г. Ессентуки |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А25-153/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, при участии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" - Подсвиров Игорь Борисович (доверенность N 4548 от 04.12.2023), представителя Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Капушев Артем Пахатович (доверенность N 79-18-17/18 от 10.01.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.11.2023 по делу N А25-153/2023 (судья Шишканов Д.Г.) по заявлению республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (ОГРН 1030900721752, ИНН 0901021165) к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840, ИНН 0901023652) о признании недействительным представления от 26.12.2022 N 31,
УСТАНОВИЛ:
республиканское государственное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Казначейство) о признании недействительным представления от 26.12.2022 N 31 об устранении нарушений, выявленных по результатам внеплановой выездной проверки расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен территориальный фонд обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики (далее - Фонд).
Из представленных Больницей уточнений требований следует, что заявителем оспариваются пункты 3, 5 - 11, 18 - 27 представления Казначейства от 26.12.2022 N 31, которые связаны с возвратом средств Фонда.
Решением суда от 10.11.2023 требования Больницы удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 21, 22, 23, 25, 26 представления Казначейства от 26.12.2022 N 31, в остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Больница и Казначейство обжаловали его в апелляционном порядке. Больница в своей апелляционной жалобе возражает по существу пункта 3 представления (в части выплат в размере 4678745,69р), в данной части просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт. Казначейство в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения требований Больницы о признании недействительными пунктов 21, 22, 23, 25 и 26 представления, в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители Казначейства и Больницы поддержали позиции, изложенные в своих апелляционных жалобах.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Фонда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Казначейства и Больницы, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Казначейством в отношении Больницы в период с 19.08.2022 по 19.10.2022 проведена выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета. По результатам проверки Казначейством составлен акт от 28.10.2022 и выдано представление от 26.12.2022 N 31, содержащее информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях, а также обязательные для исполнения требования об устранении нарушений и принятии мер по устранению причин и условий нарушений.
Считая представление от 26.12.2022 N 31 незаконным и необоснованным, Больница обратилась в арбитражный суд с заявлением (несогласие с пунктами 3, 5-11, 18-27 представления).
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения от 10.11.2023 в обжалуемой части.
В части пункта 3 представления Казначейства установлено, что сумма средств, подлежащая возврату в бюджет Фонда складывается из оплаченных Больницей за счет средств ОМС в 2020 - 2021 гг. расходов: 4678745,69р - выплаты стимулирующего характера работникам Больницы за дополнительный объем работы в отсутствие документов, содержащих информацию о содержании и (или) объеме дополнительной работы (за 2020 год - 2292189,35р, за 2021 год - 2386556,34р).
По мнению Казначейства, в нарушение статей 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2009 N 11 "О введении новых систем оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений", пункта 5 Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2015 N 367 "О введении новой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики", пункта 5 Положения о системе оплаты труда работников РГБЛПУ "КЧРКБ", утвержденного дополнительным коллективным договором от 31.12.2015 и пункта 5 приложения N 4 к Коллективному договору РГБЛПУ "КЧРКБ" от 01.06.2020, в приказах главного врача Больницы и дополнительных соглашениях к трудовым договорам отсутствует указание содержания и (или) объема дополнительной работы, а сами выплаты стимулирующего характера за расширенный круг обязанностей утвержденным в Больнице положением о системе оплаты труда работников не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) определено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги). Вместе с тем в силу пункта 196 Правил N 108н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются, исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе, денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пункта 206 Правил N 108н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в том числе в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, в проверяемый Казначейством период, оплата труда работникам Больницы производилась в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2009 N 11 "О введении новых систем оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2015 N 367 "О введении новой системы оплаты труда работников, учреждений здравоохранения, Карачаево-Черкесской Республики", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.07.2019 N183 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики "О введении новой системы оплаты труда работников, учреждений здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; коллективным договором РГБЛПУ "Карачаево-Черкесской республиканской клинической больницы" на 2014 - 2017 годы от 07.03.2014, подписанным главным врачом Больницы, председателем профсоюзного комитета Больницы и прошедшим уведомительную регистрацию в Министерстве труда и социального развития КЧР от 06.05.2014 N 43.
Дополнением к коллективному договору от 31.12.2015, соглашением к коллективному договору от 07.03.2014 (зарегистрировано в Карачаево-Черкесской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ от 06.03.2017 N 17) срок действия коллективного договора был продлен.
