город Томск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А27-10361/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем суденого заседания Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса (N 07АП-11796/2021) на решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-10361/2021 (судья Сарафанникова М.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро Плюс" (город Киселевск, ул. Охотская, дом 10, помещение 5, ОГРН 1124213000427, ИНН 4213009968) к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (город Кемерово, ул. Николая Островского, дом 32, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509) о признании незаконным отказа в открытии тарифного дела, выраженного в письме от 19.01.2021 N М-2-50/104-02, об обязании открыть тарифное дело (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В судебном заседании приняли участие: без участия, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кемеровской области 26.05.2021 с заявлением обратилось общество с ограниченной ответственностью "АгроПлюс" (далее - заявитель, общество, ООО "АгроПлюс") к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, РЭК Кузбасса) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов для ООО "АгроПлюс" на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке г. Киселевска на 2021 год.
Заявителем в суд представлено заявление об изменении требований, согласно которому ООО "АгроПлюс" просит суд признать незаконным отказ в открытии тарифного дела, выраженный в письме от 19.01.2021 N М-2-50/104-02, обязать заинтересованное лицо открыть тарифное дело.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.10.2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ в открытии тарифного дела по заявлению ООО "АгроПлюс" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке г. Киселевска на 2021 год, выраженный в письме РЭК Кузбасса от 19.01.2021 N М-2-50/104-02. На РЭК Кузбасса возложена обязанность в 3-дневный срок с даты вступления решения в законную силу открыть тарифное дело в соответствии с заявлением ООО "АгроПлюс" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке г. Киселевска на 2021 год.
Не согласившись с принятым судебным актом, РЭК Кузбасса обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что открытие тарифного дела по предложению регулируемой организации осуществляется исключительно при наличие полного пакета документов, перечень которых установлен пунктом 16 Правил регулирования N 1075; пункт 14 Правил регулирования N 1075 применению в рассматриваемом случае не подлежит, поскольку распространяется исключительно на организации, ранее осуществляющие регулируемые виды деятельности; полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении ООО "АгроПлюс" о принятии решения об отказе в открытие тарифного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 19.01.2021 по итогам рассмотрения заявления ООО "АгроПлюс" от 30.12.2020 (вх. N 6508) об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в размере 1378,83 руб./Гкал, в 2021 году на территории Киселевского городского округа Кемеровской области с приложением обосновывающих документов, РЭК Кузбасса принято решение, выраженное в письме NМ-2-50/104-02, об отказе в открытии тарифного дела, ввиду не предоставления при обращении копий бухгалтерской и статистической отчетности, в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", устанавливающим перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов) для открытия тарифного дела регулируемой организации.
Ссылаясь на незаконность решения РЭК Кузбасса, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем письмо РЭК Кузбасса от 19.01.2021 N М-2-50/104-02 об отказе в открытии тарифного дела - противоречит нормами действующего законодательства.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона N 190-ФЗ), тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных названным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования, Правила N1075).
В соответствии с пунктами 11, 12 Правил регулирования установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования производится в соответствии с регламентом; открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.
Согласно пункту 13 Правил регулирования регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Из пункта 15 Правил регулирования следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.
Согласно подпункту "б" пункту 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.
Пунктом 24 Правил регулирования установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил регулирования).
Приказом Федеральной службой по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - регламент).
Из пункта 1 регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
В силу пункта 4 регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 регламента).
Тем самым, отказ в установлении цен (тарифа) по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования и регламентом, не допускается.
Из материалов дела следует, что в отношении ООО "АгроПлюс" государственное регулирование тарифа на тепловую энергию ранее не осуществлялось, в связи с чем, оно подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 20 регламента.
Согласно пункту 20 регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.
При таких обстоятельствах, у РЭК Кузбасса отсутствовали основания для принятия решения об отказе в рассмотрении предложения общества об установлении тарифов.
Руководствуясь абзацем 2 пункта 4 регламента, суд первой инстанции верно указал, что в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего регламента, следовательно, заинтересованное лицо обязано было открыть и рассмотреть дело по установлению обществу тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, на основании заявления от 30.12.2020 в срок не позднее 01.02.2021, однако даже не переходил к оценке представленных заявителем документов, обосновав отказ не предоставлением полного их перечня, предусмотренного пунктом 16 Правил.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, что решение РЭК Кузбасса от 19.01.2021 N М-2-50/104-02 об отказе в открытии тарифного дела противоречит нормами действующего законодательства.
Учитывая приведенные нормы права и установленные обстоятельства дела, апелляционный суд признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что открытие тарифного дела по предложению регулируемой организации осуществляется исключительно при наличии полного пакета документов, перечень которых установлен пунктом 16 Правил регулирования N 1075.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 14 Правил N 1075 применению в рассматриваемом случае не подлежит, поскольку распространяется исключительно на организации, ранее осуществляющие регулируемые виды деятельности, основан на неверном толковании действующего законодательства в сфере энергоснабжения, в связи с чем подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о ненадлежащем уведомлении ООО "АгроПлюс" о принятии решения об отказе в открытие тарифного дела, апелляционным судом отклоняется.
Так, оспариваемое письмо об отказе в открытии тарифного дела от 19.01.2021 направлено комиссией в адрес ООО "АгроПлюс" посредством услуг Национальной почтовой службы заказным письмо с почтовым идентификатором 81200001022043, которое возвращено в адрес отправителя ранее истечения тридцатидневного срока его хранения, предусмотренного пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что скриншот интернет - страницы об отправлении обществу уведомления об отказе в открытии тарифного дела по электронной почте не может быть расценен в качестве надлежащего доказательства извещения, поскольку регламентом N 163, такой способ уведомления лица, не являющегося государственным органом или органом местного самоуправления, не предусмотрен. При этом, доказательств получения указанного электронного письма (отчета о получении, о прочтении и т. д.) заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10361/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10361/2021
Истец: ООО "АгроПлюс"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса