г. Владимир |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А43-19552/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда содействия общественным инициативам "Возрождение" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 ноября 2021 года по делу N А43-19552/2021, принятое по заявлению Фонда содействия общественным инициативам "Возрождение" о признании незаконными действий администрации Канавинского района г.Н.Новгорода о признании части объекта, расположенного на основных конструкциях схода N1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26), самовольно размещенным объектом и отмене данного решения администрации Канавинского района; о признании незаконными действий администрации Канавинского района г.Н.Новгорода по сносу объекта, расположенного на основных конструкциях схода N1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул. Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26), при участии в деле в качестве третьего лица, - администрации города Нижнего Новгорода
при участии:
от заявителя - Рзаев О.Ш. по доверенности от 23.09.2021 сроком действия до 23.09.2022 (т. 2 л.д. 87), представлено удостоверение адвоката
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области из Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода поступило заявление Фонда содействия общественным инициативам "Возрождение" (далее - заявитель, Фонд) о признании незаконными действий администрации Канавинского района г.Н.Новгорода (далее - ответчик, Администрация) о признании части объекта, расположенного на основных конструкциях схода N 1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26), самовольно размещенным объектом и отмене данного решения администрации Канавинского района, о признании незаконными действий администрации Канавинского района г.Н.Новгорода по сносу объекта, расположенного на основных конструкциях схода N 1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация и города Нижнего Новгорода (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Отменить полностью решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу А43-19552/2021 и принять по делу новый судебный акт, по которому удовлетворить в полном объеме требования Истца.
С вышеуказанным решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу А43-19552/2021 Фонд не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку в материалах арбитражного дела достаточно доказательств (в том числе аудио протоколы судебных заседаний), свидетельствующих о нарушении гражданских прав заявителя, однако судом сделаны неправильные выводы и обстоятельства дела неверно установлены, в связи с чем также нарушены требования п.2 ст.65 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 17 февраля 2021 Администрацией было проведено совещание, в ходе которого было установлено, что торговый объект-павильон, расположенный по адресу: г.Н.Новгород, ул. Вокзальная, напротив д. 26, фактической площадью 35 кв.м., в котором Фонд осуществляет продажу мобильных технических устройств, размещается на муниципальном земельном участке без правовых оснований.
На указанном объекте Администрацией было размещено уведомление о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта.
Фонду было рекомендовано в срок до 24.02.2021 произвести добровольный демонтаж самовольно установленного торгового объекта за счет собственных средств.
Однако в установленные сроки снос указанного объекта ответчиком не произведен.
09 марта 2021было издано распоряжение N 278-р "О демонтаже СНТО (непродтовара) - ул.Вокзальная, напротив д.26" и определена дата демонтажа с 10.03.2021 по 15.03.2021.
Демонтаж объекта был осуществлен в период с 10.03.2021 по 15.03.2021 силами подрядной организации согласно договору подряда от 09.03.2021 N 36.
Полагая, что действия Администрации по признанию части объекта, расположенного на основных конструкциях схода N 1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26), самовольно размещенным объектом и действия администрации Канавинского района г.Н.Новгорода по сносу объекта, расположенного на основных конструкциях схода N 1 станции метро "Московская", расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова Канавинского района г.Н.Новгорода (ул.Вокзальная у д.26), являются незаконными и необоснованными, Фонд обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Фонд "Возрождение" является собственником НТО на станции метро "Московская", сход N 1 (павильон), расположенного напротив дома 12/26 по ул.Литвинова, площадью 133,3 кв. м. на основании Договора подряда от 17.07.2001 года, заключенное между заказчиком -Благотворительным фондом "Возрождение" и подрядчиком - ООО "КРОМС". Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 27.06.2000 N 1935-р Фонду разрешена установка и эксплуатация временных торговых павильонов (надстройки над сходом в пешеходные тоннели на площади Революции (около кафе "Отдых"), по Московскому шоссе и над сходом в метро станция Московская по улице Литвинова в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, сроком на пять лет. Временный торговый павильон над сходом в метро по улице Литвинова в Канавинском районе, возведен и принят в эксплуатацию 30.04.2002. 22 апреля 2014 павильон поставлен Фондом на кадастровый учет со следующими характеристиками: здание торговый павильон-надстройка над сходом в метро станция Московская, сход N 1, площадью 133,3 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Литвинова, кадастровый номер 52:18:0030058:67. Согласно техническому паспорту от 31.07.2006 г. на торговый павильон-надстройку над сходом в метро ст. Московская по ул. Литвинова, площадь объекта составляет 133,3 кв.м. Таким образом, ни сам НТО. ни его часть не является самовольным объектом. Фонду неизвестно где непосредственно находится НТО, на которое администрация Г.Н.Новгорода признала право собственности. В то же время, заявитель указывает, что постановлением Администрации Г.Н.Новгорода N 4858 от 22.12.2020 "О восстановлении правовых оснований размещения нестационарных торговых объектов на территории юрода Нижнего Новгорода, внесении изменении в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.05.2019 N 1613" в настоящее время субъектам предпринимательской деятельности, имевшие ранее правовые основания на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории города Нижнего Новгорода, имеют праве" на подачу заявления о включения места в схему размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода и (или) заключение договора на размещение НТО на территории города Нижнею Новгорода, в связи с чем заявителю не понятны действия администрации Г.Н.Новгорода сначала по расторжению договоров аренды на основные конструкции сходов станции в метро, а потом объявление их бесхозяйными, а потом через отбор чужого имущества путем подмены в официальных регистрах данных о размешенных НТО, которые потом по решению суда стали стационарными.
Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия соответствуют закону, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 данного Закона).
На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ, статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 N 3113 утвердила Административный регламент по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных объектов" (далее - Административный регламент), устанавливающий порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику самовольно установленных и (или) незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов по оказанию услуг общественного питания и бытовых услуг, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение административных процедур осуществляется, в том числе администрациями районов города в соответствии с Административным регламентом.
В силу пункта 1.4 настоящий Регламент устанавливает порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику или включения в состав муниципальной казны и утилизации самовольно установленных и (или) незаконно размещенных НТО по оказанию услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, представленных администрации города Нижнего Новгорода правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3.2.1.4.3 Административного регламента председателем рабочей группы обеспечено размещение на предполагаемом самовольном объекте уведомление с предложением о добровольном, в течение 3 дней со дня публикации сведений о выявленном объекте, демонтаже своими силами и за свой счет самовольного объекта и выполнении благоустройства территории, на которой был установлен самовольный объект, с предупреждением о принудительном демонтаже и перемещении объекта в случае не демонтажа объекта в добровольном порядке, что подтверждается соответствующими материалами фотофиксации.
На основании статьи 53 Устава города Нижнего Новгорода и в соответствии с пунктом 3.2.1.7 Административного регламента глава администрации в установленном порядке издал распоряжение от 09 марта 2021 N 278-р "О демонтаже СНТО (непродтовара) - ул.Вокзальная, напротив д.26" и определена дата демонтажа с 10.03.2021 по 15.03.2021.
Демонтаж объекта был осуществлен силами подрядной организации согласно договору подряда от 09.03.2021 N 36 в период с 10.03.2021 по 15.03.2021.
Позиция Фонда о том, что весь НТО, расположенный на вышеуказанном сходе в метро, а также его неотделимая часть, законно размещенный объект на основании разрешительных и согласованных документов судом отклоняется, поскольку направлена на переоценку установленных вступившими в законную силу судебными актами обстоятельств.
Так, решением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 12.12.2016 по делу N 2-5889/2016 удовлетворено заявление Администрации о признании права муниципальной собственности на бесхозные объекты недвижимого имущества, в том числе - станция "Московская" сход N 1 (павильон), расположенный напротив дома N 12/26 по улице Литвинова, площадью 117,4 кв.м.
Данный объект поставлен на кадастровый учет 14.05.2015, ему присвоен кадастровый номер 52:18:0030058:68.
