город Томск |
|
2 марта 2022 г. |
Дело N А67-4811/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 г.
В полном объеме постановление изготовлено 02 марта 2022 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-768/2022) акционерного общества "Северский водоканал" на решение от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4811/2021 (судья Бирюкова А.А.) по исковому заявлению муниципального образования "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (636071, Томская область, г. Северск, Лесная ул., д. 11а, ИНН 7024004494, ОГРН 1027001686910) к акционерному обществу "Северский водоканал" (636071, Томская область, г. Северск, Лесная ул., д.12 к.а, ИНН 7024024853, ОГРН 1067024010547) об обязании принять в эксплуатацию и обслуживание бесхозяйные сети,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (636039, Томская область, г. Северск, ул. Курчатова, д.1, ОГРН 1087024001965, ИНН 7024029499),
при участии в судебном заседании:
от истца - Романишена О.В. по доверенности от 29.12.2021, паспорт, диплом,
от ответчика - Турчанов Д.В. по доверенности от 01.01.2022, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым с заявлением к акционерному обществу "Северский водоканал" (далее - ответчик, общество) об обязании принять в эксплуатацию и обслуживание бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1В1; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14, сооружение N 1B1; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, сооружение N 1B1 в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (далее - третье лицо, АО "СХК")
Решением от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области в исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает, что спорные объекты не являются частями централизованной системы водоснабжения, поскольку отсутствую абоненты, присоединенные к централизованной системе водоснабжения через спорные участки сети; суду не представлены акт инвентаризации, схема водоснабжения и водоотведения; у объекта по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1В1 есть собственник АО "СХК"; собственниками (бывшими собственниками) перечисленных в исковом заявлении объектов водоснабжения не были соблюдены требования статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Определением от 28.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству Седьмого арбитражного апелляционного суда.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Представитель истца и ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве и апелляционной жалобе соответственно.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением Думы ЗАТО Северск от 19.06.2008 N 53/7 "Положение об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск" (далее - Положение) управление является отраслевым органом администрации ЗАТО Северск, наделенным статусом юридического лица и осуществляющим полномочия собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном законодательством, нормативными актами городского округа ЗАТО Северск и Положением. Управление осуществляет полномочия по управлению муниципальным имуществом (за исключением жилищного фонда), ведению бухгалтерского учета и содержанию имущества, составляющего муниципальную казну, ведению реестра муниципального имущества, по оказанию муниципальных услуг, а также правоприменительную деятельность в сфере имущественных и земельных отношений (л.д. 57-71 т. 1).
Согласно подпункту 36 пункта 9 Положения управление осуществляет полномочия по выявлению бесхозяйного имущества, расположенного на территории ЗАТО Северск, принимает меры по обращению бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
На территории муниципального образования - городской округ ЗАТО Северск Томской области выявлены следующие бесхозяйные объекты (сети водоснабжения (ВС) и водоотведения (ВО)):
1) наружная сеть водоснабжения (сооружение водозаборное), протяженностью 1 153 м, 1963 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0000000:796, расположенную по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1В1;
2) наружная сеть водоснабжения, протяженностью 1351 м, 1976 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0000000:798, расположенную по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14, сооружение N 1B1;
3) сеть водопровода, протяженностью 2209 м, 1977 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0010221:411, расположенную по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, сооружение N 1B1.
В соответствии с распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 30.12.2019 N 1483-р "О проведении обследования и постановке на учет бесхозяйного сооружения наружной сети водоснабжения, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1B1", 01.09.2020 на основании заявления Управления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: наружная сеть водоснабжения (сооружение водозаборное), протяженностью 1153 м, 1963 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0000000:796, расположенной по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1B1.
Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем спорных объектов является городской округ - ЗАТО Северск Томской области, при этом в графе о государственной регистрации указано на то, что объект принят как бесхозяйный объект недвижимости.
В соответствии с распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 23.01.2020 N 49-р "О проведении обследования и постановке на учет бесхозяйного сооружения наружной сети водоснабжения, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14, сооружение N 1B1" 09.09.2020 на основании заявления Управления от 19.08.2020 в ЕГРН внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: наружная сеть водоснабжения, протяженностью 1351 м, 1976 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0000000:798, расположенной по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14, сооружение N 1B1.
В соответствии с распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 21.01.2020 N 45-р "О проведении обследования и постановке на учет бесхозяйного сооружения сети водопровода, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, сооружение N 1B1" 27.08.2020 на основании заявления Управления от 17.08.2020 в ЕГРН внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружение - сеть водопровода, протяженностью 2209 м, 1977 года постройки, с кадастровым номером 70:22:0010221:411, расположенная по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, сооружение N 1B1.
В ходе обследования указанных бесхозяйных объектов установлено, что они непосредственное присоединение к сетям, обслуживание и эксплуатацию которых осуществляет АО "СВК".
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 25.01.2018 N 84 "О присвоении статуса гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения на территории ЗАТО Северск" ответчику присвоен статус гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения на территории г. Северска организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Управлением были направлены в адрес АО "СВК" для подписания акты приема-передачи в эксплуатацию бесхозяйных сетей водоснабжения, расположенных по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4, сооружение N 1В1; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14, сооружение N 1B1; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, сооружение N 1B1.
