629 814,20 рублей.
Истец указывает на то, что базовая численность работников должна определяться по состоянию на 01.06.2020, на данный момент в соответствии с отчетами СЗВ-М численность работников составляла 50 человек, в связи с чем действия банка истец считает неправомерными.
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (п. 2 ст. 819 ГК РФ).
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на нарушение истцом условия о сохранении численности работников.
Так, согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 58 человек согласно отчетности СЗВ-М за апрель 2020 года и снизилась до 51 человека по состоянию на 01.03.2021, что менее 90%, но не менее 80% (а именно 87,9%) численности работников по сравнению с численностью на 01.06.2020, указанной на сервисе ФНС.
В связи с чем банк в соответствии с Правилами был обязан перевести кредитный договор на период погашения и затребовать возврата 50% задолженности согласно установленного графика.
Из материалов дела следует, что кредитное соглашение заключено между обществом и банком в целях предоставления кредитов на льготных условиях, при этом банк вправе претендовать на получение субсидий из федерального бюджета в целях компенсации неполученных доходов.
Судом установлено, что банк выполнил свои обязательства по кредитному соглашению и предоставил заемщику кредиты: 09.07.2020 в сумме 719 788, 57 руб., 14.07.2020 в сумме 718 176, 61 руб., 21.07.2020 в сумме 250 000,00 руб., 06.08.2020 в сумме 1 097 469,96 руб., 10.08.2020 в сумме 98 406,67 руб., 14.09.2020 в сумме 278 819,80 руб., 14.10.2020 в сумме 116 138,39 руб. Указанное подтверждается выпиской по счету заемщика.
Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) (пункт 1 Правил предоставления субсидий).
Кредитные отношения регулируются кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696, которыми предусмотрено, что банк не проводит расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФПС.
Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий. В силу п. 3.9 Общих условий кредитования при кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.
Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между банком и заемщиком.
Правилами предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитном) договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий.
Согласно п. 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФПС.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 N Д13И-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 N 37876-ТИ/Д13и при снижении численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и. соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.
В силу абз. 7 п. 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату. размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абз. 3 п. 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Исходя из данных положений, банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено, что в Правила предоставления субсидий внесены изменения Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1032 (дата официального опубликования - 15.07.2020), от 30.11.2020 N 1976 (дата официального опубликования - 02.12.2020).
Уведомление о переводе истца на период погашения датировано 30.11.2020, то есть до официального опубликования Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976. В абзаце 6 пункта 5 Правил предоставления субсидий, установлено, что период наблюдения по кредитному договору (соглашению) - период с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения. Кредитным договором (соглашением) должен быть предусмотрен переход на период наблюдения или период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с настоящими Правилами.
По мнению истца, численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил предоставления субсидий, должна определяться исходя из численности работников заемщика на момент обращения в Банк (22.06.2020), то есть за май 2020 в количестве 50 чел. Истец ссылается на письмо ФНС России N 19-2-04/0333 от 19.08.2021, согласно которому сведения о численности работников истца по итогам мая 2020 года в количестве 50 человек поступили из ПФР в ФНС России 11.06.2020, при этом размещение сведений за май 2020 года в информационном сервисе платформы было произведено лишь в период с 17 по 24 июня 2020 года.
Вопреки доводам истца, численность работников заемщика определяется банком на основании сведений информационного сервиса ФНС, отображающего данные о поданных заемщиком в ПФР отчетов о численности работников по форме СЗВ-М, в связи с чем доводы истца о необходимости учета банком фактической численности работников противоречат Правилам предоставления субсидии.
В силу прямого указания абз. 3 - 4 п. 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяются на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС. при этом источником таких сведения являются подаваемые заемщиком в органы ПФР отчеты о застрахованных лицах (СЗВ-М) и передаваемые ПФР в ФНС для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М. передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 года. В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФПС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В данном Письме Минэкономразвития указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФПС России по состоянию на I июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Порядком направления ПФР информации в ФНС' (п. 1.2) установлено, что ПФР представляет ФПС информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) 15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
Согласно размещенным на официальном сайте Минэкономразвития России2 разъяснениям относительно реализации программы льготного кредитования для заемщиков, обратившихся в кредитные организации до 25 июня 2020 г.. для определения численности работников на 01.06.2020 учитывается численность работников по форме СЗВ-М по итогам апреля, а для обратившихся после 25 июня 2020 г. учитывается численность работников по форме СЗВ-М по итогам мая (ответ на вопрос 25).
