г. Челябинск |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А07-6596/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Поздняковой Е.А., Рогожиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2021 по делу N А07-6596/2020.
В судебное заседания явились представители:
- Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" - Имаев В.Р. (доверенность от 10.01.2022, срок действия по 31.12.2022, паспорт, диплом),
- Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Зарипова Г.К. (доверенность от 20.01.2020, срок действия до 19.01.2023, паспорт, диплом.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземиущества РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" (далее - ГУП РБ "УАЗ", ответчик) о взыскании задолженности в размере 3 153 413,29 руб. (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2021 (резолютивная часть объявлена 21.10.2021) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой обратилось ГУП РФ "УАЗ", просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее заявитель указывает на то, что в Минземимущество РБ был направлен годовой отчет за 2018 год, не подтвержденный аудиторским заключением, содержащий искаженные показатели. Скорректированный отчет был сдан до утверждения отчета истцом. Об утверждении отчета Минземимущество РБ не уведомило ответчика. Акт сверки опровергается данными уточненной отчетности и не может являться единственным доказательством наличия задолженности. Сумма долга не подтверждается данными бухгалтерской отчетности, утвержденной налоговым органом. Уточненный отчет истцом не оспаривался. Ответчиком перечислены в бюджет денежные средства, исходя из реального размера чистой прибыли за 2018 год. При этом следует учитывать, что срок проведения аудита ничем не установлен, однако законом установлена обязанность его проведения. Заключение аудитора было направлено в адрес истца.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал.
К материалам дела приобщены дополнительные доказательства, представленные по запросу суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2018 г. N 657 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Минземимущество РБ, совместно с республиканскими органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сфера деятельности), обеспечивает контроль за своевременностью и полнотой перечисления в бюджет Республики Башкортостан части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, остающейся после уплаты ими налогов, сборов и иных обязательных платежей, в размере, установленном Законом Республики Башкортостан, и сроки установленные Правительством Республики Башкортостан.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями ГУМ РБ "УАЗ" является Минземимущество РБ, которое наделено функциями администрирования в установленном законом порядке неналоговых доходов, в том числе, от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Согласно п. 4.6 устава, ГУП РБ "УАЗ" обязано ежегодно в установленном порядке перечислять в бюджет Республики Башкортостан часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно акту сверки по состоянию на 10.04.2019, у ГУП РБ "УАЗ" образовалась задолженность по уплате таких платежей за 2018 год в размере 4 743 397,29 руб., акт сверки подписан обеими сторонами.
ГУП РБ "УАЗ" задолженность была оплачена частично.
Согласно акту сверки по состоянию на 30.01.2020, у ГУП РБ "УАЗ" имеется задолженность в размере 3 179 913,29 руб. Подлежащая перечислению часть прибыли составляет 3 179 913,29 руб., что составляет на 2018 год - 3 153 413,29 руб. и за 2019 год - 26 500 руб. от прибыли ГУП РБ "УАЗ".
Письменные уведомлениы истца о наличии задолженности перед бюджетом Республики Башкортостан (извещение исх. N ОИ-22/2321 от 12.02.2020 г.; N ОИ-14/18034 от 26.12.2019 г., N ОИ-14/18034 от 26.12.2019, N ОП-14/6421 от 17.05.2019 г., N ОП-14/11365 от 26.08.2019 г., N ОП- 14/18034 от 26.12.2019 г., N ОП-14/6421 от 17.05.2019 г.), ответчик оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчет руководителя ГУП РБ "УАЗ" за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 утвержден Приказом Минземимущества РБ 14.06.2019 N 806. Уточненная форма бухгалтерской отчетности ГУП РБ "УАЗ" за 2018 г. представлена в Минземимущество РБ 16.08.2019, то есть после утверждения отчета ГУП РБ "УАЗ".
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными кредитами;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.6 устава ГУП РБ "УАЗ", предприятие обязано ежегодно в установленном порядке перечислять в бюджет Республики Башкортостан часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с законом РБ от 30.11.2017 N 549-3, государственные унитарные предприятия производят отчисления в республиканский бюджет в размере 25% от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 237 "О мерах по проведению мониторинга деятельности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с долей участия государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан" предприятия, за исключением предприятий агропромышленного комплекса, ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по расчету за год - до 10 апреля года, следующего за отчетным, перечисляют в бюджет Республики Башкортостан по установленным нормативам часть чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Расчет сумм вышеуказанных перечислений осуществляется от суммы фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года. При определении сумм платежей, подлежащих уплате в бюджет Республики Башкортостан, засчитываются платежи, внесенные по расчету за предыдущий отчетный период. Сумма переплаты, образовавшаяся по расчету за соответствующий отчетный период, засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику.
Из материалов дела следует, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год, ГУП РБ "УАЗ" в соответствии п.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 237 "О мерах по проведению мониторинга деятельности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с долей участия государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан", представило в Минземимущество РБ в установленные сроки (до 10 апреля года, следующего за отчетным периодом) бухгалтерскую (финансовую) отчетность государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан.
ГУП РБ "УАЗ" 31.03.2019 в адрес Минземимущества РБ по запросу был направлен предварительный годовой отчет предприятия за 2018 г.
По итогам финансовой деятельности чистая прибыль (убыток) код строки 2400 за 2018 год составила 19 003 000 руб.
Минземимуществом РБ по результатам сверки с финансовой службой ГУП РБ "УАЗ" подготовлен и направлен 17.05.2019 акт сверки для подписания руководства ГУП РБ "УАЗ", подписанный со стороны Министерства, (исх. N ОП-14/6421) для подписания заказным письмом с уведомлением посредством почтовой связи "Почта России".
Согласно акту сверки по состоянию на 30.12.2020 сумма, подлежащая оплате Минземимуществу РБ ГУП РБ "УАЗ", составляет 3 153 413, 29 руб. (3 104 337, 29 + 49 076,00), из них 3 104 337,29 руб. получена путем вычета из суммы, подлежащий к оплате, суммы оплаченной ГУП РБ "УАЗ" (платежное поручение N 1374 от 16.08.2019, платежное поручение N 992 от 10.06.2020).
Отчет руководителя государственного унитарного предприятия ГУП РБ "УАЗ" за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 утвержден Приказом Минземимущества РБ 14.06.2019 N 806.
Однако сведения о том, что ответчик был уведомлен об утверждении отчета, в материалах дела отсутствуют. Доказательства направления приказа ответчику, либо ознакомления с ним руководителя, не представлены.
В соответствии с пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Согласно пункту 79 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного периода. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2010 N 63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (далее - Положение).
Согласно п. 6 Положения ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность).
В соответствии с п. 8 Положения существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. При этом в исправленной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления исправленной бухгалтерской отчетности.
На основании пункта 10 Положения, в случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного периода, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.
Из материалов дела следует, что в результате проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ГУП РБ "УАЗ" вновь назначенным в октябре 2018 года руководителем предприятия, внесения корректирующих исправительных бухгалтерских записей, проведения в бухгалтерском учете всех первичных документов, запрошенных от контрагентов и своевременно не отраженных, проведением внутреннего контроля и систематизацией учетных данных перед предстоящей аудиторской проверкой, появилась необходимость формирования корректирующей годовой отчетности за 2018 год.
В соответствии с пунктом 4.2 Устава ГУП РБ "УАЗ" предприятие обязано ежегодно проводить аудиторские проверки.
ГУП РБ "УАЗ" 24.04.2019 заключило договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с проведенным конкурсом по отбору независимого аудитора. По итогам аудиторской проверки 28.06.2019 вынесено заключение аудитора, которое подтверждает сумму корректировки бухгалтерской отчетности.
Ответчиком 16.08.2019 - после проведения аудиторской проверки по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия истцу представлена уточненная форма бухгалтерской отчетности ГУП РБ "УАЗ" за 2018 г., (штамп Минземимущества РБ на обращении ГУП РБ "УАЗ" от 15.08.2019 N 1785).
При этом после исправления отчетности чистая прибыль предприятия существенно уменьшилась - с 19 003 000 руб. до 6 360 000 руб.
С данной суммы прибыли, указанной в уточненном расчете, ответчиком рассчитан размер перечислений и в адрес истца перечислено 1 590 000 руб. платежным поручением N 1374 от 16.08.2019.
Истцом не оспорен размер чистой прибыли по итогам 2018 года, проверка предприятия в отношении правильности составления бухгалтерской отчетности не проводилась, она сдана в налоговый орган, таким образом, оснований полагать, что представленная ответчиком уточненная отчетность не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
Аудит проведен в июне 2019 года, направлен в адрес истца в августе 2019 года, в отсутствие доказательств наличия у ответчика информации об утверждении отчета.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исходя из указанных положений по бухгалтерскому учету, а также из того, что факт уведомления ответчика об утверждении отчета не доказан, оснований для вывода о том, что ГУП РБ "УАЗ" действовало необоснованно при представлении уточненной отчетности и расчете суммы чистой прибыли с учетом внесенных в нее изменений, не имеется.
Принимая во внимание тот факт, что фактически чистая прибыль предприятия за 2018 года не составляла сумму 19 003 000 руб., из расчета которой истцом заявлено о взыскании суммы долга, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованном удовлетворении исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что изъятие собственником имущества из собственности должника чистой прибыли в размере, составляющем более 50% ее размера за 2018 год нельзя признать обоснованным. Подобная финансовая политика учредителя может привести к утрате предприятием платежеспособности.
При этом суд принимает во внимание представленную ответчиком пояснительную записку к исправленной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2018 год, согласно которой по состоянию на 01.02.2019 коэффициент абсолютной ликвидности снизился по отношению к 01.01.2018 и составил 0,16, что ниже нормального значения 0,2 и более; коэффициент общей платежеспособности снизился с 2,65 до 2,2 при нормальном значении 2 и более.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу положений части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" - удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2021 по делу N А07-6596/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" 3000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
Е.А. Позднякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6596/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ЗДАНИЯМИ"