г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А56-14946/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Черткова Е.Г. по доверенности от 30.12.2021;
от ответчика (должника): Дедусева К.А. по доверенности от 27.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42966/2021) акционерного общества "Институт "Стройпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 по делу N А56-14946/2021 (судья Захаров В.В.),
принятое по заявлению акционерного общества "Институт "Стройпроект"
к Государственной административно - технической инстпекции
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Институт "Стройпроект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция) от 19.02.2021 N 906 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 44026 от 16.02.2021.
Решением суда от 27.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 06.12.2021 постановление Государственной административно-технической инспекции от 19.02.2021 N 906 по делу об административном правонарушении N 44026 от 16.02.2021 изменено, размер назначенного административного штрафа до снижен 500 000 рублей.
В апелляционной жалобе АО "Институт "Стройпроект" просит решение суда отменить в полном объеме, ссылаясь на то, что ООО "ГеоКорп" для выполнения работ Обществом не привлекался; на дату проведения земляных работ без ордера ГАТИ договорные отношения с ООО "ГеоКорп" отсутствовали как у заявителя, так и у субподрядчика. Заявитель получил уведомление субподрядчика N 2021/60 -722 от 07.04.2021 о заключении с ООО "ГеоКорп" договора N 700/21-5 от 05.03.2021 только 08.04.2021.
Податель жалобы считает, что ООО "ГеоКорп" осуществляло работы без ведома заявителя и привлеченного им субподрядчика, по собственной инициативе.
Также податель жалобы считает, конкретные способы контроля в Правилах N 875 не названы, следовательно, производитель работ вправе избирать указанные способы самостоятельно, с учетом специфики своей деятельности. Общество является проектной организацией, при этом у него отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за деятельностью субподрядчика вне рамок договорных отношений.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку не доказано, что Общество знало о производстве 11.02.2021 ООО "ГеоКорп" работ и мог и обязан был предотвратить действия последнего.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ГАТИ просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и Обществом заключен государственный контракт от 09.12.2020 N П-90 на выполнение работ по разработке проектной документации и производству работ по реконструкции автомобильной дороги "Лот N 5 "Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации по объектам: "Реконструкция ул. Володарского", "Реконструкция Речного пер." и "Реконструкция улицы Третьей Пятилетки" для нужд Санкт-Петербурга.
На основании от 17.12.2020 договора субподряда N 2020-ТЭП-5 Общество привлекло ЗАО "Институт "Трансэкопроект" (субподрядчик) для выполнения части работ по контракту.
В свою очередь, для выполнения изыскательских работ субподрядчик привлек ООО "ГеоКорп", которое 11.02.2021 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, Речной пер., д. 16, литера А, выполняло земляные работы по инженерным изысканиям (бурение скважины) при вскрытии грунта более 0,4 м.
При этом ордер ГАТИ на производство земляных работ получен не был.
Установив факт выполнения земляных работ в отсутствие ордера, уполномоченное должностное лицо ГАТИ составило в отношении Общества и в присутствии его представителя протокол от 16.02.2021 по делу об административном правонарушении N 44026, квалифицируемому по пункту 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Постановлением Инспекции от 19.02.2021 N 906 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 16.02.2021 N 44026 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде 1 000 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, вместе с тем, усмотрел основания для снижения размера штрафа до 500 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера.
Порядок производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 875).
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ элементов благоустройства.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 4.1, 6.1 Правил N 875 на заказчика работ возложена обязанность по получению ордера ГАТИ на производство работ, указанных в разделе 4 Правил; производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м без ордера ГАТИ запрещено.
В обязанности производителя работ среди прочего включена обязанность выполнять условия ордера и после завершения работ с временным нарушением элементов благоустройства в пределах срока действия ордера выполнить восстановление элементов благоустройства (пункты 3.2.16 и 3.2.18 Правил N 875).
Согласно пункту 3.2.21 Правил N 875 производитель работ обязан осуществлять контроль за выполнением требований названных Правил, привлеченными им субподрядчиками и нести ответственность за не обеспечение выполнения таких требований.
Как следует из собранных материалов дела между СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и Заявителем заключен государственный контракт от 09.12.2020 в соответствии с которым Заявитель (подрядчик) обязуется в установленные контрактом сроки осуществить работы по разработке проектной документации и проведению работ по реконструкции автомобильных дорог (в т.ч. "Реконструкция Речного пер.).
Дополнительным соглашением к государственному контракту от 17.12.2020 установлены сроки выполнения работ.
Как следует из пункта 2 соглашения инженерно-геодезические, инженерно-геологические изыскания и иные изыскательские работы в рамках реконструкции Речного пер. должны быть осуществлены в период с 09.12.2020 по 31.03.2021.
Организацией, в свою очередь, 17.12.2020 заключен договор субподряда на выполнение работ по государственному контракту с ЗАО "Институт "Трансэкопроект" N 20-ТЭП-5.
ЗАО "Институт "Трансэкопроект" для фактического производства работ привлечено ООО "Геокорп".
Общество применительно к условиям контракта от 09.12.2020 и договора субподряда 17.12.2020 является производителем работ по смыслу пункта 1.4.20 Правил N 875 и обязано соблюдать требования Правил и не производить работы до получения ордера ГАТИ.
Следовательно, именно организация, являющаяся генеральным подрядчиком на объекте, является субъектом вменяемого административного правонарушения и несет административную ответственность за производство работ без разрешительной документации
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, не находит оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер, назначенного ГАТИ штрафа на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 500 000 рублей.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что штраф в размере 500 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, штраф в указанном размере в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 и 4.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 по делу N А56-14946/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Институт "Стройпроект" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по платежному поручению N 6978 от 10.12.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14946/2021
Истец: АО "ИНСТИТУТ "СТРОЙПРОЕКТ"
Ответчик: ГАТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8097/2022
09.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42966/2021
06.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-14946/2021
19.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14069/2021
29.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19832/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-14946/2021