город Воронеж |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А48-3807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2021 по делу N А48-3807/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ИНН 5753070905, ОГРН 185749006739) о признании недействительными приказа Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) от 27.04.2021 N 330 и уведомления от 27.04.2021 N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности,
третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246),
при участии:
от Департамента здравоохранения Орловской области: Ермакова А.О. - представитель по доверенности N 4-2/2607 от 20.09.2021, сроком действия на 1 год, представлен паспорт; Михалин Д.А. - представитель по доверенности N 4-2-11 от 11.01.2022, сроком действия на 1 год, представлено служебное удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир": Искоростинская О.А., директор, представлен паспорт; Федяев В.С. - представитель по доверенности от 24.05.2021, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт; Болдырев А.И. - представитель по доверенности от 01.11.2019, сроком действия на 3 года;
от Министерства здравоохранения Российской Федерации - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - ООО "Клиника "Альтаир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными приказа Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент здравоохранения, Департамент, лицензирующий орган) от 27.04.2021 N 330 и уведомления от 27.04.2021 N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Общество просило (с учетом уточнения от 24.06.2021) обязать Департамент переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях вид работ (услуг) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2021 заявленные требования удовлетворены, приказ от 27.04.2021 N 330 и уведомление от 27.04.2021 N 4-2/942 признаны недействительными.
Суд обязал Департамент переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент здравоохранения обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает обязательным наличие дневного стационара, стационара, а также малой операционной с необходимым оборудованием при оказании медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Оказание такой услуги в амбулаторных условиях невозможно.
Ссылается на то, что искусственное прерывание беременности предусмотрена как комплексный вид медицинской помощи, работ (услуг).
От ООО "Клиника "Альтаир" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу. Общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ссылается на то, что консультирование пациентов и медикаментозное прерывание беременности может выполняться лицензиатом, не имеющим малой операционной и врача-анестезиолога-реаниматолога согласно Клиническим рекомендациям "Медикаментозное прерывание беременности" (письмо Минздрава России от 15.10.2015 N 15-4/10/2-6120). Указывает, что Правила организации деятельности женской консультации, утвержденных приказом Минзрава России от 01.11.2012 N 572н утратили силу в декабре 2020 года.
Указывает, что при оказании медицинских услуг пациенты информируются о медицинских организациях, где может быть оказана помощь в случае возникновения осложнений.
Считает, что соответствует лицензионным требованиям, ссылается на порядок оказания медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях, что отсутствует обязанность организации дневного стационара или стационара и оборудования малой операционной для оказания услуг, относящихся к первому этапу медикаментозного прерывания беременности (осмотр, обследование консультирование и выбор метода прерывания беременности).
В судебном заседании представители Департамента здравоохранения поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Клиника "Альтаир" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях по делу. Просили оставить решение без изменения.
На вопрос суда пояснили, что обращение за переоформлением лицензии было обусловлено намерением получить право на выполнение лишь первого этапа медикаментозного прерывания беременности (осмотр, обследование, консультирование, выбор метода прерывания беременности).
Минздрав России в судебное заседания явку своих представителей не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).
26.03.2021 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявитель просил Департамент переоформить лицензию от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 на осуществление медицинской деятельности, включив в нее при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
В соответствии с решением от 26.03.2021 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
Обществом в лицензирующий орган были представлены:
заявление о переоформлении лицензии,
оригинал действующей лицензии,
доверенность,
копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования и (или) квалификации, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности,
прочие документы, не входящие в обязательный перечень, представленных по усмотрению заявителя;
- справка-заключение от 11.01.2021;
- копия лицензии ГУП Орловской области "Медтехника";
- свидетельства о поверке от 18.03.2021 (тонометр и весы напольные);
- договор с ООО "Экология" от 28.12.2020 N 35711/1-21;
- санитарно-эпидемиологическое заключение от 21.11.2018;
- запросы в медицинские учреждения и ответы на них;
- договор купли-продажи медицинского оборудования с ООО "Мединфо", счета-фактуры и товарные накладные на приобретение тазомера акушерского, мешка дыхательного реанимационного, геля и насадок для УЗИ и других медицинских материалов и техники;
- договор от 11.01.2021 N 5 с ООО "Медтехника" на техническое обслуживание медицинской техники;
- приказ о приеме на работу Искоростинской О.А., диплом о ее профессиональном образовании, удостоверение об окончании ординатуры и документы о квалификации;
- договор от 20.05.2019 N 01/06/19 с ООО Медицинский центр "Гинея", расположенному по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 6/25, о сотрудничестве при оказании платных медицинских услуг, в том числе при оказании первичной и специализированной врачебной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
- лицензия ООО Медицинский центр "Гинея" от 27.12.2018 N ЛО-67-01-001394.
На основании приказа от 30.03.2021 N 233 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом здравоохранения проведена проверка с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами - пункта "б" пункта 4 Положение N 291 в части отсутствия у Общества необходимого оборудования в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности" (далее - Порядок N 1130н).
Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 27.04.2021.
Департаментом здравоохранения 27.04.2021 в адрес Общества направлено уведомление N 4-2/942 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на приказ Департамента от 27.04.2021 N 330.
Не согласившись с данными приказом и уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
На поставленные судом первой инстанции вопросы 14.10.2021 из Минздрава России поступило письменное мнение, о том, что "в амбулаторных условиях выполняется первый этап - обследование пациентки, доабортное консультирование, в том числе по вопросам профилактики абортов и контрацепции, консультации специалистов и выбор метода прерывания беременности.
Минздрав России пояснил, что медицинская организация может на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н получить лицензию на оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Для оказания сотрудниками медицинской организации, имеющей лицензию на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, медицинских услуг с использованием дневного стационара и операционной, необходима лицензия на проведение первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
Женщина, получившая первичную специализированную медикосанитарную помощь по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) в амбулаторных условиях при проведении медикаментозного прерывания беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями, в случае возникновения соответствующих показаний, может быть направлена в другое медицинское учреждение соответствующего профиля (уровня), имеющее лицензию на оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара.
Согласно приказу Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н наличие в штате организации должности врача-анестезиолога-реаниматолога обязательно при наличии дневного стационара с операционной.
Наличие помещения дневного стационара является обязательным условием для проведения искусственного прерывания беременности с учетом положений пункта 9 (подпункты 2, 9) приложения N 13 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N1130н, пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и обязательности наблюдения женщины не менее 1,5-4 часов после приема лекарственных препаратов.
В отсутствие дневного стационара в амбулаторных условиях возможно выполнение первого этапа медикаментозного прерывания беременности до 12 недель, а именно обследование пациентки, доабортное консультирование, в том числе по вопросам профилактики абортов и контрацепции, консультации специалистов и выбор метода прерывания беременности. Прием лекарственных препаратов и дальнейшее наблюдение за пациенткой выполняется на базе дневного стационара".
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, Минздравом России письменно сформулирована правовая позиция в виде ответов на возникшие у суда вопросы.
Из них следует, что "Согласно письму ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. "Кулакова" Минздрава РФ от 10.02.2022 N 01-06/12-О при наличии лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в медицинской организации проводится обследование, доабортное консультирование пациентки, консультации специалистов и выбор метода прерывания беременности. При наличии лицензии на оказание первичной специализированное медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара в медицинской организации проводиться обследование, доабортное консультирование пациентки, консультации специалистов, выбор метода прерывания беременности и прерывание беременности.
Во время медикаментозного прерывания беременности требуется наблюдение за пациенткой (не менее 1,5 часов после приема мифепристона и не менее 3-х часов после приема мизоростола) согласно пункту 99 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н). Наблюдение за пациенткой не входит в функцию медицинских организаций амбулаторного звена (пункт 9 приложения N 1 к Порядку), но относиться к функциям дневного стационара (пункт 9 приложения N 13 к Порядку). При наличии дневного стационара с операционной в штат входит как минимум одна должность врача анестезиолога-реаниматолога (приложение N 2 к порядку).
При отсутствии дневного стационара в амбулаторных условиях возможно выполнение только обследования, доабортного консультирования пациентки, в том числе по вопросам профилактики абортов и контрацепции, консультации специалистов и выбор метода прерывания беременности. Прерывание беременности выполняется на базе дневного стационара или стационара, имеющего в своем составе оснащение и штат, необходимый для наблюдения за пациенткой и оказания экстренной помощи при необходимости".
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N99-ФЗ) переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 9 данной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 Закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности определены в статье 2 названного Закона. Выдача лицензии возможна только в случае, когда соискатель (лицензиат) соответствует всем требованиям, установленным применительно к лицензируемому виду деятельности и лицензируемому конкретному виду услуг, должны быть созданы условия, необходимые при оказании ее в полном объеме. При этом соблюдение этих требований носит не формальный характер, а обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В случае, предусмотренном частью 9 статьи 18 данного закона в отношении соискателя лицензии (лицензиата) проводится внеплановая выездная проверка.
Предметом проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
В сроки, установленные частями 16 и 17 данной статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 данного закона (часть 18 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
В силу части 19 статьи 18 Закона о лицензировании отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 данного закона.
В силу пункта 2 части 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ основанием для отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу является обоснованность выводов, сделанных должностными лицами Департамента по результатам проведенной внеплановой выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир", отраженных в акте проверки от 27.04.2021, о несоответствии заявителя лицензионным требованиям по заявленному виду медицинских услуг.