В соответствии с приказами главного врача Больницы сотрудникам были произведены выплаты стимулирующего характера за расширенный круг обязанностей и интенсивный труд. Пунктом 5 Приложения N 4 к Коллективному договору от 01.06.2020 установлен порядок и условия стимулирования работников Больницы.
Подпунктом 5.5 пункта 5 Коллективного договора от 01.06.2020 предусмотрено, что Больница обязана обеспечить отражение в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе размера должностного оклада работника, доплат, надбавок, иных поощрительных выплат.
Таким образом, содержание и (или) объем дополнительной работы должны быть отражены в локальных актах организации - работодателя и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками.
При этом выплата стимулирующего характера в соответствии с пунктом 5 Приложения N 4 к Коллективному договору от 01.06.2020 за расширенный круг обязанностей положением о системе оплаты труда работников не предусмотрена.
В приказах главного врача Больницы и дополнительных соглашениях к трудовому договору отсутствует указание на осуществление работникам больницы выплат стимулирующего характера либо (по версии Больницы) премий сотрудникам за дополнительный объем работы. Данные выплаты не являются обязательной частью заработной платы и гарантированной работникам выплатой. Больницей не был разработан механизм оценки работы сотрудников, в локальных правовых актах не установлены критерии премирования за дополнительный объем, интенсивность работы, качество и высокие результаты работы. Приказы главного врача Больницы об осуществлении выплат стимулирующего характера не содержат указаний в чем заключается дополнительная работа, ее объем, не конкретизированы основания осуществления соответствующих выплат.
При таких обстоятельствах отсутствовали законные основания для вынесения руководителем Больницы приказов об осуществлении работникам выплат на общую сумму 4678745,69р (за 2020 год - 2292189,35р, за 2021 год - 2386556,34р). Расходы, произведенные Больницей за счет средств ОМС на выплату премий стимулирующего характера сотрудникам на общую сумму 4678745,69р произведены с нарушением 42 части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2009 N 11, от 21.12.2015 N 367. Казначейство по результатам внеплановой выездной проверки правомерно квалифицировало осуществление Больницей в 2020 - 2021 гг. соответствующих выплат стимулирующего характера за счет средств обязательного медицинского страхования в качестве нецелевого использования средств ОМС, пункт 3 оспариваемого представления от 26.12.2022 N 31 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Больницы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого в этой части судебного акта.
В части пунктов 21-23 представления от 26.12.2022 N 31 Казначейством указано на расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования, сумма средств подлежит возврату в бюджет Фонда. Названные расходы складываются из следующих оплаченных Больницей за счет средств ОМС в 2020 - 2021 гг. расходов: 36000р (пункт 21 представления) - оплата в 2020 году информационных услуг по сопровождению электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" по договору от 20.12.2019 N 008/20С; 37440р (пункт 22 представления) - оплата в 2021 году информационных услуг по сопровождению электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" по договору от 30.11.2020 N 008/21С; 54590р (пункт 23 представления) - оплата в 2020 году неисключительных прав использования базы данных - электронной системы "Экономика ЛПУ" по контракту от 09.11.2020 N 395870650.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, между Больницей (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЛексЮрис" (Исполнитель) заключен договор от 20.12.2019 N 008/20С на оказание информационных услуг на общую сумму 36000р, НДС не предусмотрен. В соответствии с договором исполнитель обязался оказать информационные услуги по сопровождению электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", содержащего информацию о текущем состоянии законодательства Российской Федерации. Оплата Больницей выполненных работ (услуг) по договору от 20.12.2019 N 008/20С произведена за счет средств ОМС на общую сумму 36000р.
Между Больницей (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЛексЮрис" (Исполнитель) заключен договор от 30.11.2020 N 008/21С на оказание информационных услуг на общую сумму 37440р, НДС не предусмотрен. В соответствии с договором исполнитель обязался оказать информационные услуги по сопровождению электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", содержащего информацию о текущем состоянии законодательства Российской Федерации. Оплата Больницей выполненных работ (услуг) от 30.11.2020 N 008/21С произведена за счет средств ОМС на общую сумму 37440р.
Между Больницей (субсублицензиат) и обществом с ограниченной ответственностью "МЦФЭР-Пресс" (сублицензиат) заключен контракт от 09.11.2020 N 395870650 на передачу неисключительных прав использования базы данных "Экономика ЛПУ" на общую сумму 54590р, НДС не предусмотрен. Оплата услуг по контракту от 09.11.2020 N 395870650 произведена Больницей за счет средств ОМС платежным поручением от 26.11.2020 N 529624 на общую сумму 54590р.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В проверяемом периоде Больницей на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в 2020 - 2021 годах со страховой медицинской организацией АО "МАКС-М" были заключены договоры от 01.01.2019 N 1 (на 2020 год), от 25.01.2021 N 62/ООМП/21 (на 2021 год) и дополнительные соглашения к ним.
Согласно положениям части 7 статьи 35 Закона N 326- ФЗ, абзаца 186 Правил N 108н, пункта 3.8 Тарифных соглашений от 28.12.2019 на 2020 год и от 22.01.2021 на 2021 год структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, прочие расходы.
Таким образом, названные расходы на оплату программного обеспечения, прочие услуги и прочие расходы могут быть включены в тариф и отнесены к затратам, не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
Из содержания положений Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что под программным обеспечением понимается программа для электронных вычислительных машин или база данных.
Согласно абзацу 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 под подпрограммным обеспечением понимают, как программное обеспечение, так и (или) права на него (предоставление заказчику прав на использование программного обеспечения или расширение ранее предоставленного объема прав). Подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных (абзац 2(2) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
Электронные системы "Система ГАРАНТ" и "Экономика ЛПУ" являются программным обеспечением, включенным в реестр российского программного обеспечения.
Оснований, по которым расходы на приобретение электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" и неисключительных прав использования базы данных - электронной системы "Экономика ЛПУ" не могут быть отнесены к прочим расходам и быть включены в тариф, не установлено. Надлежащего обоснования невозможности отнесения затрат к необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи, Казначейством не приведено.
Правилами N 108н не установлен конкретный перечень затрат, подлежащих включению в прочие расходы, при этом перечень, предусмотренный Законом N 326-ФЗ, исчерпывающим не является.
Кроме того, из подпунктов 14 и 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что расходы на информационные услуги, а также расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. При определении перечня статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления следует руководствоваться Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). С учетом положений Порядка N 209н приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности) подлежит отнесению к прочим расходам (подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления)).
Пунктом 195 Правил N 108н определен перечень затрат, необходимый для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемый непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в который включены, в том числе, затраты на общехозяйственные нужды. В свою очередь, к числу общехозяйственных нужд медицинского учреждения можно отнести и спорные затраты Больницы на оплату электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" и расходов неисключительной лицензии на использование электронной системы "Экономика ЛПУ".
Таким образом, оплата электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" и расходов неисключительной лицензии на использование электронной системы "Экономика ЛПУ", являющиеся программным обеспечением, вопреки доводам Казначейства, могут быть включены в тариф на оплату медицинской помощи, который в свою очередь включает в себя расходы на оплату программного обеспечения (отнесенного к прочим расходам). Оплата Больницей прав пользования электронных систем "ГАРАНТ" и "Экономика ЛПУ" не противоречит установленным Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Правилами N 108н нормам. Оплата Больницей за счет средств ОМС расходов за обслуживание справочно-правовой системы "ГАРАНТ" в сумме 36000р за 2020 год, в сумме 37440р за 2021 год, а также оплата приобретения неисключительных прав использования базы данных электронной системы "Экономика ЛПУ" в сумме 54590р, являющихся программным обеспечением, осуществлена правомерно.
При таких обстоятельствах, пункты 21, 22, 23 оспариваемого представления Казначейства от 26.12.2022 N 31, не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Правил N 108н и затрагивают права Больницы в сфере экономической деятельности.
В части пунктов 25, 26 представления Казначейства от 26.12.2022 N 31 указано следующее. Сумма средств, подлежащая возврату в бюджет Фонда на основании пунктов 25, 26 представления, складывается из следующих оплаченных Больницей за счет средств ОМС в 2020 - 2021 гг. расходов: 128310р (пункт 25 представления) - оплата в 2020 году услуг по демонтажу и монтажу рентгеновского аппарата CLINODIGIT EVO SN 120511162, стола пациента CLINODIGIT EVO SN 12041012 по договору от 09.07.2020 N 042-20 за работы (услуги) капитального характера, которые не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования; 48910р (пункт 26 представления) - оплата в 2020 году услуг по демонтажу рентгеновского аппарата РЕНТГЕН-47 по договору от 20.07.2020 N 043-20 ДМ за работы (услуги) капитального характера которые не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Также в пунктах 25, 26 представления от 26.12.2022 N 31 указано, что оплата за счет средств ОМС в 2020 году за работы (услуги) капитального характера в адрес ООО "СЕРВИС-М" по договору от 09.07.2020 N 042-20 ДММ и по договору от 20.07.2020.N043-20 ДМ произведена в нарушение статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 35, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, полпункта 1 пункта 186 Правил N 108н, указанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе ОМС.
Из материалов дела следует, что между Больницей (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СЕРВИС-М" (исполнитель) заключен договор от 09.07.2020 N 042-20 ДММ на оказание услуг по демонтажу и последующему монтажу рентгеновского аппарата на общую сумму 128310р, НДС не предусмотрен. По условиям договора исполнитель обязался оказать услуги (выполнить работы) по демонтажу ранее установленного в травматологическом отделении рентгенодиагностического оборудования и монтажу рентгеновского аппарата CL1NODIGIT EVO, SN 120511162, стола пациента CLINODIGIT EVO SN 12041012 в течении 7 календарных дней с даты заключения договора. Согласно акту от 26.08.2020 услуги по демонтажу рентгеновского аппарата были выполнены на общую сумму 128310р. Больницей оплата выполненных по договору от 09.07.2020 N 042-20 ДММ работ была произведена за счет средств ОМС платежным поручением от 29.09.2020 N 390299 на сумму 128310р.
Также между Больницей (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СЕРВИС-М" (исполнитель) заключен договор от 20.07.2020 N 043-20 ДМ на оказание услуг по демонтажу рентгеновского аппарата на общую сумму 48910р, НДС не предусмотрен. По условиям договора исполнитель обязался оказать услуги (выполнить работы) по демонтажу рентгеновского аппарата РЕНТГЕН-47 N 87, 1991 года выпуска в течении 7 календарных дней с даты заключения договора. Согласно акту от 21.07.2020 N 62 услуги по демонтажу рентгеновского аппарата выполнены в срок. Оплата выполненных по договору от 20.07.2020 N 043-20 ДМ работ была произведена Больницей за счет средств ОМС на сумму 48910р.
Согласно положениям части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 186 Правил N 108н, пункта 3.8 Тарифных соглашений от 28.12.2019 на 2020 год и от 22.01.2021 на 2021 год структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, прочие расходы. Правилами N 108н не установлен конкретный перечень затрат, подлежащих включению в прочие расходы, при этом перечень, предусмотренный Законом N 326-ФЗ, исчерпывающим не является.
Согласно пункту 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ, в том числе, оплата демонтажных работ (в том числе снос строений, перенос коммуникаций) в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств.
Пунктом 15 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, установлено, что первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Пунктом 23 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, определено, что первоначальной стоимостью объекта признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками. При этом к фактическим вложениям относятся суммы, уплачиваемые организациям за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства (стоимость работ по монтажу, установке оборудования), затраты по доставке оборудования для монтажа, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.
В рассматриваемом случае работы по демонтажу списанного рентгенодиагностического оборудования и монтажу вместо него полученных Больницей безвозмездно из РГБ ЛПУ "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер им. С.П. Бутова" рентгеновского аппарата CLINQDIGIT EVO, SN 120511162, стола пациента CUNODIGIT EVO SN 12041012 были произведены медицинской организацией не для целей капитальных вложений, так как они не повлекли за собой увеличения первоначальной стоимости объекта основных средств.
Таким образом, указанные расходы подлежат отражению с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Доводы Казначейства о том, что указанные расходы в соответствии с Порядком N 209 относятся к работам капитального характера и подлежат отнесению к подстатье 228 "Услуги и работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, с учетом установленных обстоятельств по данному эпизоду подлежат отклонению.
Оплата Больницей демонтажа оборудования и монтажа вместо него рентгеновского аппарата не противоречат установленным Законом N 326-ФЗ, Правилами N 108н нормам, в связи с чем указанные в пунктах 25, 26 оспариваемого представления расходы были осуществлены Больницей за счет средств ОМС обоснованно и не могут быть отнесены к нецелевому расходованию средств ОМС. Возложение пунктами 25, 26 представления Казначейства на Больницу обязанности по возврату средств ТФОМС, направленных на оплату по договору от 09.07.2020 N 042-20 ДММ за демонтаж и монтаж рентгеновского аппарата на общую сумму 128310р, по договору от 20.07.2020.N 043-20 ДМ за демонтаж рентгеновского аппарата на сумму 48910р не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 326-ФЗ, Правил N 108н и нарушает права и законные интересы больницы в сфере экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы Казначейства, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в этой части.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы надлежит оставить без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.11.2023 по делу N А25-153/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-153/2023
Истец: Республиканское государственное лечебно-профилактическое учреждение "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница"
Ответчик: УФК по КЧР
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