Ответчик в ответе от 01.10.2020 N 3052 указал на приостановлении подписания актов приема-передачи в связи с технически неисправным состоянием передаваемых объектов и о том, что их эксплуатация возможна после проведения ремонтно-восстановительных работ, АО "СВК" не обладает для этого необходимыми ресурсами.
29.03.2021 письмом N 21-01-11/621 истец повторно обратился к ответчику с указанием на необходимость подписания ранее направляемых актов.
19.04.2021 письмом N 1708 ответчик повторно указал на физический износ объектов, что к данным объектам нет подключенных объектов абонентов АО "СВК", отсутствуют потребители услуг холодного водоснабжения, а с подписанием актов приема-передачи у АО "СВК" возникнет обязанность по ремонту соответствующих сетей водоснабжения, что приведет к фактическому срыву планов производственной программы, связанной с ремонтом сетей водоснабжения на территории г. Северска в 2021-2022 гг. и увеличению тарифа.
В связи с тем, что до настоящего времени указанные передаточные акты со стороны ответчика не подписаны, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения (статья 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
Статьей 12 Закона о водоснабжении установлено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона о водоснабжении).
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (часть 29 статьи 2 Закона о водоснабжении).
При этом под объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно пункту 14 статьи 2 Закона о водоснабжении понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, предусмотрена частью 1 статьи 8 последнего.
В соответствии пунктом 6 статьи 8 Закона о водоснабжении расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Определение границ балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности установлено в пункте 2 Правил N 644:
граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;
граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре о транспортировке холодной воды, договоре о транспортировке сточных вод.
Таким образом, балансовая принадлежность разграничивается по линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании, а эксплуатационная ответственность - по признаку наличия обязанностей по содержанию и эксплуатации этих сетей.
Проанализировав указанные правовое нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение.
Юридически значимыми обстоятельствами при разрешении данного спора являются: отнесение спорных объектов к централизованной системе водоснабжения и водоотведения; отсутствие на момент рассмотрения дела сведений о собственнике или ином законного владельца спорных объектов; непосредственное присоединение спорных водопроводных и канализационных сетей ответчика к указанным бесхозяйным объектам.
При этом обязанность принять бесхозяйную инженерную сеть на обслуживание не ставиться в зависимость от воли сторон, не имеет значения для разрешения спора состояние (дефектность) объекта, а также затруднительный характер его обслуживания (эксплуатации).
Статус гарантирующей организации ответчику присвоен Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 25.01.2018 N 84 "О присвоении статуса гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения на территории ЗАТО Северск".
Схемами сетей водоснабжения, по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Парусинка, 14; Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Тургенева, 33, актами визуального обследования от 16.07.2019, от 06.08.2019, от 31.10.2019, установлено подключение спорных сетей к сетям, находящихся на обслуживании ответчика.
Доказательств иного ответчиком не представлено.
Ответчиком вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представлено доказательств, что на какие-либо из спорных сетей у иного лица имеется титул, исключающий передачу таких сетей ответчику на эксплуатацию.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтверждается, что спорные объекты являются бесхозными.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что фактическое присоединение объектов АО "СХК" сети по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Предзаводская, 4 не возлагает на АО "СХК" бремя по их содержанию, даже при условии их использования исключительно для обслуживания принадлежащего ему объекта.
Передача бесхозяйных сетей в эксплуатацию гарантирующей организации законом не ставиться в зависимость от проведения инструментально проверки.
Исходя из задач технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установленных пунктом 3 Требований к проведению инструментального обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Приказом Минстроя от 5 августа 2014 года N 437/пр отсутствие инструментального обследования не может являться основанием для отказа в обязании принять спорные сети в эксплуатацию при наличии доказательств отсутствия владельца у таких сетей и их присоединение к сетям ответчика.
Из пункта 1 статьи 225 ГК РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в отсутствие доказательств обратного, поскольку собственники или иные владельцы спорных сетей не установлены, для реализации статьи 22 Закона о водоснабжении оснований не имелось.
Оценивая довод ответчика об отсутствии подключенных к спорным сетям абонентов, суд апелляционной инстанции исходит из того, что по протяженности спорных сетей расположены колодцы, что установлено актами визуального осмотра от 16.07.2019, 06.08.2019, 31.10.2019. Такие колодцы могут быть использованы, в частности, как источники воды при чрезвычайных ситуациях.
Так, расположение гидрантов зависит от того, где находятся водопроводные линии (п. 8.12 СП 8.13130):
в колодцах, если водопровод проложен в тоннеле;
непосредственно на сети в наземных камерах - если водопровод наземный или надземный.
В пункте 12 приложения N 7 Правил N 644, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 года N 1134, указано, что организация ВКХ обязана обеспечить установку на централизованных системах холодного водоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, а также следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на ее обслуживании.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4811/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4811/2021
Истец: "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск
Ответчик: АО "Северский водоканал"
Третье лицо: АО "СХК"