Соответствующая позиция изложена также в решении Верховного Суда РФ от 01.09.2021 по делу N ЛКПИ21-474. в котором указано, что...с учетом сроков подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежемесячной отчетности о численности работников по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25 июня 2020 года максимальная сумма кредитного договора рассчитывалась в соответствии с пунктом 24 Правил исходя из численности работников по итогам апреля 2020 года. Указанная информация фиксировалась в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и не изменялась...".
Так как заявка истца заведена на платформу ФНС 22.06.2020, по состоянию на 01.06.2020 согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца определена в количестве 58 человек на основании поданного истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года, что полностью соответствует Правилам предоставления субсидий и разъяснениям Минэкономразвития.
По состоянию на 01.06.2020 система ФНС России не содержала данных о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М за май 2020, в связи с чем ФНС России производила фиксацию численности заемщиков, информация о заявках, которых подана получателем субсидии до 25.06.2020, по имеющимся на Платформе ФНС сведениям, то есть по отчету СЗВ-М за апрель 2020. Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотом с информационного сервиса ФНС России, где зафиксирована численность работников заемщика на 01.06.2020 в количестве 58 человек. Именно с этой численностью банк сравнивал численность работников заемщика в течение базового периода.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 58 чел., в мае 2020 - 50, в июне- 48, в июле - 47, в августе - 50, в сентябре - 53, в октябре - 54, в декабре - 50, в январе 2021 года - 52, на конец февраля 2021 года - 51 (снижение численности), что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями кредитного соглашения был обязан перевести кредитное соглашение на период погашения.
Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для проверки соблюдения Истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.
В соответствии с п. 27 (2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 03.07.2020 N Д13и-21082 при принятии решения Минэкономразвития о предоставлении субсидий по Программе 696 в соответствии с п. 27 Правил предоставления субсидий будет осуществляется проверка представленных кредитными организациями сведений на предмет соответствия информации. разметенной на соответствующей платформе ФНС России.
Согласно п. 1 Правил предоставления субсидий данные правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Таким образом, целью заключения сторонами Кредитных договоров являлось предоставление банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения Банком субсидии в связи с предоставленным кредитом.
Предусмотренное субсидирование предоставленного кредита являлось существенным для заключенного договора, обусловившим кредитование Банком заемщика на нерыночных условиях.
Возможность перевода договора на период наблюдения и предоставления государством субсидии на списание задолженности обусловлено ежемесячным подтверждением заемщиком требования о сохранении численности работников.
В связи с несоблюдением заемщиком данных требований отсутствовали основания для предоставления Минэкономразвития России государственной субсидии на списание и для перевода Банком кредитного договора на период наблюдения.
При заключении договоров стороны договорились о переводе договора на период наблюдения только в случае предоставления соответствующей государственной субсидии, иных оснований для предоставления безвозвратного кредита по договору между коммерческими организациями стороны не предполагали. В отсутствие выплаты субсидии по предоставленному кредиту перевод договоров на период наблюдения является невозможным, сумма кредита должна быть возвращена заемщиком.
Данный вывод подтверждается положениями п. 3 Правил предоставления субсидий, в соответствии с которым результатом предоставления субсидии является предоставление кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности. Следовательно, предоставление банком кредитов в рамках государственной программы льготного кредитования является результатом предоставления субсидии.
Вопреки заявленным исковым требованиям, банк действовал в полном соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий с учетом доведенной до Банка путем размещения на Платформе ФПС информации.
У банка отсутствуют полномочия по сбору или анализу данных о численности работников заемщиков, а также по внесению каких-либо сведений на Платформе ФНС.
Обстоятельствами дела подтверждается правомерность действий Банка, по переводу договора на период погашения в связи с несоблюдением ответчиком требований о сохранении численности
Банк, осуществив перевод кредитного договора на период погашения, действовал в полном соответствии с положениями законодательства, Правил предоставления субсидий и условиями Кредитного договора, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которым в удовлетворении требований истца к банку отказано. Действия Банка по переводу кредитного договора в период погашения являются правомерными, произведенными в полном соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий и условий кредитного договора, права истца банком не нарушены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2021 по делу N А32-27166/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27166/2021
Истец: ООО Южная оценочная компания Эксперт
Ответчик: ПАО "Промсвязьбанк"
Третье лицо: Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7701/2023
13.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7553/2023
28.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27166/2021
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4602/2022
22.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1232/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27166/2021