г. Тула |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А62-1294/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Восток-Запад" (Московская область, г. Солнечногорск, д. Елино, ОГРН 1075044005002, ИНН 5044062003) - Ульянова П.В. (доверенность от 09.08.2021 N 02-09.08.2021), от заинтересованных лиц - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Мальцевой О.В. (доверенность от 28.12.2021), Егоренковой И.А. (доверенность от 12.04.2021), Центрального таможенного управления (г. Москва, ОГРН 1037739218758, ИНН 7708014500) - Рыбаковой К.А. (доверенность от 28.12.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционные жалобы Смоленской таможни и Центрального таможенного управления на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.11.2021 по делу N А62-1294/2021 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-Запад" (далее - ООО "Восток-Запад", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне о признании недействительными решения от 30.06.2020 N 10113000/300620/1701833 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия таможенной стоимости товаров по ДТ NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289 с применением первого метода оценки таможенной стоимости; и к Центральному таможенному управлению о признании недействительным решения от 16.11.2020 N 83-13/381 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.11.2021 заявленные требования удовлетворены, решение Центрального таможенного управления от 16.11.2020 N 83-13/381 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и решение Смоленской таможни от 30.06.2020 N 10113000/300620/1701833 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289, признаны недействительными; на Смоленскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Восток-Запад" путем принятия таможенной стоимости товаров по ДТ NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289 с применением первого метода оценки таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенные органы обжаловали его в апелляционном порядке.
ООО "Восток-Запад" возражало против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с августа по октябрь 2017 года в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров "готовые или консервированные продукты из угря: угорь жареный замороженный..." от имени и по поручению ООО "Восток-Запад" таможенным представителем ООО "Терминал Евротранссервис", действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом от 25.04.2014 N 0517/00-2014-0085, на Смоленский таможенный пост (центр электронного декларирования) Смоленской таможни поданы декларации на товары NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289.
Данные товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза обществом в счет исполнения внешнеторговых контрактов от 21.09.2016 N 16/3, заключенного с компанией "ANHUI HUALIN FOOD CO., LTD" (Китайская Народная Республика, далее - КНР) на условиях поставки СIF - Рига, и от 25.07.2017 N 17/15, заключенного с компанией "SHANGHAI HANXIA INDUSTRY Ср., LTD" (КНР) на условиях поставки CIF - Санкт-Петербург.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренному статьей 4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), и составила 14 040 066 руб. 25 коп. (ДТ N 10113110/080817/0102661), 13 065 494 руб. 68 коп. (ДТ N 10113110/190917/0124464), 15 148 687 руб. 68 коп. (ДТ N 10113110/271017/0145289).
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товаров обществом представлены следующие документы:
- по ДТ N 10113110/080817/0102661: контракт от 21.09.2016 и инвойс от 26.05.2017 N HL17005 в формализованном виде, дополнение к контракту (спецификация от 26.05.2017 N 4), дополнительное соглашение от 06.06.2017 N 1, договор на организацию перевозки грузов от 17.11.2014 N 18/2014, счет-фактура от 21.07.2017 N Т-7 по оплате услуг транспортно-экспедиционного обслуживания, CMR от 04.08.2017 N LV-831, коносамент от 23.06.2017 N M.SCUU6955654, экспортная декларация от 15.06.2017 N 223120170001773832, прайс-лист от 23.07.2017, страховой полис N AHYXHO0158317Q012702W;
- по ДТ N 10113110/190917/0124464: контракт от 21.09.2016 и инвойс от 13.07.2017 N HL17007 в формализованном виде, дополнительное соглашение от 06.06.2017 N 1 к контракту, договор на организацию перевозки грузов от 17.11.2014 N 15/2014, счет-фактура от 19.09.2017 N Т-12 по оплате услуг транспортно-экспедиционного обслуживания, CMR от 16.09.2017 N LV-650, коносамент от 30.07.2017 N MSCUKN435223, экспортная декларация от 25.07.2017 N 223120170002282731, прайс-лист от 20.04.2017, копии платежных поручений от 11.07.2017 N 918, от 05.09.2017 N 1404;
- по ДТ N 10113110/271017/0145289: контракт от 25.07.2017 и инвойс от 14.08.2017 N HN17-24-2 в формализованном виде, дополнительное соглашение от 20.07.2017 N 2 (спецификация) к контракту, CMR от 26.10.2017 N 000727, коносамент от 17.09.2017 N 142701178843, экспортная декларация от 12.09.2017 N 223120170002901933, прайс-лист от 20.07.2017, копии платежных поручений от 17.08.2017 N 1266, от 19.10.2017 N 1748.
