г. Владимир |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А43-2327/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года по делу N А43-2327/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" (ОГРН1105250003363, ИНН5250052138) о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области об исключении сведений из государственного лесного реестра, формализованного в письме от 03.11.2020 NИсх-414-498663/20, а также об обязании министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
от ответчика - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - заявитель, общество) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области об исключении сведений из государственного лесного реестра, формализованного в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20, а также об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам ООО "Ждановский" с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены, решение Департамента лесного хозяйства Нижегородской области об отказе в исключении сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам ООО "Ждановский" с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264, формализованное в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20 признано незаконным. Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обязано в десятидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу в установленные действующим законодательством порядке и сроки предпринять необходимые действия по исключению из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 на основании обращения ООО "Ждановский" от 25.09.2020. С министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 г. отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области считает решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2021 по делу N А43-2327/2021 незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Ответчик полагает, что основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материальною нрава.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "Ждановский" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Ждановский" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
25 сентября 2020 года ООО "Ждановский"в порядке ч.3 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч.6 ст.4.6. ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", п. 3.9. Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, обратилось в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области с заявлением N 102 (Вх-414-354979/20) и просило: сообщить имеются ли согласно документированной информации государственного лесного реестра наложения границ лесных участков, земель лесного фонда на установленные в ЕГРН границы земельных участков ООО "Ждановский" с кадастровыми номерами: 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264; в случае наличия наложения границ лесных участков, земель лесного фонда согласно документированной информации государственного лесного реестра на границы указанных земельных участков ООО "Ждановский", исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости по земельным участкам ООО "Ждановский" с кадастровыми номерами: 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264.
Письмом N Исх-414-498663/20 от 03.11.2020 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области отказался рассматривать заявление ООО "Ждановский", поскольку в Нижегородской области до 10.08.2020 функционировала межведомственная рабочая группа, созданная в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и государственного лесного реестра (далее - ГЛР), и в соответствии с совместным письмом Рослесхоза и Росреестра от 10.08.2020 СА-ОЗ-54/15227/01-7099-ОС/20 деятельность межведомственных групп на территории РФ прекращена.
Полагая, что указанное письмо, которым фактически отказано в приведении сведений ЕГРН и ГЛР в соответствии в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 по его обращению, не соответствует закону и нарушает его права, ООО "Ждановский" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, формализованный в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20 противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно части 6 статьи 4.6. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В рассматриваемом случае судом установлено, что право собственности ООО "Ждановский" на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 возникло до 01.01.2016, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сведения в ЕГРН имеют приоритет перед сведениями ГЛР.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:100 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 78894 кв.м. принадлежит на праве собственности ООО "Ждановский" на основании Разделительного бухгалтерского баланса на 31.08.2010, Акта приема-передачи от 30.11.2010, Протокола внеочередного общего собрания участников ООО "СПК "Ждановский" от 01.09.2010, что подтверждается записью регистрации N 52-52-14/010/2011-279 от 25.02.2011 и свидетельством о государственной регистрации права 52 АГ 870276 от 25.02.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:264 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 163873 кв.м. принадлежит на праве собственности ООО "Ждановский" на основании Разделительного бухгалтерского баланса на 31.08.2010, Акта приема-передачи от 30.11.2010, Протокола внеочередного общего собрания участников ООО "СПК "Ждановский" от 01.09.2010, что подтверждается записью регистрации N 52-52- 14/020/2012-223 от 13.04.2012 и свидетельством о государственной регистрации права 52 - АД 601822 от 01.10.2012.
На земельном участке с кадастровым номером 52:26:0010014:264 располагаются объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Ждановский" на праве собственности: Нежилое здание: хозяйственный корпус, кадастровый номер: 52:26:0010009:1135; Нежилое здание: Спальный корпус "Б", кадастровый номер: 52:26:0010009:1139; Нежилое здание: Спальный корпус "А", кадастровый номер: 52:26:00100009:1141; - Нежилое здание, кадастровый номер: 52:26:0010009:1129.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
При этом, поскольку право собственности заявителя никем не оспорено, спор о праве отсутствует, в рассматриваемом случае необходимо привести ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
В соответствии с ч.ч.3, 13 ст.14 Федерального закона от 21.12 2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.08.2017 N 280-ФЗ), ч.7 ст.62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отсутствуют основания полагать, что земельные участки с кадастровыми номерами: 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 относятся к землям лесного фонда, и сведения в ЕГРН, что земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и землям населенных пунктов, имеют приоритет над данными, содержащимися в ГЛР.
В случае наличия противоречия сведений ГЛР имеющейся в ЕГРН информации, сведения ГЛР подлежат приведению в соответствии со сведениями ЕГРН, и в соответствии с ч.7 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, ч.6 ст.4.6. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области лежит соответствующая обязанность по приведению ГЛР в соответствии со сведениями в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица.
В соответствии со ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Достоверных доказательств отнесения земельного участка общества к землям лесного фонда в материалы дела также не представлено.
Как верно отметил суд первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 не относились к лесному фонды и не предоставлялись в пользование из земель лесного фонда, поскольку земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:100 был образован из земельного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:705 на основании приказа предыдущего собственника земельного участка, ООО "СПК Ждановский", N 161 от 09 июня 2009 года, а земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:705 был выкуплен ООО "СПК Ждановский" у КУМИ Кстовского района Нижегородской области по договору N 19/09 купли-продажи земельного участка от 31 марта 2009 года на основании Распоряжения администрации Кстовского муниципального района от 30.03.2009 года N 821-р в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:705, данный кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 04.08.1998 года. Право постоянного бессрочного пользования было предоставлено правопредшественнику ООО "СПК "Ждановский" - СПК "Ждановский" на основании Распоряжения администрации Кстовского района N 1502р от 29.07.1998, о чем было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю N ННО-К 260277965 от 04.08.1998. В свидетельстве целевое назначение земельного участка указано - сельскохозяйственное производство, прочие угодья.
3емельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:264 был образован из земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010014:110 на основании приказа ООО "Ждановский", N 27 от 01 марта 2012 года. Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:110 был образован из земельного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:795 на основании приказа предыдущего собственника земельного участка, ООО "СПК Ждановский", N 354 от 02 октября 2009 года. Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:795, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 27531641 кв.м., был образован из земельного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:704 на основании приказа предыдущего собственника земельного участка, ООО "СПК Ждановский", N 227 от 09 июля 2008 года. Право собственности ООО "СПК "Ждановский" на земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:704 было зарегистрировано едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3432/2008 от 28 апреля 2008 года, в котором было установлено правопреемство ООО "СПК "Ждановский" и СПК "Ждановский". Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:704 - это земли, которые ранее находились в общей совместной собственности СПК "Ждановский", что подтверждалось свидетельством на право собственности на землю серии РФ-ХХ N0685047, регистрационная запись 17879 от 31 июля 1998 года, выданным на основании распоряжения администрации Кстовского района N1502р от 29.07.1998. В свидетельстве на право собственности на землю серии РФ-ХХ N0685047, регистрационная запись 17879 от 31 июля 1998 года, указано, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для производства сельхозпродукции. Свидетельство на право собственности за землю серии РФ-ХХ N 0685047, регистрационная запись 17879 от 31 июля 1998 года, и свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю N ННО-К 260277965 от 04.08.1998 были выданы взамен государственного акта серии HHО N 26000375, подготовленного на основании распоряжения Мэра Кстовского района Нижегородской области N 1518р от 21.03.1993. В государственном акте указано, что Коллективному сельскохозяйственному предприятию "Россия" предоставляется всего 5251 гектаров земель, в т.ч. в коллективнодолевую собственность 4193 гектаров, бессрочное (постоянное) пользование 1158 гектаров, для сельскохозяйственного производства.
Доказательств обратного Министерство в материалы дела не предоставило.
Право собственности ООО "Ждановский" на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:264 не оспаривалось.
Кроме того, как верно установлено судом, в рамках дел N А43-38192/2019, А43-33993/2019, А43-38194/2019 суд обязал Департамент лесного хозяйства Нижегородской области земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:258, 52:26:0010014:267, 52:26:0010014:269 исключить из государственного лесного реестра, что было исполнено ответчиком 19.08.2020 и 29.06.2020 года.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:264 имеет смежную границу с земельными участками с кадастровыми номерами 52:26:0010014:267, имеет наложения согласно данным государственного лесного реестра на тот же квартал 2 Пригородного участкового лесничества Кстовского районного лесничества, который был исключен из Государственного лесного реестра.
Земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010014:264 был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате утверждения генерального плана сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области решением от 06.04.2011 N 64.
Генеральный план Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в установленном законом порядке Министерством не оспаривался.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 граница этого земельного участка не установлена.
ООО "Ждановский" обратилось с запросом в Управление Росреестра по Нижегородской области о предоставлении информации о пересечении границ своего земельного участка с землями лесного фонда N 37 от 02.09.2020.
В ответе N П-18823-СБ/20 от 01.10.2020 Управление Росреестра по Нижегородской области указало, что согласно информации, содержащейся в ЕГРН, пересечения границ земельных участков ООО "Ждановский" с земельными участками, относящимися к категории "земли лесного фонда", расположенными в Кстовском районе Нижегородской области, отсутствуют. Границы Кстовского лесничества не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства и отсутствуют в ЕГРН. Данные из государственного лесного реестра не имеют приоритета перед ЕГРН и, более того, в соответствии с частью 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201- ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку отсутствуют сведения ЕГРН о наложения границ земельных участка, наличие свидетельства о праве собственности РФ на земли лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 не означает наличия спора о праве.
Довод Министерства о том, что заявление ООО "Ждановский" не могло быть рассмотрено, поскольку в соответствии с совместным письмом Рослесхоза и Росреестра от 10.08.2020 N СА-ОЗ-54/15227/01-7099-0С/20 на территории Российской Федерации прекращена деятельность межведомственных групп, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку ни положения статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, ни положения статьи 14 Закона N 172-ФЗ не связывают рассмотрение вопроса о приведении в соответствии содержащихся в ЕГРН и ГЛР сведений в отношении земельных участков с деятельностью таких групп.
Напротив, в силу приведенных положений частей 6, 7 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ уполномоченный орган области лесных отношений обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу исключения сведений о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, границы которых пересекают иные земельные участки и осуществить исключение. Также обязательный характер имеет и требование части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ. При этом применение положений статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, статьи 14 Закона N 172- ФЗ не зависит от деятельности рабочих групп.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого отказа требованиям статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Кроме того, в результате вынесения оспариваемого отказа нарушено право ООО "Ждановский" на своевременное рассмотрение поданного им в порядке части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ обращения по вопросу приведения данных ЕГРН и ГЛР в соответствие и осуществление предусмотренного частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ исключения из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих обществу земельных участков.
Ссылки Министерства определения Верховного Суда РФ от 16.11.2020 N 309-ЭС20- 16611, от 26.04.2019 N 307-ЭС19-2293 судом не принимаются, поскольку вынесены по иным основаниям и преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, формализованный в письме от 03.11.2020 N Исх-414-498663/20 противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года по делу N А43-2327/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2327/2021
Истец: ООО "Ждановский", ООО пред-ль "Ждановский" Новикова Е.Н.
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области