г. Самара |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А65-16725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - Назыров Т.Ш., доверенность от 26 апреля 2021 года,
от ответчика - Емельянова И.В., доверенность N 4306/11сктр от 27 июля 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственность "Агромолл" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года по делу N А65-16725/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственность "Агромолл" (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856), село Верхняя Уратьма Нижнекамского района Республики Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987), город Нижнекамск Республики Татарстан,
о признании незаконными действий (бездействий) и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - ответчик, управление), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действия управления, выразившегося в ответе N 2160/ИсхП от 08 апреля 2021 года по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 общей площадью 9 760 кв.м. в аренду общества сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, и обязать управление устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 общей площадью 9 760 кв.м. в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
Решением суда от 03.11.2021 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные обществом требования, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представитель управления в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в возражениях и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ в судебном заседании под председательством судьи Бажана П.В., судей Корнилова А.Б. и Некрасовой Е.Н. рассмотрение жалобы было отложено с 24.01.2022 г. на 21.02.2022 г.
Определением суда от 18.02.2022 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с болезнью в составе суда произведена замена судьи Некрасовой Е.Н. на судью Николаеву С.Ю., а рассмотрение дела начато сначала.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.02.2022 г. до 11:00 час. 28.02.2022 г. Информация о перерыве в судебном заседании была объявлена публично на официальном сайте апелляционного суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.10.2020 г. заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 площадью 9 760 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение, с. Верхняя Уратьма, без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования.
Испрашиваемый земельный участок необходим заявителю в целях эксплуатации находящиеся на нем объектов недвижимости - зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443), которое принадлежит заявителю, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Письмом от 08.04.2021 г. N 2160/ИсхП ответчик отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку согласно утвержденному генеральному плану Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ испрашиваемая территория отмечена, как зона специализированной общественной застройки (общежития, торговля, общественные пространства), что соответствует территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки ОД-1.
На стадии разработки проекта генерального плана (с 2016 г. по 2019 г.) заявлений от ООО "Агромолл" с предложениями мощностей, вида деятельности, расчетных (проектных) СЗЗ объекта, как сельскохозяйственного производства для возможности размещения внутри жилой застройки, не поступало.
Согласно сведениям ЕГРН установлено, что объекты недвижимости - зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443), принадлежащие заявителю расположены в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050102:151, 16:30:050102:154.
Кроме того, ответчик в оспариваемом письме указал на нарушения заявителем п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ и на отсутствие оснований для образования земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и использование расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю.
Не согласившись с отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды или договора купли-продажи.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно п. 2.3.21 постановления Руководителя Исполкома муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" от 17.01.2011 г. N 31 "Об утверждении Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан подготавливает предложения по вопросам, находящимся в компетенции управления о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности района.
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ.
Так, п. 2, 3 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является принятие уполномоченным органом на основании заявления гражданина или юридического лица решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В ч. 1 и 2 ст. 39.15 ЗК РФ перечислены сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также прилагаемые к заявлению документы.
В силу ч. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, установленных указанным пунктом.
Как установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 16:30:050102:151 расположен по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение, с. Верхняя Уратьма.
Согласно картам действовавшего на 08.10.2020 г. генерального плана Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Решением Совета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23.10.2012 г. N 20 испрашиваемый земельный участок отмечен как объект производственная территория и объект агропромышленного комплекса - зерноток.
В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Макаровского сельского поселения, утв. Решением Совета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 05.03.2013 г. N 3 с учетом внесенных изменений по состоянию на 20.05.2020 г., испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне размещения объектов агропромышленного комплекса и объектов обслуживания объектов агропромышленного комплекса.
В рамках приведения генеральных планов в соответствие с ГрК РФ, генеральные планы утверждённые без согласования высшим органом государственной власти Республики Татарстан (Кабинет Министров РТ) подлежали разработке новых генеральных планов.
На основании постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан "О начале разработки генеральных планов муниципальных образований Простинского, Сосновского, Макаровского сельских поселений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" от 02.05.2017 г. N 301 разработан проект генерального плана Макаровского сельского поселения.
С учетом постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" обязательным требованием при разработке генерального плана учитываются все источники санитарно-защитных зон производственных и иных объектов.
Для возможности внести производственные объекты, особенно на землях населенных пунктах, собственникам, арендаторам объектов рекомендовалось (включая рекомендации на публичных слушаниях в 2018 г.) предоставить расчетные, установленные, планируемые санитарно-защитные зоны.
Вместе с тем, проект санитарно-защитных зон на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050102:151 не представлен.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района N 11 от 19.02.2021 г. утвержден генеральный план муниципального образования "Макаровское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 16:30:050102:151, который включен в функциональную зону специализированной общественной застройки, которая при разработке Правил землепользования и застройки будет учтена как зона многофункциональной общественно-деловой застройки ОД-1.
