г. Вологда |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А13-9959/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов представителя Солонниковой М.В. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2021 года по делу N А13-9959/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жуковец" (адрес: 162826, Вологодская область, Устюженский район, деревня Славынево; ИНН 3520000796, ОГРН 1023501689530; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19, ИНН 3525236499, ОГРН 1103525003207; далее - Департамент) о взыскании 331 202 руб. 83 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 17.12.2021 иск удовлетворен.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не учел, что Общество не оспорило требование о возврате части субсидии, решение Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8274/2021. Общество не выполнило показатели результативности в связи с обстоятельствами, не относящимися к обстоятельствам непреодолимой силы.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Общество в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники, машин и оборудования, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 15.05.2017 N 404 (далее - Порядок N 404), Департамент и Общество (получатель) заключили договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники, машин и оборудования от 14.11.2019 N 405.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с приобретением культиватора блочно-модульного КБМ-10,8П, сеялки зернотуковой рядовой СЗ-6-06. Размер субсидии составляет 1 055 755 руб. 82 коп.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора получателя обеспечивает достижение значений результатов предоставления субсидии, которые установлены в приложении 2 к договору, в частности по объему производства льнотресты.
Департамент 19.11.2019 перечислил Обществу 1 055 755 руб. 82 коп. платежным поручением от 15.11.2019 N 5234.
Департамент провел проверку на предмет достижения значений показателей представления субсидии, по результатам которой составлен акт от 11.02.2021, где зафиксирован факт не достижения значения показателя результативности, установленного договором по состоянию на 01.01.2021, а именно, плановый показатель производства льнопродукции составил 84,6 тн, фактически произведено 58,06 тн, что составляет 68,63% от планового показателя. При этом Департамент пришел к выводу о невыполнении Обществом показателей по производству льнотресты (в переводе на льноволокно) вследствие иных обстоятельств, не связанных с обстоятельствами непреодолимой силы, отклонив заявление Общества от 14.01.2021 о неприменении мер по возврату субсидий в связи с неблагоприятными агрометеорологическими условиями для роста и развития льна-долгунца.
Департамент 17.02.2021 уведомил Общество о необходимости возврата части субсидии в размере 331 202 руб. 83 коп.
Общество перечислило Департаменту 331 202 руб. 83 коп. по платежному поручению от 22.03.2021 N 318.
Полагая, что основания для возврата субсидии отсутствуют, Общество 17.08.2021 направило в Департамент претензию с требованием о возврате перечисленной суммы субсидии.
Претензия оставлена без удовлетворения.
Полагая, что основания для возврата субсидии по договору от 14.11.2019 N 405 отсутствуют, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Как указал суд, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Сам термин "неосновательное обогащение" применяется для обозначения результата приобретения или сбережения имущества, то есть как само неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Основное содержание обязательства из неосновательного обогащения - обязанность приобретателя возвратить неосновательное обогащение и право потерпевшего требовать от приобретателя исполнения этой обязанности.
Из системного анализа положений гражданского законодательства следует, что стороны обязательства из неосновательного обогащения - приобретатель и потерпевший - являются соответственно должником и кредитором в этом обязательстве.
Приобретатель - лицо, неосновательно обогатившееся путем приобретения или сбережения имущества. Под потерпевшим в рассматриваемом обязательстве понимается лицо, за счет которого неосновательно обогатился приобретатель.
Таким образом, объектом обязательства из неосновательного обогащения следует считать действие приобретателя (должника) по передаче имущества или оказанию услуг составляющих неосновательное обогащение, потерпевшему (кредитору), а предметом обязательства - само неосновательное обогащение. На потерпевшем лежит бремя доказывания факта обогащения приобретателя, включая количественную характеристику размера обогащения, и факта наступления такого обогащения за счет потерпевшего. Бремя доказывания наличия основания для обогащения за счет потерпевшего лежит на приобретателе.
Из материалов дела видно, что Общество не оспаривает факт получения от Департамента денежных средств в заявленной сумме, однако указывает, что возвратило необоснованное полученную субсидию по договору, поскольку им не достигнуты показатели по производству льнотресты (в переводе на льноволокно) вследствие иных обстоятельств, не связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка N 404 определены категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники, машин и оборудования, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат на приобретение техники, машин и оборудования в рамках реализации государственной программы Вологодской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1222, государственной программы "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 26.08.2019 N 791.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части следующих затрат: на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин, оборудования для отрасли растениеводства; на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для отрасли животноводства; на приобретение новых техники, машин, оборудования общего назначения, используемого в производстве льна, в том числе тракторов сельскохозяйственных и (или) промышленных тракторов общего назначения, специализированной техники, машин и оборудования для производства и (или) первичной переработки льна; на приобретение нового технологического оборудования, на приобретение нового лабораторного оборудования, используемого для анализа безопасности и качества продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов; на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин, оборудования для отрасли птицеводства; на приобретение нового лабораторного оборудования, используемого для проведения молекулярно-генетической экспертизы генетического материала в отрасли животноводства (пункт 1.4 Порядка N 404).
