город Томск |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А67-4580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
Судей |
|
Киреевой О.Ю. Фертикова М.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретерам судебного заседания Панкратьевой Н.П., апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алимовой Кристины Андреевны (07АП-45/2022) на решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4580/2021, по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) к индивидуальному предпринимателю Алимовой Кристине Андреевне (ИНН 701706876746, ОГРНИП 315701700025867) о взыскании 242 600 руб.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Алимовой Кристины Андреевны Рублева В.П. (доверенность от 01.02.22, паспорт, диплом), представителей инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску Усовой М.Ю. (доверенность от 10.01.2022, удостоверение, диплом); Зеленина С.Г. (доверенность от 10.01.2022, удостоверение, диплом), -
СУД УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - истец, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области к индивидуальному предпринимателю Алимовой Кристине Андреевне (далее - ИП Алимова К. А.) с исковым заявлением о взыскании 242 600 руб. неосновательного обогащения.
В обоснование заявленного искового требования указано на необоснованное получение ответчиком субсидии в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ею деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников за апрель 2020 года, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, поскольку в ходе мониторинга исполнения вышеуказанного постановления было установлено, что численность сотрудников ИП Алимовой К. А. по состоянию на 01.04.2020, составляла 20 человек, В свою очередь, по состоянию на 01.05.2020, количество работников составляло 17 человек. К выдаче субсидии привел технический сбой в автоматизированной системе с помощью которой осуществлялась первоначальная проверка. Таким образом, ответчиком не было соблюдено условие, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, касательно того, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия (апрель 2020 года), должна составлять не менее 90 % количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.11.2021 исковые требования удовлетворены, с ответчика взыскано неосновательное обогащение в указанной налоговым органом сумме.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что судом не учтен тот факт, что из троих работников, уволившихся в спорный период по собственному желанию, двое из уволенных подали заявления и уволились до момента объявления режима повышенной готовности, вместо одного из уволившихся в данный период работника был принят другой работник. У предпринимателя отсутствовали возможности соблюдения формальных требований к предоставлению субсидий, не ограничивая право работников на свободу труда и выбора места работы.
Налоговым органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой указано о том, что критерий снижения численности работников не более чем на 10% определен, в том числе с учетом проводимых работодателем организационно-штатных мероприятий по приёму и увольнению работников, влекущих, между тем, снижение численности более чем на 10%. Субсидия получена ответчиком в результате возникшего сбоя в программном обеспечении при обработке представленных им сведений и удерживалась неправомерно.
Как следует из материалов дела, Алимова К.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.12.2015. Основным видом деятельности ответчика является торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.
ИП Алимовой К. А. в налоговый орган - ИФНС России по г. Томску 15.05.2020 было подано заявление о предоставлении субсидии за апрель 2020 года в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Согласно пояснениям истца, в результате автоматической обработки данных налоговым органом был сделан ошибочный вывод о соответствии ИП Алимовой К. А. всем критериям, предусмотренным пунктом 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576; произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии, что подтверждается платежным поручением N 103948 от 02.06.2020 за апрель 2020 года на сумму 242 600 руб.
Факт получения субсидии в указанном размере ответчиком не оспаривается.
В ходе мониторинга исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, налоговым органом было установлено несоответствие сведений, поданных ИП Алимовой К. А. тем критериям, которым должен соответствовать получатель соответствующей субсидии, указанным в пункте 3 настоящих Правил.
Ответчику направлялись уведомления о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат полученных сумм субсидии. Однако денежные средства в добровольном порядке возвращены не были.
В ответ на уведомление, ответчик сообщил, что считает уменьшение численности сотрудников произошедшим не по ее вине, просил считать выдачу субсидии правомерной.
Заново оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее также - Перечень N 434).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
В рассматриваемом случае налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении предпринимателя, не установил оснований для отказа в предоставлении субсидии, на основании чего последнему была перечислена субсидия.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления субсидии, поскольку по данным отчетности СЗВ-М налогоплательщиком не сохранена численность наемных работников в размере не менее 90% (пп. е п. 3 Постановления N 576).
При проведении проверки произошёл технический сбой, что и привело к успешному прохождению проверки.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из пункта 11 Правил, технический сбой в информационных ресурсах не является основанием для возврата субсидии.
Из представленных налоговым органом документов, не следует, что предприниматель получил субсидию в результате искажения им данных отчетности.
Налоговым органом на момент рассмотрения заявления сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии, и соответственно недобросовестности в действиях предпринимателя не усматривается.
Иное толкование приведет к изъятию ранее предоставленных и израсходованных денежных средств, что негативным образом скажется на субъектах малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях пандемии, что не соответствует целям разработанных мер поддержки в целях оздоровления пострадавших отраслей.
Более того, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что осуществляя нормативно-правовое регулирование по определению условий предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным реестр, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Правительство Российской Федерации одним из условий для включения в реестр определило сохранение необходимого количества работников у получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия.
Проверяя наличие оснований для признания недействующим подпункта "е" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из содержания абзаца третьего пункта 1 Правил следует, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020года.
Правила не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, оспариваемые положения нормативного правового акта направлены, в том числе на защиту интересов работников, осуществляющих трудовую деятельность у субъектов малого и среднего предпринимательства, от произвольного сокращения работодателем численности работников в период, когда были введены наиболее строгие ограничительные меры, влияющие на производственную деятельность работодателя. Условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствует праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения. Работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 N АКПИ20-979).
Исходя из целевой направленности данных правил - предотвращения необоснованного увольнения работников в условиях пандемии, следует, что причины увольнения работников имеют значение при принятии решения о предоставлении субсидии. В вышеуказанном решении прямо указано на наличие у лица, претендующего на получение субсидии, права подтверждать в налоговом органе и в суде правомерности своих действий в отношении выполнения мероприятий, направленных на сохранение рабочих мест. При этом увольнение работников по собственному желанию не свидетельствует о произвольном сокращении предпринимателем численности работников и несоответствии его требованиям, предъявляемым к получателю субсидий.
Из выводов Верховного Суда Российской Федерации, изложенных при проверке пункта Правил, на котором основаны требования налогового органа, следует, что налоговым органом проверка должна осуществляться не только по формальным основаниям, но исходя из целеполагания государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, с принятием во внимание причин сокращения штата работников на предприятии претендента в условиях пандемии.
Налоговым органом также должно было быть принят во внимание факт увольнения работников до момента введения ограничительных мер, поскольку это также свидетельствует о том, что меры, направленные на сохранение рабочих мест работодателем соблюдались.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции являются ошибочными, решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (пункты 3,4 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием нового судебного акта, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 23.11.2021 по делу N А67- 4580/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в пользу индивидуального предпринимателя Алимовой Кристины Андреевны 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
О.Ю.Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4580/2021
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Томску
Ответчик: Алимова Кристина Андреевна