город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2022 г. |
дело N А32-43593/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шимбаревой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая Сеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2022 по делу N А32-43593/2021, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Первая сеть" (ИНН 2320105623, ОГРН 1022302928890) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края (далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Первая сеть" (далее - юридическое лицо, общество, страхователь) финансовых санкций в сумме 21 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2022 произведена замена заявителя его правопреемником, надлежащим заявителем по делу признано: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью "Первая сеть" в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю финансовые санкции за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2020 года в сумме 2 100 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Первая сеть" в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Решение мотивировано соблюдением процедуры взыскания финансовых санкций и доказанностью факта несвоевременного предоставления сведений, однако ввиду самостоятельного и своевременного устранения выявленного нарушения судом снижен размер санкции. Замена заявителя обусловлена реорганизацией, в результате которой Управление ПФРФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края реорганизовано посредством присоединения к Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Общество с ограниченной ответственностью "Первая Сеть" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить в части удовлетворения заявленных пенсионным фондом требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что пенсионным фондом при обращении в суд с требованием о взыскании финансовых санкций пропущен срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового Кодекса Российской Федерации, в результате чего утрачено право на принудительное взыскание.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю возражало в отношении заявленных доводов, обществом нарушен срок представления сведений о застрахованных лицах, при этом фондом процедура взыскания соблюдена.
Согласно п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Первая сеть" состоит на учете в Управлении ПФР в качестве страхователя, регистрационный номер в ПФР 033-024-024825.
Управлением была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отношении страхователя, по результатам которой установлено следующее.
ООО "Первая сеть" в пенсионный фонд 21.05.2020 несвоевременно представлена по телекоммуникационным каналам связи отчетность СЗВ-М исходная на 42 человека за апрель 2020 года.
Управлением по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 033S18210000481 от 22.01.2021. Указанный акт был направлен страхователю по каналам БПИ, что подтверждается списком регистрируемых отправлений от 22.01.2021.
Управлением рассмотрен вышеуказанный акт и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 033S19210000459 от 04.03.2021, на основании которого было выставлено требование об уплате финансовой санкции N 033S1213774983 от 29.03.2021, в котором страхователю предлагалось в добровольном порядке в срок до 16.04.2021 оплатить сумму финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - апрель 2020 года в размере 21 000 рублей, полученной из расчета, предусмотренного частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно: 42 (количество застрахованных лиц) х 500 (размер финансовой санкции) = 21 000 рублей.
Указанное требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования юридическим лицом не исполнено, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В статье 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
Суд первой инстанции установил и материалам дела не противоречит, что спорное правонарушение совершено обществом 21.05.2020 (в момент представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2020 года с нарушением установленного законом срока).
Таким образом, с указанного момента пенсионный фонд был обязан проверить соблюдение обществом установленного Законом N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за апрель 2020 года.
Между тем, территориальным органом Пенсионного фонда РФ не соблюдены сроки проведения проверки, фиксирования правонарушения и обращения в суд с заявлением о взыскании.
Как указано ранее, 22.01.2021 г. по факту представленных Заинтересованным лицом сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период апрель 2020 года Заявителем проведена проверка, о чем составлен акт от 22.01.2021 N 033S18210000481, согласно которому названные выше сведения, направленные 21.05.2020 г., представлены несвоевременно.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия пенсионным фондом решения от 04.03.2021 N 033S19210000459 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 21 000,00 руб.
29.03.2021 г. пенсионным фондом выставлено требование N 033S01213774983 об уплате в срок до 16.04.2021 г.
22.06.2021 г. заявитель обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к ООО "Первая Сеть", 05.07.2021 г. требования по делу N А32-27725/20201 удовлетворены - выдан судебный приказ о взыскании с ООО "Первая Сеть" финансовых санкций в размере 21 000,00 руб., 14.07.2021 г. по заявлению Заинтересованного лица судебный приказ отменен.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод жалобы о том, что в данном деле не подлежит применению п.3 ст.48 НК РФ, согласно которому требование могло быть предъявлено не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, поскольку судебный приказ был выдан в нарушение сроков взыскания. Согласно карточке дела А32-27725/2021, в рамках которого был выдан судебный приказ, с заявлением о его выдачи фонд обратился 22.06.2021 года.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. С учётом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя (в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в ред. от 01.01.2020 г.): 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Таким образом, срок на взыскание санкций в судебном порядке следует исчислять со дня фактического неисполнения обязанности с 16.05.2020, и с учетом указанных выше сроков на составление акта, выставление требования и т.д., срок на взыскание финансовых санкций за апрель 2020 года истек 18.03.2021 г.
Судебный приказ не мог быть выдан по заявлению от 22.06.2021 года. Соответственно, обращение фонда с заявлением в рамках настоящего дела 09.09.2021 года осуществлено с пропуском сроков, установленных ст.46 НК РФ.
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом от 22.01.2021 N 033S18210000481, не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафа с даты его принятия, так как данный акт составлен с нарушением срока, установленного статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обращение в суд пенсионного фонда с заявлением о выдаче судебного приказа 22.06.2021 изначально было произведено за пределами сроков, отведенных для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пенсионный Фонд РФ и его структурные подразделения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Однако освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождения их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, расходы ООО "Первая Сеть" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (факт несения подтверждается платежным поручением N 109 от 19.01.2022) подлежат взысканию с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2022 по делу N А32-43593/2021 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Первая сеть" (ОГРН 1022302928890) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43593/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края, ГУ УПФ РФ в городе-курорте Сочи КК
Ответчик: ООО "ПЕРВАЯ СЕТЬ"