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ формирование земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В силу п. 2 ч. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с ч. 12.7 ст. 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч. 2 - 4.2 и 5.2 ст. 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
На основании ч. 1 и 2 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Из положений вышеуказанных норм вытекает, что необходимость подготовки проекта планировки и возможность принятия решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории обусловлены определенными целями, которые являются результатом данного вида территориального планирования - выделение элементов планировочной структуры, установление границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу положений ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений.
В Генеральном плане Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан указано, что подготовка проекта такого плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана.
На основе материалов Генерального плана Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки Макаровского сельского поселения.
Данное правило соответствует требованию ч. 3 ст. 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
На основании вышеуказанных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что положения правил землепользования и застройки должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования, имеющим наибольшую юридическую силу в иерархии документов территориального планирования.
Следовательно, проект планировки территории также подлежит разработке и утверждению только с учетом положений территориального планирования, определенных Генеральным планом.
Генеральный план N 11 от 19.02.2021 г. муниципального образования "Макаровское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является действующим нормативным правовым актом, в установленном порядке не оспорен и не отменен.
Согласно представленной карте Генерального плана муниципального образования "Макаровское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, спорный земельный участок с кадастровым номером 16:30:050102:151 отнесена к зоне специализированной общественной застройки, которая при разработке Правил землепользования и застройки будет учтена как зона многофункциональной общественно-деловой застройки ОД-1.
Возможность использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства при наличии размещенных объектов недвижимости зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443), не может служить обоснованием для установления сельскохозяйственной зоны в противоречие Генеральному плану, установившему зону специализированной общественной застройки.
При том, что из представленной карты усматривается, что в соответствии с Генеральным планом данная территория зону сельскохозяйственного производства не предусматривает.
В силу ч. 21 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель.
Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории.
Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, ГрК РФ предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 37 ГрК РФ), однако, данная процедура находится в сфере градостроительного регулирования и не может нарушать установленный ЗК РФ порядок предоставления земельного участка для соответствующего вида использования.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования и с соблюдением установленных требований.
В свою очередь обязанность уполномоченного органа изменять вид разрешенного использования земельного участка по заявлению лица, не являющегося правообладателем земельного участка, действующим законодательством не предусмотрена.
При этом под термином "правообладатель" необходимо понимать как собственника, так и иного производного правообладателя земельного участка, включая арендатора по долгосрочному договору аренды.
Материалами дела подтверждается, что общество не является правообладателем спорного земельного участка, соответственно какие-либо правовые основания для выбора иного вида его разрешенного использования у него отсутствуют.
Пунктом 18 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017 г., ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
На момент обращения общества с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 для целей сельскохозяйственного использования, земельный участок с кадастровым номером 16:30:050102:151 относился по Правилам землепользования и застройки Макаровского сельского поселения, утв. решением Совета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 05.03.2013 г. N 3 с учетом внесенных изменений по состоянию на 20.05.2020 г., к зоне размещения объектов агропромышленного комплекса и объектов обслуживания объектов агропромышленного комплекса.
Между тем, отсутствие нормативного акта об отнесении спорного земельного участка к зоне размещения объектов агропромышленного комплекса и объектов обслуживания объектов агропромышленного комплекса, само по себе не исключает нахождение земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 в зоне специализированной общественной застройки, установленной Генеральным планом Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утв. решением Совета Нижнекамского муниципального района N 11 от 19.02.2021 г., что, как следствие, исключает возможность о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
То обстоятельство, что предметом обращения общества к ответчику с заявлением являлся сформированный земельный участок, в границах которого расположен принадлежащий обществу объект недвижимого имущества определенной площадью и определенного разрешенного использования, также не свидетельствует о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду.
По смыслу действующего правового регулирования при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта (п. 24 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017 г.).
Тот факт, что объекты недвижимого имущества были возведены на земельном участке до утверждения Генерального плана Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утв. решением Совета Нижнекамского муниципального района N 11 от 19.02.2021 г. не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.
При принятии оспариваемого отказа уполномоченным органом правомерно приняты во внимание положения законодательства, документы территориального планирования, действующие на момент принятия решения.
При этом, суд правильно указал, что предметом рассмотрения является именно отказ от 08.04.2021 г., в связи с чем проверке на предмет законности он подлежит по законодательству, действовавшему в момент составления ответа, а не на момент обращения общества с заявлением.
Длительное не направление ответчиком ответа на заявление могло быть расценено общества как бездействие, и проверка этого обстоятельства могла быть предметом судебной оценки, однако, такие действия обществом предприняты не были, соответственно, данные обстоятельства не могут повлиять на правовую оценку ответа от 08.04.2021 г.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного суд правильно посчитал, что решение управления, выраженное в письме за N 2160/ИсхП от 08.04.2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 общей площадью 9 760 кв.м. в аренду общества сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, не нарушает законные права и интересы общества и не может быть признано судом недействительным, что исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка общества на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Агромолл" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 872 от 25.11.2021 г.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года по делу N А65-16725/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственность "Агромолл" (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 872 от 25 ноября 2021 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16725/2021
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Агромолл", с.Верхняя Уратьма
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2845/2023
17.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16446/2022
09.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16725/2021
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17348/2022
02.03.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20125/2021
03.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16725/2021