г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А41-9614/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Досовой М.В.,
судей Мизяк В.П., Семикина Д.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сизовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего АО "Ингридиенс" Нерсисяна А.Г. на определение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2021 по делу N А41-9614/21
о несостоятельности (банкротстве) АО "Ингридиенс"
при участии в судебном заседании:
представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2021 в отношении АО "Ингредиенс" (ИНН 5030090699, ОГРН 1175074004038) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Нерсисян Арсен Гарикович.
Сообщение о введении процедуры опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 19.06.2021 N 104(7066).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 АО "Ингредиенс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Нерсисян А.Г.
05.07.2021 ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении задолженности в размере 55 297 руб. 23 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2021 указанное заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий АО "Ингридиенс" Нерсисян А.Г. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области представлены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов от 21.06.2017 N 45444, от 18.05.2018 N 47887, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на 16.02.2021, согласно которым должник имеет неисполненные обязательства перед бюджетом в следующем размере:
- транспортный налог в размере 14 876, 24 руб., в том числе: по налогу - 13 656 руб., по пеням - 1220,24 руб.,
- налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ в размере 12 145 руб.,
- налог на доходы физических лиц в размере 8 860, 67 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 13 562, 70 руб. (пени на недоимку) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5852, 61 руб. (пени на недоимку) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования уполномоченного органа являются законными и документально подтверждены.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами Арбитражного суда Московской области по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в абзаце первом пункта 26 постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
В отношении налоговых платежей возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (части 6, 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения должником.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен шестью месяцами со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 НК РФ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанными нормативными актами установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика (страхователя) налогов, недоимки, пени и штрафов, которая заключается в осуществлении уполномоченным органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки:
1) направление требования об уплате налога в течение трех месяцев с момента выявления недоимки;
2) вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, в случае пропуска указанного срока возможно взыскание недоимки в судебном порядке только в течение шести месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога;
3) вынесение решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога и направление его в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (при условии соблюдения порядка вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика), в случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика возможно взыскание в судебном порядке в течение двух 4 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (при условии соблюдения порядка вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика).
В случае нарушения указанных сроков уполномоченный орган признается утратившим возможность принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам, требования не подлежат признанию обоснованными и включению в реестр требований кредиторов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-0-0).
Аналогичный порядок принудительного взыскания задолженности предусмотрен и в отношении взыскания страховых взносов.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующий на момент сдачи отчетности) (далее - Закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 названной статьи).
На основании части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, взыскание страховых взносов, пеней - длящийся процесс.
На первом этапе территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации направляется плательщику страховых взносов требование об уплате задолженности с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму.
На втором этапе территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 19,20 Федерального закона N 212-ФЗ. Именно с момента направления требования об уплате задолженности начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате взноса, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, пеней для организации.
Предусмотренные статьями 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества плательщика страховых взносов-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Таким образом, невынесение полномочным органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения этим органом решения о взыскании задолженности за счет иного имущества плательщика, а также обращения его в суд с заявлением о взыскании причитающейся с плательщика суммы (пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 333/13, пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Следовательно, Законом N 212-ФЗ для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.
Из представленных уполномоченным органом в подтверждение обоснованности требований документов следует, что налоговым органом утрачены полномочия по бесспорному внесудебному взысканию в связи с нарушением процедуры взыскания.
Действия, направленные на принудительное взыскание задолженности, не были предприняты уполномоченным органом надлежащим образом: доказательств вынесения требования об уплате налога, решений о взыскании налога за счет имущества должника не представлено, а решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах должника уполномоченным органом в адрес должника не направлялись.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2021 по делу N А40-158395/2019, от 21.09.2021 по делу N А40-110570/2020.
Принимая во внимание изложенное, требования уполномоченного органа не могли быть признаны обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для включения требований по г. Наро-Фоминску Московской области в реестр требований кредиторов должника, в связи с чем определение от 08.12.2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2021 по делу N А41-9614/21 отменить.
В удовлетворении требований ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий cудья М.В. Досова
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9614/2021
Должник: АО "ИНГРЕДИЕНС"
Кредитор: АО росэксимбанк, ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области, ООО "НФК-ПРЕМИУМ", ПАО Сбербанк
Третье лицо: Нерсисян Арсен Гарикович, НП СРОАУ "Авангард", СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АВАНГАРД"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28849/2023
03.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18085/2024
22.10.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17703/2024
07.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28849/2023
13.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28849/2023
21.05.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24302/2023
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28849/2023
07.02.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25229/2023
02.02.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25187/2023
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28849/2023
15.11.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21092/2023
14.11.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20765/2023
19.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15359/2023
02.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10643/2022
24.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1764/2022
26.11.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9614/2021