г. Красноярск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А33-16777/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д.
без участия лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" октября 2021 года по делу N А33-16777/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация Октябрьского района в городе Красноярске (ИНН 2463024242, ОГРН 1022402148020, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (ИНН 2461201672, ОГРН 1072468020877, далее - ответчик, ООО УК "ЖСК", общество) об обязании организовать место сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2021 года по делу N А33-16777/2021 заявленное требование удовлетворено. На ООО УК "ЖСК" возложена обязанность организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "ЖСК" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что не представляется возможным осуществить размещение площадок накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в границах земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома; в рассматриваемом случае размещение площадки для накопления ТКО с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов возможно только на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. По мнению ответчика, решение суда первой инстанции не может быть исполнено в месячный срок с даты его вступления в законную силу, поскольку процедура рассмотрения заявки на согласование создания места (площадки) накопления ТКО, включение сведений о месте накопления ТКО в реестр мест накопления ТКО и иные процедуры, необходимые для размещения указанной площадки, занимают более длительное время.
Администрацией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, приложенного к апелляционной жалобе (сопроводительного письма от 11.11.2021, копии заявки от 11.11.2021 со схемой размещения места (площадки) накопления ТБО, скриншота о направлении заявки по электронной почте), в связи с отсутствием ходатайства о приобщении указанных документов к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО УК "ЖСК" передан в управление многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 25, на основании договора управления от 01.08.2016 N 118-О.
Согласно реестру лицензий Красноярского края МКД N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске включен в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО УК "ЖСК".
Письмом от 06.03.2020 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска обратился к ООО УК "ЖСК" с просьбой совместно с администрацией организовать работу по переносу контейнерной площадки в границы многоквартирных дома либо узаконить ее размещение на муниципальной территории в целях дальнейшего обустройства и содержания в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Указанное письмо направлено в связи с неоднократными обращениями депутатов Красноярского городского совета депутатов по вопросу законности размещения места (площадки) для накопления ТКО, расположенного напротив МБОУ "Средняя школа-интернат N 1 им. В.П. Синякова".
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Мезенцевой А.А. по факту нахождения контейнерной площадки для накопления ТКО перед центральным входом на территорию школы-интерната N 1 им. В.П. Синякова. По результатам проведенной проверки, Красноярской природоохранной прокуратурой выдано преставление руководителю администрации Октябрьского района города Красноярска Гартману Г.П. об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с тем, что обязанность по организации площадки сбора ТКО многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 25, обществом не исполнена, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением к ООО УК "ЖСК" об обязании обустроить/организовать места сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы ответчика, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных администрацией требований о возложении на ООО УК "ЖСК" обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2.2.5 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района закреплен за администрациями районов в городе.
Довод заявителя о том, что поскольку в данном случае не представляется возможным осуществить размещение площадок накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в границах земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, следовательно, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду его несостоятельности в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО УК "ЖСК" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, д. 25.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления ТКО и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 2 постановления администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245, администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08,2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Согласно пункту 3.12.6 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, департамент принимает решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Красноярска в соответствии с Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иною законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 в заявке на согласование создания мест (площадок) накопления ГКО предусмотрено необходимое требование об указании сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором планируется создание места (площадки) накопления ТКО с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) или даты и номера разрешения на размещение элементов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. К таким элементам относятся контейнеры для накопления ТКО.
В случае если место (площадка) накопления ТКО, предназначенное для обслуживания жителей многоквартирного жилого дома, расположено на территории общего пользования без правовых оснований, управляющим компаниям необходимо организовать работу по получению в установленном порядке соответствующего разрешения либо ее переносу на придомовые территории многоквартирных домов, с учетом санитарных норм и правил.
Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым в том числе отнесены контейнеры для накопления ТКО. Выдача разрешения на размещение объектов благоустройства осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги, утвержденным распоряжением администрации города от 17.10.2017 N 297-р на основании заявления заинтересованного лица.
Данный регламент определяет порядок предоставления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления. Право использования земельного участка для, размещения места (площадки) накопления ТКО возникает у заявителя с момента получения разрешения на размещение элементов благоустройства - контейнерного оборудования.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления организуют места накопления твердых коммунальных отходов, только в случае, если такая обязанность не лежит на других лицах. Вместе с тем, действующим нормативным регулированием обязанность по созданию и организации мест накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
В материалах дела отсутствуют доказательства организации управляющей компанией мест накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске.
Сведений о наличии места накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске в соответствующем реестре не имеется.
Само по себе расположение площадки для накопления и сбора ТКО на земельном участке, в отношении которого полномочия собственника осуществляются органом местного самоуправления, не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по созданию (надлежащему оформлению) спорной контейнерной площадки.
Учитывая, что у ООО УК "ЖСК" имелось достаточно времени для организации места сбора, накопления ТКО для жителей многоквартирного дома N 25 по ул. Академика Киренского в г. Красноярске (письмом от 06.03.2020 Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска обращался к ООО УК "ЖСК" с просьбой совместно с администрацией организовать работу по переносу контейнерной площадки в границы многоквартирных дома либо узаконить ее размещение на муниципальной территории в целях дальнейшего обустройства и содержания в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством; решение суда первой инстанции вынесено 26.10.2021), судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя о неисполнимости решения суда первой инстанции в указанный в нем срок.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" октября 2021 года по делу N А33-16777/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16777/2021
Истец: Администрация Октябрьского района в г. КРАСНОЯРСКЕ
Ответчик: ООО УК "ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА"