город Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А40-200201/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2022
по делу N А40-200201/21
по заявлению АО "Курорты Северного Кавказа" (ИНН 2632100740, ОГРН 1102632003320) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822 )
третье лицо: Лапухин Владимир Владимирович
о признании незаконным уведомления от 02.08.2021 N КУВД-001/2021-30541458/2,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещён; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Кавказ.РФ" (до переименования - Акционерное общество "Курорты Северного Кавказа" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения, изложенное в уведомлении от 02.08.2021 N КУВД-001/2021-30541458/2 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения, обязании устранить нарушение прав и законных интересов АО "Кавказ.РФ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2022 решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении от 02.08.2021 N КУВД001/2021-30541458/2 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения, - признано незаконным.
Суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушение прав и законных интересов АО "Кавказ.РФ" в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения путем рассмотрения заявления от 26.07.2021 N КУВД001/2021-30541458 с принятием соответствующего решения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Москве поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представители Заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав в обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как следует из материалов дела, между Акционерным обществом "Курорты Северного Кавказа" (далее - Заимодавец) и гражданином Российской Федерации Лапухиным Владимиром Владимировичем (далее - Заемщик) заключен договор займа от 24.12.2019 N 6/19 (далее - Договор займа), согласно которому Заимодавец, передает Заемщику заем в размере 8 000 000 руб., а Заемщик обязуется возвратить Заимодавцу полученную сумму займа в сроки и на условиях, определенных настоящим Договором займа. Заем по Договору является целевым.
Целью предоставления займа является погашение задолженности Заемщика в полном объеме, возникшей на основании кредитного договора от 30.08.2019 N 623/2510-0005353, заключенного между Заемщиком и Банком ВТБ (ПАО) на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 29, корпус 1, квартира 564 (далее - Квартира), и снятие обременения с Квартиры в виде залога, зарегистрированного в пользу Банк ВТБ (ПАО).
В связи с погашением Лапухиным В.В. задолженности перед Банком ВТБ (ПАО), а также ввиду погашения обременении в отношении квартиры, между АО "КСК" (Залогодержатель) и Лапухиным В.В. (Залогодатель) заключен договор залога жилого недвижимого имущества (Квартиры) от 02.07.2020 N 2/3 (далее - Договор залога), согласно которому в обеспечение исполнения своих обязательств по Договору займа Залогодатель передает, а Залогодержатель принимает в залог принадлежащую Залогодателю на праве собственности Квартиру, назначение жилое, площадь 84,5 кв.м, адрес: Москва, Ленинградский проспект, д. 29, корп. 1, кв. 564, КН 77:09:0005014:6086, вид, номер и дата государственной регистрации: собственность, N 77:09:0005014:6086-77/017/2019-3 от 12.09.2019.
Поскольку вышеуказанный Договор подлежит государственной регистрации по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) АО "КСК" совместно с Лапухиным В.В. обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации договора залога от 26.07.2021 N MFC-0558/2021-1205951-1 с приложением всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации.
Уведомлением от 02.08.2021 N КУВД-001/2021-30541458/3 Управление Росреестра по Москве возвратило без рассмотрения документы, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации, в связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины со стороны АО "КСК".
Не согласившись с оспариваемым решением, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статья 17 Закона N 218-ФЗ предусматривает взимание за государственную регистрацию прав государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Заявление возвращается без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2018 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 25 и 61 настоящего пункта, ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке как обременении объекта недвижимости:
- для физических лиц - 1 000 руб.;
- для организаций - 4 000 руб.
В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные подпунктом 28 настоящего пункта и настоящим подпунктом, взимается в размерах, установленных для физических лиц.
Учитывая изложенное, государственная пошлина за государственную регистрацию Договора залога составляет 1 000 руб.
Сторонами в пункте 4.3 Договора залога установлено, что государственная пошлина (иные сборы) за государственную регистрацию Договора залога в Едином государственном реестре недвижимости уплачивается Залогодателем.
К заявлению о государственной регистрации Договора залога был приложен чек от 21.04.2021 N 1000, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины Лапухиным В.В. в размере 1 000 руб.
Таким образом, заявителями в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для регистрации ипотеки, в том числе оригинал чека от 21.04.2021 N 1000 об уплате государственной пошлины.
Доводы заинтересованного лица о необходимости оплаты госпошлины обоими юридическими лицами основана на неверном толковании норм материального права, поскольку соответствующие требования пунктом 3 статьи 25 Закона N 218-ФЗ не предусмотрены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для возврата документов без рассмотрения.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных требований, суд первой инстанции правомерно обязал Заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2022 по делу N А40-200201/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200201/2021
Истец: АО "КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Лапухин Владимир Владимирович