В рамках дела N А43-33088/2017 было рассмотрено исковое заявление Фонда к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода о признании за истцом права собственности на следующий объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 52:18:0030058:67, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Литвинова, площадью 133,3 кв.м., дата постановки на кадастровый учет 22.04.2014; признании права собственности Администрации на здание, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, напротив дома N 12/26 по ул. Литвинова (с 29.03.2017 внесены изменения в адрес: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Вокзальная, строение 27А (станция "Московская, сход 1 (павильон), кадастровый номер 52:18:0030030058:68, отсутствующим и погасить запись регистрации N 52:18:0030058:68-52\124\2017-1 от 30.01.2017.
Определением от 27.10.2017 к производству принято встречное исковое заявление Администрации к Фонду, в котором истец просит: - признать самовольным строением павильон, расположенный над сходом N 1 станции метро "Московская", общей площадью 133,3 кв.м., кадастровый N 52:18:0030058:67; - обязать снять с кадастрового учета павильон, расположенный над сходом N 1 станции метро "Московская", общей площадью 133,3 кв.м., кадастровый N 52:18:0030058:67; - обязать Фонд в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет произвести снос павильона, расположенного над сходом N 1 станции метро "Московская", общей площадью 133,3 кв.м., кадастровый N 52:18:0030058:67. - в случае неисполнения Фондом решения суда по сносу павильона в указанный срок предоставить Администрации право осуществить снос павильона за счет средств ответчика
По итогам рассмотрения первоначального иска и встречного иска решением от 13.02.2018 суд отказал Фонду в удовлетворении искового заявления, а так же отказал администрации города Нижнего Новгорода в удовлетворении встречного искового заявления.
В то же время, в указанном судебном акте в порядке п. 2 ст. 70 АПК РФ отражено соглашение сторон о том, что спорные объекты - павильон, расположенный над сходом N 1 станции метро "Московская", общей площадью 133,3 кв.м., кадастровый N 52:18:0030058:67, и здание, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, напротив дома N 12/26 по ул. Литвинова (с 29.03.2017 внесены изменения в адрес: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Вокзальная, строение 27А (станция "Московская, сход 1 (павильон), кадастровый номер 52:18:0030030058:68 площадью 117,4 кв.м, фактически являются одним объектом, которому присвоены разные кадастровые номера.
На основании изложенного, суд сделал вывод о том, что иск Администрации о признании самовольным строением и сносе павильона, расположенного над сходом N 1 станции метро "Московская", общей площадью 133,3 кв.м., кадастровый N 52:18:0030058:67, не подлежат удовлетворению, поскольку собственником указанного объекта является Администрация, которая вправе в соответствии с предоставленными пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочиями, как собственник имущества, произвести снос указанного объекта самостоятельно.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Одним из последствий правового действия вступившего в законную силу решения арбитражного суда является его преюдициальность, а потому факты и правоотношения, установленные арбитражным судом и зафиксированные в решении, не могут в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ подвергаться сомнению и вторичному исследованию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отсутствие у заявителя законных прав на размещение нестационарных торговых объектов подтверждается совокупностью представленных в материалы дела документальных доказательств.
При установленных обстоятельствах в их совокупности к Фонду применима административная процедура по выявлению самовольных и незаконно установленных объектов и принятию мер к их демонтажу и освобождению земельного участка, поскольку его объект в соответствии с пунктами 1.4.1 и 1.4.2 Административного регламента является и самовольным, и незаконно размещенным нестационарным торговым объектом.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия администрации совершены в рамках предоставленных полномочий, соответствуют Административному регламенту администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов", утвержденному постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 N 3113 и не нарушают права и законные интересы заявиеля в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 ноября 2021 года по делу N А43-19552/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда содействия общественным инициативам "Возрождение" - без удовлетворения.
Возвратить Фонду содействия общественным инициативам "Возрождение" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 13.12.2021 (операция 4977).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19552/2021
Истец: Фонд содействия общественным инициативам "Возрождение"
Ответчик: Администрация Канавинского района г.Н.Новгорода
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, Канавинский районный суд г.Нижнего Новгорода