г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А56-46435/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: предст. Тимакова С.В. - доверенность от 29.01.2021
от заинтересованных лиц: 1) Мартишин И.С. - доверенность от 10.01.2022, 2) не явился (извещен), 3) предст. Корельский А.В. - доверенность от 24.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42776/2021) общества с ограниченной ответственностью "Флорин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2021 по делу N А56-46435/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флорин"
к 1) Балтийской таможне; 2) обществу с ограниченной ответственностью "Форум";
3) Северо-Западное таможенное управление
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Флорин" (далее - ООО "Флорин", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- признать недействительным решение Балтийской таможни (далее - Таможня) о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/300820/0225374;
- признать недействительным решение Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ) от 16.03.2021 N 15-02-20/24 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа;
- обязать Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств (удержанного обеспечения) в размере 104461 руб.
Решением суда от 03.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Флорин" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 03.12.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом были представлены таможенному органу при таможенном декларировании, а также по запросу все необходимые документы, подтверждающие заявленную Обществом таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10216170/300820/0225374, по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки; доказательств недостоверности сведений, представленных декларантом и таможенным представителем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судом первой инстанции не установлено.
В судебном заседании 22.02.2022 представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представители Таможни и СЗТУ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI, заключенного ООО "Флорин" (покупатель) и компанией "Guilin Forward Industry And Trade CO., LTD" (продавец, Китай), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки FOB SHENZHEN Обществом ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/300820/0225374, товар N 2 "Вешалки деревянные для одежды..." в ассортименте, изготовитель: "OWNLAND HOUSEHOLD СО LTD", товарный знак: "ATMOSPHERE", страна отправления/происхождения Китай, код ТН ВЭД ЕАЭС 4421100000, вес нетто 3559,6 кг.
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 863463,85 руб., исходя из цены товара 11121.08 долларов США, указанной в инвойсе от 16.07.2020 N EFLO20001 (830057,39 руб.) и суммы расходов на перевозку по 33406,46 руб.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС для подтверждения таможенной стоимости Обществом предоставлены при таможенном декларировании, в том числе: контракт от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI; коносамент N MEDUZE102450; спецификация от 15.07.2020; инвойс от 16.07.2020 N EFLO20001; фрахт от 28.08.2020 N 28/08/07T; договор на оказание транспортных услуг от 01.04.2020 N219/2020; письмо по разбивке фрахта от 27.08.2020.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно: выявлено значительное расхождение цены сделки товара производителя "OWNLAND HOUSEHOLD CO LTD" от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, что свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Для подтверждения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10216170/300820/0225374 Таможней направлен Обществу запрос от 31.08.2020 о предоставлении в срок до 09.09.2020 (при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 27.10.2020) дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости:
- экспортная декларация страны отправления в неформализованном (сканированном) виде с переводом, заверенным в установленном порядке; контракт, инвойс, спецификации, счета, проформа инвойса, заказ акцептованные сторонами в установленном порядке в неформализованном виде;
- прайс-лист производителя и продавца товаров, заверенные ТПП с переводом на русский язык; документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены;
- бухгалтерские документы по реализации товара внутреннем рынке; ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик и марок, что и ввозимый товар; информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида в зависимости от марки;
- банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты поставки товара и цену сделки товара: платежные поручения с отметками банка, в том числе, swift, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя; ведомость банковского контроля;
- договор ТЭО в неформализованном виде; ставки и тарифы по договору транспортировки; счета в не формализованном виде и документы по их оплате;
- пояснения по выявленным фактам; иные документы и сведения, которые декларант желает сообщить таможенному органу в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которые необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10216170/300820/0225374 (303266,47 руб.).
В соответствии с таможенной распиской от 31.08.2020 Общество распорядилось денежными средствами, необходимыми для выпуска товара задекларированного по ДТ N 10216170/300820/0225374 (303266,47 руб.).
01.09.2020 товар, задекларированный по ДТ N 10216170/300820/0225374, выпущен Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
ООО "Флорин" представило в Таможню в электронном виде 19.10.2020 документы и сведения по запросу от 31.08.2020 согласно перечню, приведенному в письме от 16.10.2020 (22 пункта).
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможней принято решение от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/300820/0225374.
Таможенная стоимость товара определена Таможней в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ N 10113110/240820/0101351.
Не согласившись с указанным решением Таможни, Общество направило жалобу в СЗТУ, в удовлетворении которой отказано решением СЗТУ от 16.03.2021 N 15-02-20/24.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 03.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции посчитал, что представленные Обществом документы, сведения и пояснения не подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений о таможенной стоимости товара и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, заявленных в ДТ N 10216170/300820/0225374, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение Таможни от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/300820/0225374, а также решение СЗТУ от 16.03.2021 N 15-02-20/24 являются правомерными.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции от 03.12.2021 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что в рамках внешнеторгового контракта от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI, заключенного ООО "Флорин" (покупатель) и компанией "Guilin Forward Industry And Trade CO., LTD" (продавец, Китай), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки FOB SHENZHEN Обществом ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/300820/0225374, товар N 2 "Вешалки деревянные для одежды..." в ассортименте, изготовитель: "OWNLAND HOUSEHOLD СО LTD", товарный знак: "ATMOSPHERE", страна отправления/происхождения Китай, код ТН ВЭД ЕАЭС 4421100000, вес нетто 3559,6 кг.
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 863463,85 руб., исходя из цены товара 11121.08 долларов США, указанной в инвойсе от 16.07.2020 N EFLO20001 (830057,39 руб.) и суммы расходов на перевозку по 33406,46 руб.
Для подтверждения таможенной стоимости Обществом предоставлены при таможенном декларировании, в том числе: контракт от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI; коносамент N MEDUZE102450; спецификация от 15.7.2020 N 1; инвойс от 16.07.2020 N EFLO20001; договор на оказание транспортных услуг от 01.04.2020 N219/2020; письмо по разбивке фрахта от 27.08.2020.
Кроме того, по запросу таможенного органа от 31.08.2021 Общество письмом от 16.10.2020 представило в таможенный орган в электронном виде 19.10.2020 дополнительные документы и пояснения на 83 листах, в том числе коммерческие документы, представленные при таможенном декларировании (инвойс, упаковочный лист, спецификация); контракт от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI, ведомость банковского контроля, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, договор от 01.04.2020 N 219/2020 на оказание транспортно-экспедиционных услуг, документы по транспортным расходам, экспортную декларацию с переводом, прайс-лист с переводом, ценовую информацию внутреннего и внешнего рынка, письменные пояснения и др.
Доводы таможенного органа, о том, что документы по запросу от 31.08.2020 были представлены Обществом письмом от 16.10.201 не в полном объеме (не представлены документы, поименованные в пунктах 1-4, 11-22) не подтверждены должным образом и опровергаются представленными Обществом доказательствами.
Так Обществом представлен в материалы дела ответ на запрос в электронном виде, в котором поименованы все перечисленные в письме от 16.10.2020 документы, которые были направлены частями 1-4 (приложение 14 к заявлению, представленному в суд электронном виде); письмо таможенного представителя с пояснениями и распечатка XML сообщения с ID номерами отправлений, которые указаны в ответе на запрос таможенного органа (приложения к ходатайству о приобщении дополнительных документов, представленному в суд первой инстанции в электронном виде 06.10.2021), а также видеозапись просмотра файла архива документов, направленных в таможенный орган (л.д.94).
Как указано в пункте 8 Постановления N 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, все неустранимые сомнения в рассматриваемом случае должны трактоваться в пользу декларанта. Учитывая представленные Обществом доказательства, которые таможенным органом не опровергнуты, суд апелляционной инстанции полагает, что таможенным органом не доказан факт непредставления Обществом в ходе таможенного контроля всех поименованных в письме от 16.10.2020 документов, в связи с чем указанные документы необоснованно не были приняты во внимание Таможней при вынесении оспариваемого решения от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/300820/0225374.
Вопреки выводам таможенного органа и суда первой инстанции, апелляционной коллегией не установлено существенных противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, обосновывающих заявленную Обществом таможенную стоимость товара по стоимости сделки.
В соответствии с пунктами 1.2, 8.2 контракта от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI (далее - Контракт) поставка товара осуществляется партиями на основании спецификаций, подписанных сторонами; стоимость партии товара определяется сторонами в спецификации на каждую партию товара и по ценам, указанным в прайс-листе.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта оплата товара производится следующим образом:
- 30% аванс не позднее 14 дней после согласования проформы на партию товара;
- 70% стоимости партии товара оплачивается покупателем в течении 25 дней после отправки груза из порта Шеньчжень (Китай).
В соответствии с условиями Контракта в спецификации от 15.07.2020 сторонами согласован ассортимент, описание, количество товара его цена и общая стоимость 11961,08 долларов США, из которых 840 долларов США - стоимость вешалок для одежды флок (товар N 1 по спорной ДТ) и 11121,08 долларов США - стоимость остальных вешалок (товар N 2 по спорной ДТ).
В инвойсе от 16.07.2020 N EFLO20001 также указаны ассортимент, количество товара его цена и общая стоимость 11961,08 долларов США, из которых 840 долларов США - стоимость вешалок для одежды флок (товар N 1 по спорной ДТ) и 11121,08 долларов США - стоимость остальных вешалок (товар N 2 по спорной ДТ), что соответствует сведениям, указанным в спецификации от 15.07.2020.
Аналогичные сведения, указаны также в проформе от 22.05.2020 N EFLO20001.
Контракт от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI, спецификация от 15.07.2020, проформа от 22.05.2020 NEFLO20001 в неформализованном виде были представлены по запросу Таможни письмом от 16.10.2020 и вопреки доводам таможенного органа, содержат подписи и печати сторон с указанием реквизитов.
Сведения о цене товара, указанные в спецификации от 15.07.2020, проформе от 22.05.2020 N EFLO20001, инвойсе от 16.07.2020 N EFLO20001 соответствуют ценам на товар, указанным в прайс-листе поставщика - компании "Guilin Forward Industry And Trade CO., LTD" (срок действия с 22.05.2020 по 31.12.2021)
Обществом также представлена в таможенный орган с письмом от 16.10.2021 экспортная декларация N 531620200161029339 с переводом, сведения в которой о цене, общей стоимости, количестве и ассортименте товара, соответствуют сведениям, указанным в спецификации от 15.07.2020, проформе от 22.05.2020 NEFLO20001, инвойсе от 16.07.2020 N EFLO20001.
Обществом была представлена в таможенный орган ведомость банковского контроля к контракту от 20.05.2020 N FL-252/2020/GFI, а также доказательства оплаты товара по инвойсу от 16.07.2020 N EFLO20001 на общую сумму 11961,08 долларов США двумя платежами 02.06.2020 и 26.08.2020.
В подтверждение заявленных в ДТС-1 расходов на перевозку ввозимых товаров до границы ЕАЭС на общую сумму 37475,56 руб. (по товару N 1 - 4069,10 руб. и по товару N 2 - 33406,46 руб.) Обществом были представлены в таможенный орган с письмом от 16.10.2020 договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.04.2020 N 219/2020 с ООО "НЭО-Логистик", а также поручение экспедитору от 22.07.2020, счет на оплату от 28.08.2020 N 28/08/07Т, счет-фактура от 30.08.2020 N 11642 на сумму 104998,54 руб. (фрахт контейнера SEGU4090001 до границы).
Согласно представленному Обществом письму по разбивке фрахта от 27.08.2020 фрахт по товару, поставленному в рамках контракта от 20.05.2020 N FL-252/2020/GF1, весом брутто 4420,70 кг составил 37475,56 руб.; указанная сумма и была отражена Обществом в ДТС-1 в качестве расходов на транспортировку товаров до границы ЕАЭС.
Оплата Обществом транспортных расходов произведена платежным поручением от 11.09.2020 N 3479 на сумму 190497,54 руб., из которых по счету на оплату от 28.08.2020 N 28/08/07Т за фрахт контейнера SEGU4090001 - 104998,54 руб., а также по счету-фактуре от 02.09.2020 N 11815 за доставку указанного контейнера на склад, организацию экспедирования на терминале после выгрузки и организацию документального сопровождения груза - 85499 руб. (указанные расходы в силу положений статьи 40 ТК ЕАЭС не учитываются в составе таможенной стоимости).
В пункте 8 Постановления N 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Оценив представленные в материалы дела документы и сведения, суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки выводам таможенного органа и суда первой инстанции, при таможенном декларировании вместе с ДТ N 10216170/300820/0225374, а также по запросу таможенного органа письмом от 16.10.2021 Обществом были представлены все необходимые, имеющиеся в распоряжении декларанта в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную в спорной ДТ таможенную стоимость товаров по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами". Доказательств недостоверности сведений, представленных декларантом и таможенным представителем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции не установлено. Невозможность использования документов, представленных при таможенном оформлении и по запросу таможни в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности таможенным органом не подтверждена. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ N 10216170/300820/0225374 сведений о таможенной стоимости спорных товаров. Исходя из правовых позиций Постановления N 49, цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (пункт 10).
В свою очередь, Таможня не представила доказательств, подтверждающих наличие каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, равно как и не доказала невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки выводам суда первой инстанции, у Таможни отсутствовали основания для принятия решения от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/300820/0225374.
При таких обстоятельствах решение СЗТУ от 16.03.2021 N 15-02-20/24, которым признано правомерным решение Таможни от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорную ДТ и отказано в удовлетворении жалобы Общества, также подлежит признанию недействительным.
При этом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы СЗТУ о том, что оспариваемое решение СЗТУ от 16.03.2021 N 15-02-20/24 не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку указанное решение вынесено по итогам рассмотрения жалобы Общества на решение Таможни от 18.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, на основании которого ООО "Флорин" доначислены таможенные платежи.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Учитывая изложенное, в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества на Таможню надлежит возложить обязанность по возврату Обществу излишне уплаченных денежных средств (удержанного обеспечения) в размере 104461 руб. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей отсутствует; в отзыве на заявление Таможня подтвердила, что сумма доначисленных таможенных платежей по товару N 2 по ДТ N10216170/300820/0225374 составила 104461 руб.).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 03.12.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Обществом была уплачена государственная пошлина за подачу заявления в размере 3000 руб. (платежное поручение от 12.05.2021 N 2106), а также государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. (платежное поручение от 09.12.2021 N 5248); всего 4500 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Таможни и СЗТУ в пользу Общества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций по 2250 руб. с каждого.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2021 года по делу N А56-46435/2021 отменить.
Признать недействительным решение Балтийской таможни о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленных в декларации на товары N 10216170/300820/0225374.
Признать недействительным решение Северо-Западного таможенного управления от 16.03.2021 N 15-02-20/24 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Флорин" на решение, действие (бездействие) таможенного органа.
Обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Флорин" путем возврата излишне уплаченных денежных средств (удержанного обеспечения) в размере 104461 руб.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Флорин" 2250 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Взыскать с Северо-Западного таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Флорин" 2250 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46435/2021
Истец: ООО "Флорин"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, ООО "ФОРУМ", Северо-Западное Таможенное Управление
Третье лицо: ООО ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФОРУМ