город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2022 г. |
дело N А32-34909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ТСЖ "Лучезарное": председатель Гумеров Р.Г., протокол от 08.06.2021, паспорт; представитель Деряженцева А.В. по доверенности от 20.02.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.12.2021 по делу N А32-34909/2021
по заявлению товарищества собственников жилья "Лучезарное"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район
о признании незаконным распоряжения, акта проверки и отмене предписаний,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лучезарное" (далее - заявитель, ТСЖ "Лучезарное", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район (далее - управление) от 22.06.2021 N 44, акта проверки от 28.06.2021 N 41 и отмене предписаний Управления ЖКХ и КС Администрации МО Ейский район от 28.06.2021 N 12 и от 28.06.2021 N 13.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2021 прекращено производство по делу в части оспаривания акта проверки от 28.06.2021 N 41, признал незаконным и отменил Распоряжение Управления о проведении внеплановой проверки от 22.06.2021 N 44, предписание от 28.06.2021 N 12, предписание от 28.06.2021 N 13 вынесенное Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Краснодарского края, обстоятельствам дела. Проверка в отношении ТСЖ "Лучезарное" проведена в соответствии с требованиями п. 26 ч. 4 ст. 1, ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), действовавших на момент проведения проверки (распоряжение N 44 от 21 июня 2021 года, по результатам которой были вынесены предписание N 12 от 28 июня 2021 года и предписание N 13 от 28 июня 2021 года), по основаниям, не требующим согласования проведения проверок с органами прокуратуры. Вместе с тем, в правовых основаниях проведения проверки были ссылки на положения нормативных актов, в соответствии с которыми осуществлялась проверка в том, числе ст. 20 ЖК РФ, ст. 1, 5, пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (п. 9 распоряжения N 44 от 21 июня 2021 года). Ейской межрайонной прокуратурой в июле 2021 года проводилась проверка доводов, изложенных в обращении Деряженцевой А.В. и иных лиц, о несогласии с действиями органа контроля и иным доводам. В связи с этим в Ейскую межрайонную прокуратуру была предоставлена информация и подтверждающие выводы документация по обстоятельствам организации и проведения мероприятий по контролю в 2021 году в отношении ТСЖ "Лучезарное" в том, числе распоряжение N 44 от 21 июня 2021 года, акт проверки N 41 от 28 июня 2021 года и предписания N 12, N 13 от 28 июня 2021 года.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Лучезарное" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 21.06.2021 N 44, в период с 22.06.2021 по 28.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Лучезарное", на основании поступивших обращений (вх. N 1460 от 01.06.2021, N 657.1-П/21 от 03.06.2021, N 704.3-П/21 от 09.06.2021, N 736.4-П/21 от 15 июня 2021 года) по факту нарушения жилищного законодательства Российской Федерации, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме N 20/2 по улице Коммунистической в городе Ейске.
По результатам внеплановой, выездной проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 28.06.2021 N 41, и вынесены предписание от 28.06.2021 N 12, предписание от 28.06.2021 N 13.
Заявитель полагая, что вышеуказанное распоряжение и предписания административного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Закона N 294-ФЗ.
В статье 2 названного Закона закреплено, что государственным контролем (надзором) является деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством, в том числе, организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Положения Закона N 294-ФЗ предусматривают возможность осуществления государственного контроля (надзора) в форме плановых и внеплановых проверок.
Статьей 10 Закона N 294-ФЗ регламентирован порядок организации и проведение внеплановой проверки.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации (часть 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ перечислены основания для проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 294-ФЗ, регламентирующей общий порядок организации проверки, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1).
Из обстоятельств дела усматривается, что основанием для издания распоряжения от 21.06.2021 N 44 и проведения в отношении Товарищества внеплановой выездной проверки послужило поступившие обращения (вх. N 1460 от 01.06.2021, N 657.1-П/21 от 03.06.2021, N 704.3-П/21 от 09.06.2021, N 736.4-П/21 от 15.06.2021) по факту нарушения жилищного законодательства Российской Федерации, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме N 20/2 по улице Коммунистической в городе Ейске.
По результатам внеплановой, выездной проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 28.06.2021 N 41, и вынесены предписание от 28.06.2021 N 12, предписание от 28.06.2021 N 13.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утвержден приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок N 93).
Согласно пункту 2 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок), согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 Порядка заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в пункте 2 Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Административный орган не представил в материалы дела, доказательств соблюдения положения части 5 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст. 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что административным органом были нарушены требования Закона N 294-ФЗ к организации и проведению проверки, являющиеся в силу статьи 20 указанного закона основанием для признания недействительным результатов проверки и распоряжения от 22.06.2021 N 44 о проведении внеплановой проверки.
В связи с чем, оспариваемое распоряжение от 22.06.2021 N 44 и предписания от 28.06.2021 N 12, от 28.06.2021 N 13 являются незаконными и подлежат отмене, ввиду того, что нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с редакцией ч. 4.2 ст.20 ЖК РФ, действовавшей на момент проведения проверки, внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки.
Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 116-ФЗ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что обращения жильцов, которые были указаны в качестве основания для проверки, не носили сведения о нарушениях, предусмотренных ч.4.2 ст.10 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2021 по делу N А32-34909/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34909/2021
Истец: ТСЖ "Лучезарное"
Ответчик: ЖКХ И КС администрации МО Ейский район, Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации муниципального образования Ейский район
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10515/2023
22.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11796/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34909/2021
20.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5399/2022
04.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-577/2022
17.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34909/2021