Согласно статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В пункте 4 Положения N 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования N121н).
Подпунктом 4 пункта 2 названных Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Как указано в части 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядок содержит стандарты оснащения медицинской организации.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Перечень работ (услуг) нормативно закреплен.
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, далее - Перечень N 852), лицензированию подлежат работы (услуги) "по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
В соответствии с пунктом 5.3 раздела "В" Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" подвид медицинской услуги обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
"Комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности", является подвидом услуги, имеющей законченное диагностическое или лечебное значение, однако не имеет самостоятельного законченного значения как вид работ (услуг) применительно к лицензированию медицинской деятельности.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" утвержден приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н, вступившим в силу с 01.01.2021.
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что его действие настоящего Порядка распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 89 Порядка N 1130н медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пунктом 92 Порядка N 1130н установлено, что обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи при искусственном прерывании беременности осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)", "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Таким образом, из приведенных положений усматривается, что для осуществления первичного осмотра с целью определения клинических рекомендаций для искусственного прерывания беременности не требуется наличия специальной лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) согласно Перечню N 852.
Аналогичные разъяснения были даны Минздравом России 14.10.2021 по запросу суда первой инстанции и от 10.02.2022 по запросу суда апелляционной инстанции в рамках настоящего дела.
В силу п. 6.6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, в том числе по вопросам организации оказания медицинской деятельности (пункт 5.2.15 Положения); порядка оказания медицинской помощи (пункт 5.2.17 Положения); стандартов медицинской помощи (пункт 5.2.18 Положения).
Из пояснений представителей ООО "Клиника "Альтаир", изменивших свою правовую позицию в суде апелляционной инстанции следует, что Общество намерено оказывать услуги, относящиеся исключительно к 1 этапу прерывания беременности с последующим направлением пациенток в иные медицинские учреждения (ООО Медицинский центр "Гинея").
Однако, судом установлено, что процесс искусственного прерывания беременности медикаментозным способом и соответствующая услуга не единовременны, а носят длительный характер. Данная услуга представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Выполнение услуг по доабортному обследованию и консультированию (первого этапа) в любом случае обязательно для каждой медицинской организации, имеющей лицензию на прерывание беременности, в которую обратилась пациентка, независимо от того, был ли он осуществлен ранее в иной медицинской организации. Для каждой медицинской организации первый этап обязателен.
В связи с чем, несмотря на то, что медикаментозное прерывание беременности может проводиться в амбулаторных условиях, соискатель лицензии "на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)" должен соответствовать всем требованиям по оснащению и наличию специалистов, предъявляемым к медицинскому учреждению, оказывающему комплексную медицинскую помощь "искусственное прерывание беременности" независимо от рекомендованного и избранного способа.
Более того, не оказание услуги в полном объеме согласно Протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), является нарушением норм о лицензировании. По смыслу Порядка N 1130н, у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациентка имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является ее выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
При этом, оказание услуг только лишь относящихся к первому этапу искусственного прерывания беременности не требует получения разрешения на прерывание беременности, так как их выполнение возможно в рамках имеющихся у заявителя разрешений.
Проанализировав правовые нормы в сфере лицензирования и медицинской деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что лицензия может быть выдана только на вид работ(услуг), предусмотренный Перечнем, и не выдается на их подвид или отдельные этапы. Этим и обусловлены лицензионные требования к соискателю и лицензиату.
В связи с чем, правовая позиция, сформированная в суде апелляционной инстанции, также, несостоятельна, не свидетельствует о нарушении оспариваемым отказом прав и интересов Общества.
У Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества по профилю "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)".
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 310-ЭС21-8816 по делу N А48-13173/2019; от 16.06.2021 N 310-ЭС21-8768 по делу N А48-10137/2019; от 24.09.2020 N 310-ЭС20-13123 по делу N А48-4944/2019.
Так, в рамках дела N А48-10137/2019 судом кассационной инстанции сделан вывод о том, что "законность аналогичного отказа лицензирующего органа была подтверждена в рамках дела N А48-4944/2019, основания для иной правовой оценки тех же доводов и тех же обстоятельств в рамках настоящего дела отсутствуют.
Заявление Обществом тех же доводов в настоящем деле следует рассматривать как попытку преодоления вступивших в законную силу судебных актов по делу N А48-4944/2019".
В рамках настоящего дела, принимая во внимание аналогичные правовое регулирование спорного вопроса и обстоятельства спора, апелляционная коллегия приходит к такому же выводу.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу Департамента следует удовлетворить, а решение об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2021 по делу N А48-3807/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3807/2021
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравоохранения Орловской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации