город Омск |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А81-2897/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-524/2022) Управления имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2021 по делу N А81-2897/2021, принятое по иску Управления имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район (ИНН 8907002420, ОГРН 1128901001943) к акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) о понуждении к заключению договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район (далее - истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее - ответчик, АО "Ямалкоммунэнерго") об обязании ответчика заключить договор аренды в отношении муниципального имущества: "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" этап 1.1, 1.2 в составе объектов недвижимого имущества"; признать право фактического пользования имуществом с 30.12.2020 по день заключения договора аренды, взыскать сумму задолженности по арендной плате за фактическое пользование муниципальным имуществом в размере 6 871 457 руб. 61 коп. и дальше взыскать сумму неосновательного обогащения в связи с фактическим пользованием объекта.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил заявленные требования, просил:
1) обязать ответчика принять участие в конкурсе на право заключения договора аренды, и по результатам конкурса заключить договор аренды в отношении муниципального имущества "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" этап 1.1, 1.2 в составе следующих объектов недвижимого имущества:
- сооружение: "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" Этап 1.1. Котельная 4.5 МВт. Площадь застройки - 225, 1 кв.м, кадастровый номер 89:01:010501:605, местонахождение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Восяхово, ул. Советская;
- сооружение: "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" Этап 1.2. Инженерные сети. Сети ТВС. Протяжённость - 183 м, кадастровый номер 89:01:010501:629, местонахождение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Восяхово;
- сооружение: "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" Этап 1.1. Сети тепловодоснабжения. Протяжённость - 807 м, кадастровый номер 89:01:010501:630, местонахождение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Восяхово, ул. Советская.
2) признать право фактического пользования имуществом с 30.12.2020 по день заключения договора аренды;
3) взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате за фактическое пользование муниципальным имуществом: - по состоянию на 20.07.2021 в сумме 8 932 732 руб. 17 коп.; - с 21.07.2021 по день заключения договора аренды - рассчитанную в соответствии с методикой расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом муниципального образования Шурышкарский район, утвержденной решением Районной думы МО Шурышкарский район от 23.03.2012 N 329.
4) взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, по день уплаты ответчиком задолженности по арендной плате.
Указанные уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты судом к рассмотрению в части требования об обязании ответчика принять участие в конкурсе на право заключения договора аренды и по результатам конкурса заключить договор аренды в отношении муниципального имущества.
В дальнейшем истец заявил об увеличении исковых требований, просил взыскать с ответчика сумму долга - 12 414 531 руб. 80 коп., сумму процентов - 597 250 руб. 13 коп.
Заявлением от 25.11.2021 истец уменьшил сумму процентов до 427 485 руб. 07 коп., рассчитанную по состоянию на 16.11.2021, просил взимать их по дату погашения ответчиком задолженности.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2021 по делу N А81-2897/2021 в принятии к производству нового требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано. Остальные уточненные исковые требования приняты. С АО "Ямалкоммунэнерго" в пользу Управления имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район взыскана арендная плата в размере 12 414 531 руб. 80 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С АО "Ямалкоммунэнерго" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 85 073 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска, принять по делу в этой части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано следующее: способом передачи спорного имущества во временное владение и пользование третьим лицам является проведение торгов па право заключения договора аренды; ответчик на территории муниципального образования Мужевское является единственной теплоснобжающей организацией, способной эксплуатировать данные объекты теплоснабжения, следовательно, признание права фактического пользования имущества на условиях договора аренды является существенным условием в целях недопущения утраты муниципального имущества, приведения его в надлежащее состояние, учитывая социальную значимость объектов теплоснабжения; суд неправомерно отказал в принятии уточнений исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Принимая во внимание, что от сторон возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в муниципальную собственность муниципального образования Шурышкарский район принято следующее муниципальное имущество: "Школа-интернат, с. Восяхово Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы. 1 этап - Школа на 95 мест" этап 1.1, 1.2 в составе следующих объектов недвижимого имущества:
1. "Благоустройство. Протяжённость - 303 м, площадь застройки - 2896,8 кв. м, кадастровый номер 89:01:010501:617",
2. "Наружные сети канализации. Протяжённость - 151 м, кадастровый номер 89:01:010501:614",
3. "Электрические сети ВЛ-10 кВ. Протяжённость - 721 м, кадастровый номер 89:01:010501:631",
4. "ДЭС на 2,0 МВт. Площадь застройки - 807, 7 кв. м, кадастровый номер 89:01:010501:606",
5. "Резервуар РГС-75 мЗ. Объем - 75 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:609",
6. "Емкость сбора дождевых стоков, У=8 мЗ. Объем - 8 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:611",
7. "Септик, У=8 мЗ. Объем - 8 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:613",
8. "Резервуар аварийного слива, У=16 мЗ. Объем - 32 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:615",
9. "Пожарный резервуар У=100 мЗ. Объем - 300 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:608",
10. "Емкость ХВО емкостью 7,5 мЗ. Объем - 8 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:610",
11. "Нефтеуловитель типа ЭКО-Н-1. Объем - 3 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:616",
12. "Резервуары дизельного топлива 75 мЗ. Объем - 150 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:607",
13. "КТП. Площадь застройки - 33, 8 кв. м, кадастровый номер 89:01:010501:627",
14. "Инженерные сети. Сети электроснабжения. Протяжённость - 79 м, кадастровый номер 89:01:010501:621",
15. "Резервуар аварийного сброса этиленгликоля емк. У=4 мЗ. Объем - 4 куб. м, кадастровый номер 89:01:010501:612",
16. "Котельная 4.5 МВт. Площадь застройки - 225, 1 кв.м., кадастровый номер 89:01:010501:605",
17. "Сети тепловодоснабжения. Протяжённость - 807-м., кадастровый номер 89:01:010501:630",
18. "Инженерные сети. Сети ТВС. Протяжённость - 183-м., кадастровый номер 89:01:010501:629.
Назначение имущества: производство и обеспечение теплоснабжением, электроснабжением потребителей с. Восяхово Шурышкарского района.
Так как, АО "Ямалкоммунэнерго" является единым поставщиком по поставке тепловой энергии на территории муниципального образования Мужевское, одним из направлений уставной деятельности которого является эксплуатация электрических сетей, передача электрической энергии, передача и поставка тепловой энергии и т.д., то, учитывая нормы действующего законодательства РФ, 21.12.2020 в адрес ответчика было направлено письмо N 05-01-08/1664 о рассмотрении вопроса заключить договор аренды сроком не более 30 дней, с последующей долгосрочной арендой, которая будет заключена по результатам торгов.
Письмом от 30.12.2020 N 9.01.-03-2020/1244 ответчик выразил согласие на принятие объекта в целом в пользование, в связи с чем издан нормативно правовой акт Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 21.01.2021 N 18-а "Об утверждении перечня муниципального имущества, подлежащего передаче по договору аренды" (далее - правовой акт) по заключению договора аренды с АО "Ямалкоммунэнерго" на срок не более 30 календарных дней.
В адрес ответчика 11.01.2021 направлен для подписания проект договора аренды N 01/1 со сроком действия с 30.12.2020. Проектом договора предусмотрена минимальная арендная плата за пользование объектом коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения, рассчитанная в соответствие с методикой расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом МО Шурышкарский район, утвержденной решением районной Думы МО Шурышкарский район от 23.03.2012 N 329 "О порядке предоставления в пользование муниципального имущества муниципального образования Шурышкарский район".
В связи с отсутствием разногласий с АО "Ямалкоммунэнерго" по результатам проведенного аукциона заключен долгосрочный договор аренды от 20.04.2021 сроком на 10 лет, но в него вошло только 16 объектов, входящих в состав имущества объекта: "Школа-интернат".
На официальном сайте также размещена конкурсная документация на право заключения договора аренды в отношении оставшихся трех объектов коммунального назначения: "Котельная 4.5 МВт. Площадь застройки - 225, 1 кв.м, кадастровый номер 89:01:010501:605", "Сети тепловодоснабжения. Протяжённость - 807 м, кадастровый номер 89:01:010501:630", "Инженерные сети. Сети ТВС. Протяжённость - 183 м, кадастровый номер 89:01:010501:629." Срок подачи заявок установлен до 08.06.2021. До окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки в связи, с чем конкурс признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.
Свое намерение принять участие в конкурсе и заключить договор аренды АО "Ямалкоммунэнерго" не изъявило, хотя продолжает пользоваться данным имуществом.
Управление имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район со ссылкой на статью 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) утверждает, что ответчик обязан заключить договор, так как является единственной организацией, которая может поставлять тепло на территории с. Восяхово. Данная котельная вместе с сопутствующим оборудованием является единственно действующей, снабжающей село теплом. Фактически ответчик эксплуатирует котельную с ноября 2017 года на основании договора безвозмездного пользования от 21.11.2017 N ФШР/12-17.
15.11.2019 ГКУ "ДКСи ЯНАО" в адрес ответчика направлен комплект исполнительно-технической и проектной документации по объекту "Школа-интернат с. Восяхово". Фактом, подтверждающим эксплуатацию ответчиком объектов теплоснабжения, являются заключенные муниципальные контракты на теплоснабжение между ответчиком и МБОУ "Восяховская средняя общеобразовательная школа", на основании которых ответчик поставлял и поставляет коммунальный ресурс потребителю и взимает плату.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что требования истца о взыскании задолженности по арендным платежами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению; не установив оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика принять участие в конкурсе по заключению договора аренды спорного имущества, отказал в удовлетворении иска в этой части, как и в части признания за ответчиком права фактического пользования имуществом.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
По правилам статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4).
В пункте 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении идет речь о передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям.
В соответствие с пунктом 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, статья 28.1 Закона о теплоснабжении предусматривает порядок передачи объекта муниципальной собственности в аренду, но не обязывает заключать договор то или иное лицо.
Вопреки доводам подателя жалобы, положениями действующего законодательства в существующих обстоятельствах не предусмотрена возможность понуждения ответчика к участию в открытом аукционе на право заключения договора аренды в отношении муниципального имуществ, указанные действия являются правом, АО "Ямалкоммунэнерго", а не обязанностью.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика принять участие в конкурсе на право заключения договора аренды, и по результатам конкурса заключить договор аренды.
Кроме того, требование истца о признании за ответчиком права фактического пользования имуществом с 30.12.2020 по день заключения договора аренды, правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку само по себе это требование и любое его разрешение ни к чему не обязывает, в то время как результатом судебного разбирательства должен стать вывод об устранении нарушенного права тем или иным способом (статьи 2, 171-174 АПК РФ).
Ссылка подателя жалобы на неправомерный отказ суда в принятии уточнений в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, не принимается судом апелляционной инстанции.
По смыслу нормы, содержащейся в части 1 статьи 49 АПК РФ, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Одновременное изменение предмета и основания иска нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается (абзац 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" действовавшего на дату заявления ходатайства об уточнении исковых требований, абзац 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" действующий в настоящее время).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ходатайство об уточнении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, заявленное Управлением по своей сути является дополнительным требованием, имеющим самостоятельный предмет и основания.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2021 по делу N А81-2897/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2897/2021
Истец: Управление имущества Администрации муниципального образования Шурышкарский район
Ответчик: АО "Ямалкоммунэнерго"
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд