город Воронеж |
|
1 марта 2022 г. |
Дело N А08-1980/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от акционерного общества "Кондитерская фабрика "Славянка": Сапрыкина В.В. - представителя по доверенности N 06-22-кфс от 24.02.2022, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кондитерская фабрика "Славянка" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2021 по делу N А08-1980/2021 по заявлению АО "Кондитерская фабрика "Славянка" (ИНН 3128001300, ОГРН 1023102361370) к Межрайонной ИФНС России N4 по Белгородской области (ИНН 3128001998, ОГРН 1043109215050) о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кондитерская фабрика "Славянка"" (далее - общество, заявитель, АО "КФ "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области (далее - административный орган, МИФНС России N 4 по Белгородской области) от 19.02.2021 N 00009 о назначении административного наказания.
Решением от 30.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, АО "КФ "Славянка" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражал на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель МИФНС России N 4 по Белгородской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением заместителя начальника МИФНС России N 4 по Белгородской области Верховой Л.А. от 13.01.2021 за N 312820210001002 в отношении АО "КФ "Славянка" за период с 13.01.2021 по 02.02.2021 проведена документарная проверка правильности представления резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, в ходе которой выявлено, что в отчете о движении средств юридического лица-резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - отчет) по счету NCH670020620653974260V UBS. SWITZERLAND AG (Швейцария) за период с 01.04.2020-30.06.2020, направленном АО "КФ "Славянка" путем почтовой корреспонденции 28.07.2020 (почтовый идентификатор 30951449086913) с копиями подтверждающих документов, по показателям: Остаток денежных средств на счете на начало отчетного периода отражена сумма 0.020 (тыс. доллар. США), по информации в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету указана сумма 18.57 доллар. США; Остаток денежных средств на счете на конец отчетного периода отражена сумма 0.480 (тыс. доллар. США), по информации в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету - сумма 480.51 доллар. США; Зачислено денежных средств за отчетный период - всего, отражена сумма 31051.560 (тыс. доллар. США), по информации в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету - сумма 31051563.77 доллар. США; Списано денежных средств за отчетный период - всего, отражена сумма 31051.100 (тыс. доллар. США), по информации в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету указана сумма 31051101.83 доллар. США-Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области направлено Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета о движении Средств юридического липа - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) N CH670020620653974260V в банке UBS SWITZERLAND AG (Швейцария) за период с 01.04.2020-30.06.2020 г. (N3128-2106902 от 12.10.2020).
По результатам проверки МИФНС России N 4 по Белгородской области был составлен акт N 312820210001004 от 02.02.2021.
По факту выявленного правонарушения налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении N 31282103300035400002 от 11.02.2021.
Постановлением от 19.02.2021 N 00009 АО "КФ "Славянка" привлечено к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда области о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе других подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.
Согласно части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, юридическое лицо - резидент, ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.
Объективная сторона выражается в действиях (бездействии), повлекших несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Как следует из материалов дела, Инспекцией вменяется Обществу нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле", и пункта 4 "Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819), а именно: остаток денежных средств на счете на начало отчетного периода отражена сумма 0.020 (тыс. доллар. США), а в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) указана сумма 18,57 долларов США; остаток денежных средств на счете на конец отчетного периода отражена сумма 0,480 (тыс. долларов США), а в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету сумма 480.51 доллар США); Зачислено денежных средств за отчетный период - всего отражена сумма 31051,560 (тыс. долларов США), а в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету - сумма 31051563,77 долларов США; Списано денежных средств за отчетный период - всего, отражена сумма 31051.100 (тыс. долларов США), а в подтверждающих документах (выписке о состоянии счета) к отчету указана сумма 31051101.83 долларов США.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что Общество в полном соответствии с валютным законодательством (п.4 "Правил_" утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819), исполнило свою обязанность и представило в Инспекцию в установленные законом сроки, по соответствующей форме, с приложением с копий подтверждающих документов, что свидетельствует о соблюдении установленного порядка предоставления отчетности и об отсутствии намерения скрыть или исказить информацию, подлежащую отражению в отчете.
В отчете суммы отражены в пересчете в тысячные. Утвержденная форма отчета предусматривает отражение в нем сумм в тыс. единицах. Форма отчета, утвержденная постановлением Правительства РФ N 819 и действующая до 04.2020 года, не предусматривала количество единиц после запятой.
Отражение суммы в переводе в тысячные, не повлекло за собой в целом искажения отчетности и недостоверной информации.
Из системного анализа норм законодательства о валютном регулировании следует, что указание резидентом в справке о подтверждающих документах неточностей, не соответствующих данным в подтверждающих документах, приложенных к справке, не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а может быть нарушением только порядка составления такой справки.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 09.01.2013 N 41-АД12-10, Постановлении АС ЦО от 08.02.2022 по делу N А08-1936/2021.
Таким образом, оснований для вывода о несоблюдении установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по спорной валютной операции, у налогового органа не имелось.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, постановление МИФНС России N 4 по Белгородской области от 19.02.2021 N00009 является незаконным, и подлежит отмене, в связи с чем решение суда первой инстанции также подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Белгородской области от 30.06.2021 по делу N А08-1980/2021 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области от 19.02.2021 N 00009 о привлечении акционерного общества "Кондитерская фабрика "Славянка" к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1980/2021
Истец: АО "Кондитерская фабрика "Славянка"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области