город Омск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А70-11813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14591/2021) общества с ограниченной ответственностью "ГРУЗ-ЧИК" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.10.2021 по делу N А70-11813/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРУЗ-ЧИК" (ОГРН 1177232027290, ИНН 7203430160, адрес: 625048, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 44, корпус А/1, офис 416), к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15), о признании незаконными действий по отказу в приеме уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2020 года,
участвующие в деле лица не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежавшим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГРУЗ-ЧИК" (далее - заявитель, ООО "ГУЗ-ЧИК", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 (далее - ИФНС России по г.Тюмени N 3, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по отказу в приеме уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2020 года.
Решением от 21.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-11813/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи уточненной декларации от 06.08.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) были внесены 19.06.2020 записи о недостоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени хозяйствующего субъекта, и недостоверности сведений об учредителе (участнике) - физическом лице, поэтому у налогового органа отсутствовали основания для принятия уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2020 года подписанной в качестве руководителя Мелешенко В.А.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ГУЗ-ЧИК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным действий налогового органа по отказу в приеме уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 полугодие 2020 года, считая выводы суда первой инстанции незаконными, необоснованными и несоответствующими имеющимся в дела доказательствам.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.09.2017 по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 44А/1, офис 416; единственным участником юридического лица с 06.11.2019, а также его руководителем с 18.12.2019 согласно сведениям ЕГРЮЛ является Мелешенко В.А. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи доли в уставном капитале от 29.10.2019 N 72АА1636921.
С 20.03.2020 общество находится в стадии ликвидации, ликвидатором назначен Мелешенко В.А.
В рамках дела N А70-3763/2021 судами установлено 10.03.2020 сотрудником ИФНС России по г.Тюмени N 3 с участием двух понятых проведен осмотр помещения, в ходе которого установлено, что по адресу: 625048, г.Тюмень, ул. Мельникайте, д. 44А/1, офис 416, находится девятиэтажное административное здание, вывеска с наименованием ООО "ГРУЗ-ЧИК" имеется на общей входной двери. На самом офисе N 416 вывеска отсутствует. На дату составления протокола сотрудники, в том числе и представители по доверенности ООО "ГРУЗЧИК", отсутствовали по указанному адресу, финансово-хозяйственная деятельность не велась. По результатам осмотра составлен протокол от 10.03.2020 N 377.
Согласно протоколу допроса Мелешенко В.А. от 08.10.2019 он не знает, за счет каких средств или имущества сформировано ООО "ГРУЗ-ЧИК", не знает, у кого и с какого времени арендуется помещение по адресу: г.Тюмень, ул. Мельникайте, д. 44А/1, офис 416. Также Мелешенко В.А. не знает основной вид деятельности общества, лично не общается с партнёрами и не знает представителей покупателей, с которыми оформлялись договорные отношения.
В рамках камеральной налоговой проверки 16.03.2020 были взяты объяснения матери Мелешенко В.А. - Мелешенко Любови Валентиновны, которая пояснила, что ей ничего не известно по факту проведения налоговой проверки в отношении её сына, он находятся на данный момент на вахте.
Инспекция обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - регистрирующий орган) с заявлениями по форме Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении общества, о Мелешенко В.А. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, и о нем же, как об участнике хозяйствующего субъекта.
Основанием для данных обращений послужило установленное инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля наличие у общества признаков номинальной фирмы, реквизиты которой используются для создания формального документооборота, представления налоговой отчетности, проведения транзитных операций по счетам в отсутствие реальной хозяйственной деятельности и связи с руководителем.
В связи с вышеизложенным 19.06.2020 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ были внесены записи о недостоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени хозяйствующего субъекта (ГРН 2207202811363) и недостоверности сведений об учредителе (участнике) - физическом лице (ГРН 2207202811363).
Не согласившись с данными записями, общество обжаловало их в Арбитражный суд Тюменской области. В заявлении заявитель просил обязать регистрирующий орган удалить данные записи из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.09.2020 по делу N А70-12618/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.04.2021, в удовлетворении требований отказано.
25.06.2020 ООО "ГРУЗ-ЧИК" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2020 года с суммой налога к доплате в федеральный бюджет 984 405 руб., с суммой налога к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации 5 578 295 руб. Декларация была подписана руководителем Мелешенко В.А. и 25.06.2020 принята налоговым органом.
Обнаружив отклонения, 06.08.2020 ООО "ГРУЗ-ЧИК" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за указанный период с суммой налога, подлежащего уплате в бюджет - 0 руб., подписанную руководителем Мелешенко В.А., но налоговый орган отказал в приёме уточнённой налоговой декларации, поскольку электронная подпись не принадлежит подписанту документа.
Так же отказы с аналогичным основанием поступили в адрес общества на представленные 18.09.2020 и 04.02.2021 через ТКС уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций.
Общество обжаловало действия инспекции по отказу в принятии уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в вышестоящие налоговые органы. Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тюменской области и Федеральной налоговой службой Российской Федерации жалоба оставлена без рассмотрения (письма от 26.03.2021, от 11.06.2021 N КЧ-4-9/8248@), поскольку данная жалоба подписана ликвидатором Мелешенко В.А., который не является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "ГРУЗ-ЧИК".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
21.10.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, указанной нормой установлено наличие одновременно двух обстоятельств для принятия решения суда о признании действия (бездействия) незаконным: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение таковым гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратившихся в суд с соответствующим требованием лиц.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляемся каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.
На основании пункта 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 5 пункта 19 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), является представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе, если в отношении руководителя в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице либо у руководителя отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае представления налоговой декларации (расчета), в электронной форме по ТКС.
Как следует из материалов дела, на момент подачи уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2020 года (06.08.2020), подписанной руководителем общества Милишенко В.А., в отношении Мелешенко В.А. (19.06.2020) в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений об учредителе (участнике) юридического лица и о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
При этом, правомерность внесения таких сведений в ЕГРЮЛ уже исследовались и оценивались арбитражными судами по делу N А70-12618/2020, в связи с чем данные обстоятельства не подлежат повторному установлению в рамках рассматриваемого дела на основании статьи 69 АПК РФ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа налогового органа в принятии уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль общества за 1 полугодие 2020 года.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении инспекцией налогового законодательства судом не установлено.
Доводов, которые бы оказали влияние на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, что исключает наличие у суда апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в соответствующей части (пункт 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения от 21.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-11813/2021.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на подателя жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРУЗ-ЧИК" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.10.2021 по делу N А70-11813/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11813/2021
Истец: ООО "Груз-чик"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3