В силу пункта 2.1 Порядка N 404 субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям при условии включения затрат на приобретение техники, машин и оборудования в сводный реестр в порядке, установленном пунктами 2.2 - 2.9 настоящего Порядка. В дальнейшем сельхозтоваропроизводителям, включенным в сводный реестр, субсидии предоставляются после представления в Департамент указанные в пункте 2.13 Порядка N 404 пакета документов.
В соответствии с пунктом 2.15 Порядка N 404 Департамент в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов рассматривает представленные в соответствии с пунктом 2.13 настоящего Порядка документы и осуществляет проверку на предмет соответствия сельхозтоваропроизводителя, затрат, представленных документов требованиям, установленным абзацем шестым пункта 1.2, пунктами 2.13 и 2.14 настоящего Порядка (с учетом соблюдения требований к дате, на которую должно быть установлено соответствие), в соответствии с установленной Департаментом процедурой и оформляет справку о результатах проверки.
Согласно пунктам 2.17, 2.19, 2.21 Порядка N 404 решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии принимается правовым актом Департамента не позднее 5 рабочих дней со дня оформления справки о результатах проверки, установленной пунктом 2.15 настоящего Порядка, в порядке очередности включения затрат сельхозтоваропроизводителей в сводный реестр в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Сельхозтоваропроизводители, в отношение которых принято решение о предоставлении субсидии, в течение 3 рабочих дней после получения уведомления о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Порядка обращаются в Департамент для заключения договора.
Эффективность предоставления субсидии оценивается Департаментом на основании достижения результатов, установленных договором в соответствии с приложением 5 к настоящему Порядку на год предоставления субсидии. В случае если на дату подачи заявления о предоставления субсидий сельхозтоваропроизводитель не осуществлял производство продукции, в отношении которой должен быть установлен результат в соответствии с приложением 5 к настоящему Порядку, результаты устанавливаются в соответствии с приложением 6 к настоящему Порядку на год предоставления субсидии.
Согласно пункту 2.24 Порядка N 404 в случае выявления фактов, являющихся основанием для возврата субсидий и (или) взыскания штрафа в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка, Департамент в течение 30 календарных дней со дня установления указанных фактов направляет получателю заказным письмом с уведомлением требование о возврате субсидии и (или) уплате штрафа в областной бюджет в размере, установленном разделом 4 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования.
В случае не поступления средств в течение указанного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Пунктами 4.3, 4.4 Порядка N 404 предусмотрено, что в случае нарушения сельхозтоваропроизводителем условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проводимых Департаментом и органами государственного финансового контроля (за исключением условий о выполнении результатов и о представлении документов в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка), субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае нарушения сельхозтоваропроизводителем условий по выполнению результатов, предусмотренных договором, объем средств, подлежащий возврату (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной Сельхозтоваропроизводителю в отчетном финансовом году; m - количество результатов, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата, имеет положительное значение; n - общее количество результатов; k - коэффициент возврата субсидии.
Решение о возврате субсидии в связи с невыполнением результатов принимается Департаментом в течение 30 календарных дней со дня установления факта нарушения.
Пунктом 4.5 Порядка N 404 предусмотрено, что в случае невыполнения сельхозтоваропроизводителем, получившим субсидию на возмещение затрат на приобретение техники, машин и оборудования, указанных в подпунктах 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3 пункта 1.4 настоящего Порядка, результатов вследствие обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", или обстоятельств, послуживших основанием для установления карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", полученная сельхозтоваропроизводителем субсидия возврату в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка не подлежит. Указанные в настоящем абзаце обстоятельства далее в настоящем Порядке именуются обстоятельствами непреодолимой силы.
Обстоятельства непреодолимой силы должны иметь место на территории, где расположены посевные площади сельхозтоваропроизводителя (при невыполнении результатов по объему производства продукции растениеводства в зерновых единицах, и (или) объему производства картофеля и (или) овощей открытого и (или) защищенного грунта, площади закладки многолетних насаждений, и (или) объему производства плодов и (или) ягод, и (или) объему производства льнотресты (в переводе на льноволокно), и (или) объему льноволокна, полученному после первичной переработки льнотресты); на территории, где расположены производственные объекты сельхозтоваропроизводителя (при невыполнении результатов по объему производства молока, и (или) объему реализованного мяса крупного рогатого скота (в живом весе), и (или) объему реализованного мяса свиней (в живом весе), и (или) объему производства мяса птицы в живом весе, и (или) объему производства яйца, и (или) племенному поголовью крупного рогатого скота).
Сельхозтоваропроизводитель, не выполнивший результаты вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, обращается в Департамент с заявлением о неприменении Департаментом мер по возврату субсидии с приложением необходимых документов, указанных в пункте 4.5 Порядка.
Департамент в течение 30 календарных дней со дня обращения cельхозтоваропроизводителя с заявлением о неприменении Департаментом мер по возврату субсидии рассматривает данное заявление на предмет установления невыполнения результатов вследствие обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, составляет заключение, содержащее вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств непреодолимой силы или о невыполнении результатов вследствие иных обстоятельств.
В случае составления заключения, содержащего вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств, не относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня составления заключения направляет cельхозтоваропроизводителю требование о возврате полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.
В случае не поступления средств в течение 30 календарных дней со дня направления требования Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке. В случае составления заключения, содержащего вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня составления заключения принимает решение о неприменении мер по возврату субсидии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка к cельхозтоваропроизводителю.
Критериями принятия решения о неприменении мер по возврату субсидии являются документально подтвержденные факты, послужившие основанием для невыполнения результатов.
Из материалов дела видно, что во исполнение условий договора Обществом представило Департаменту пакет документов, по результатам проверки которых установлено, что показатели результативности предоставления субсидии в соответствии с договором обществом выполнены не в полном объеме, а именно, объем производства льнотресты (в переводе на льноволокно) - 580,6 ц, что составило 68,63% выполнения плана.
Как указал суд, Общество ссылается на то, что в связи с неблагоприятными погодными условиями, сложившимися в весенне-осенний период 2020 года, при соблюдении посевных площадей и принятии дополнительных мер к сохранению и сбору урожая, ему не удалось достичь плановых показателей. В подтверждение своих доводов представило справку филиала федерального государственного бюджетного учреждения Северное УГМС "Вологодский ЦГМС" от 19.01.2021, согласно которой весна 2020 года была ранней, затяжной с обилием осадков, в первой половине лета 2020 года с учетом осадков почва находилась в сильно и избыточно увлажненном состоянии. В первой декаде апреля на территории Устюженского района преобладал повышенный температурный режим, во второй декабре - средняя температура соответствовала норме, а третья декада была холодной - на 3 градуса ниже нормы в первых двух декадах отмечался дефицит осадков, а в третьей декаде выпало около нормы осадков (104%). Май характеризовался неустойчивым температурным режимом с обилием осадков. Холодной (на 4 градуса ниже нормы) была вторая декада. В первой декаде мая выпало 6 мм осадков, что составляет 352% от нормы, во второй декаде - 34 мм (178%), в третьей - 3 мм (14%). В целом за месяц выпало 97 мм осадков, что составляет 180% от нормы. Почва в течение месяца находилась в хорошо увлажненном состоянии, после прошедших сильных дождей отмечалось сильное увлажнение. В первой половине июня наблюдалась теплая (на 2-3 градуса выше нормы) и дождливая погода, во второй половине месяца температура была около средних многолетних значений с дефицитом осадков. Количество выпавших осадков за первую декаду июня составило 45 мм, что соответствует 225% от средних многолетних значений, во второй и третьей декадах выпало 49-46% от нормы осадков. За месяц выпало 67 мм осадков, что составило 100% от нормы. Обильные дожди привели к переувлажнению почвы, а 16 июня агрометеорологические параметры достигли критерия ОЯ - переувлажнения почвы. Несмотря на то, что во второй половине месяца отмечался дефицит осадков на полях, подвергшихся переувлажнению почвы, агрометеорологические условия для роста и развития сельскохозяйственных культур были неблагоприятными из-за почвенной корки и развития сорняков.
Как правильно указал суд первой инстанции, неблагоприятные агрометеорологические условия в период обработки почвы и посевных работ привели к срыву оптимальных сроков сева льна-долгунца, а также могли привести к нарушению роста и развития растений и к частичной их гибели.
В связи со сложившееся сложной обстановкой в агропромышленном комплекса области, возникшей в результате опасного агрометеорологического явления - переувлажнения почвы, которое может привести к недосеву сельскохозяйственных культур, частичной потере или гибели урожая на сельхозугодиях хозяйств, постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2020 N 674 введен режим функционирования "Повышенная готовность", определены границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, в том числе Устюженский район.
Согласно акту обследования полей Общества за период полевых работ с 30.04.2020 по 26.09.2020 лен-долгунец убран со всей площади посевов с низким качеством и повышенной засоренностью в связи с неблагоприятными погодными и почвенными условиями.
Постановлением администрации Устюженского муниципального района от 23.09.2020 N 560 в связи с ухудшением агрометеорологических условий для проведения полевых работ, переувлажнением почвы, на территории Устюженского муниципального района введен режим "повышенной готовности" на период с 23.09.2020 до 15.10.2020.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из представленных заявителем документов следует, что в периоды развития и сбора спорных сельхозкультур имелись неблагоприятные природные явления, которые по своим показателям были близки к опасным явлениям и могли повлиять на всходы, рост и развитие спорных сельскохозяйственных растений и, как следствие, на объем произведенной ответчиком сельхозпродукции.
При установлении, осуществлении и защите исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом документально подтверждены обстоятельства, которые являются основанием для освобождения получателя субсидии от ответственности за неисполнение условий ее предоставления. В данном случае установленные значения целевых показателей не достигнуты заявителем в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных представленными получателем субсидий документами. У Департамента отсутствовали основания для требования частичного возврата субсидии.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2021 года по делу N А13-9959/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9959/2021
Истец: ООО "Жуковец"
Ответчик: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области