В установленные сроки товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В период с 31.07.2019 по 19.05.2020 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Смоленской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Восток-Запад" по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в том числе в вышеуказанных ДТ.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров документально не подтверждена, составлен акт камеральной таможенной проверки от 19.05.2020 N 10113000/210/190520/А000041.
На основании результатов камеральной таможенной проверки Смоленской таможней 30.06.2020 принято решение N 10113000/300620/1701833 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289.
Не согласившись с данным решением Смоленской таможни, общество обратилось с жалобой в Центральное таможенное управление, по результатам рассмотрения которой принято решение от 16.11.2020 N 83-13/381 о признании обжалуемого решения правомерным и об отказе в удовлетворении жалобы.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Восток-Запад" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что при декларировании товара по ДТ N N 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289 заявило достоверные сведения о таможенной стоимости с использованием документов, подтверждающих достоверность таможенной стоимости, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Определение таможенной стоимости товаров по методу, отличному от основного (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), противоречит нормам таможенного законодательства.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане, далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.
На основании статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в спорный период, далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким договором является Соглашение.
Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС определено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, ее величине, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
При этом пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, а также пунктом 3 статьи 2 Соглашения установлено, что заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ЕАЭС, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6-9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории ЕАЭС, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с ввозимыми товарами при условии выполнения требований о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении информации о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза с учетом положений статьи 5 Соглашения (дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары).
В рамках таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможней по линии Представительства ФТС России в КНР по поставкам товара "угорь целиком или в кусках, жареный, замороженный...", сведения о котором заявлены в ДТ N N 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, 10113110/271017/0145289, получены комплекты экспортных документов от таможенной службы КНР (экспортные декларации, коммерческие инвойсы, упаковочные листы, подтверждение продажи) и их перевод на русский язык, которые относятся к спорной поставке и ввозу товара.
Сведения, содержащиеся в экспортных документах, сопоставимы со сведениями, заявленными декларантом в спорных ДТ: совпадает информация об отправителях (ANHUI HUALIN FOOD CO., LTD; SHANGHAI HANXLA INDUSTRY CO., LTD и получателе товаров (EAST-WEST CO., LTD), реквизитах инвойсов (от 26.05.201 N HL17005, от 13.07.2017 N HL17007, от 14.08.2017 N HN17-24-2), экспортных деклараций (от 15.06.2017 N 223120170001773832, от 25.07.2017 N 223120170002282731, от 12.09.2017 N 223120170002901933), коносаментов (от 15.06.2017 N 177FCWRFS63708, от 12.09.2017 N EGLV142701178843), весе брутто, нетто и количестве коробок, описании и стране происхождения товаров, местах отправления и назначения.
Вместе с тем, Смоленской таможней установлено, что условия поставки, а также сведения о таможенной стоимости рассматриваемых товаров, заявленные в экспортных декларациях, значительно отличаются от аналогичных сведений, указанных в ДТ и документах представленных обществом.
Кроме того, таможенный орган пришел к выводу о недостоверности заявленных обществом сведений о фактически понесенных транспортно-экспедиционных расходах в связи с доставкой товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов ЕАЭС;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 данного кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 данной статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
На основании абзаца второго подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Согласно пункту 1.1 контракта предметом контракта является купля-продажа продуктов питания отдельными партиями согласно спецификациям, которые согласовываются на каждую поставку товаров.
При декларировании таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10113110/080817/0102661, 10113110/190617/0075899, 10113110/271017/01452894, 10113110/190917/0124464 ООО "Восток-Запад" заявило стоимость товаров, указанную в подписанных сторонами спецификациях, в инвойсах, предоставленных таможенному органу.
К каждой поставке и инвойсу поставщик предоставлял покупателю прайс-лист, упаковочный лист, страховой полис, коносамент, гигиенический сертификат, сертификат происхождения, сертификат качества, ветеринарный сертификат, сертификат отсутствия ГМО. Эти документы были выданы государственными органами и независимыми коммерческими организациями Китайской Народной Республики. Данные документы предоставлялись в таможенный орган.
Вышеуказанные документы подтверждают, что товары поставлялись поставщиками из КНР. Их количество, цена, качество неоднократно проверялись и подтверждались различными коммерческими и государственными организациями КНР и, соответственно, на основании этих подтвержденных документов общество ввозило и декларировало товары. Экспортные декларации, представленные поставщиками, соответствовали всем условиям поставки и товаросопроводительным документам, выпущенным и заверенным уполномоченными органами Китая.
На момент возникновения рассматриваемых правоотношений действовал Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
В соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, пунктом 22 Правил заполнения ДТС-1 Порядка (правила заполнения графы 17 ДТС-1) таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если ЕАЭС в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного ЕАЭС, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 10 ТК ЕАЭС местами прибытия товаров являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов ЕАЭС либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Приложением N 1 к Порядку установлен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Исходя из графы 17 ДТС-1 к ДТ N N 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464 в таможенную стоимость включены расходы на перевозку (транспортировку) спорного товара из порта в Риге (Латвия) до "МАПП Бурачки" (Россия) в размере 76 000 руб. и 77 000 руб. (соответственно).
При совершении таможенных операций обществом в формализованном виде представлен договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг при перевозках грузов в международном и междугородном сообщении от 17.11,2014 N 18/2014.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3, 2.4, 5.1 названного договора в рамках осуществления транспортно-экспедиционных услуг исполнитель по своему усмотрению имеет право привлекать третьих лиц к исполнению обязательств. Основанием для оказания услуг является, в том числе заявка на каждую отдельную загрузку, содержащая описание условий и особенностей конкретной перевозки тем или иным видом транспорта. Форма, установленная в заявке, перед отправкой исполнителю заверяется печатью и подписью уполномоченного лица заказчика. Исполнитель подтверждает заявку путем заверения печатью и подписью. Подтверждением факта оказания услуги является копия товарно-транспортной накладной установленного образца (CMR, B/L, ТН). Стоимость предоставляемых исполнителем услуг определяется по согласованию сторон отдельно по каждой отправке. Основанием для оплаты оказанных услуг по согласованным тарифам в заявке на каждую отдельную перевозку являются экспедиторские документы, подтверждающие выполнение поручений Заказчика.
В подтверждение заявленных сведений о понесенных транспортных расходах декларантом представлены счета-фактуры на оплату услуг по перевозке (транспортировке) товаров от 21.07.2017 N Т7 и от 19.09.2017 N Т-12, в соответствии с которыми стоимость по перевозке (транспортировке) товаров по маршруту Рига (Латвия) - граница ЕАЭС составляет 76 000 руб. и 77 000 руб., по маршруту граница ЕАЭС - Смоленск - Елино - 92 000 руб. (общая сумма 168 000 руб. и 169 000 руб., соответственно). Заявки на перевозку каждой партии в таможенный орган не представлены.
Транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки проверяемых товаров осуществляло ООО "ЭСТМА СПБ". В рамках таможенного контроля после выпуска товаров ООО "ЭСТМА СПБ" в ответ на запрос таможенного органа письмом от 13.04.2020 N 104 представлены: копии счетов ООО "ЭСТМА СПБ" на оплату услуг с актами выполненных работ; копии платежных поручений; копии счетов-фактур компании "ESTMA Ltd" (Эстония) с актами выполненных работ и заявлениями на перевод денежных средств; пояснения по поводу ценообразования услуг по перевозке.
Согласно пояснениям ООО "ЭСТМА СПБ", в 2017 году им в адрес компании "ESTMA Ltd" оплачены услуги автоперевозки 3 контейнеров, следовавших по маршруту Рига (Латвия) - дер. Елино (Россия). Стоимость доставки груза рассчитывалась эмпирическим путем без применения тарифов.
Исходя из представленных документов:
- доставка товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10113110/080817/0102661, по маршруту Рига - МАПП "Бурачки" (ТП Терехово) составила 163 000 руб., МАПП "Бурачки" (ТП Терехово) - Смоленск - Елино - 100 000 руб. (счет и акт от 30.08.2017 N 458) (общая сумма 263 000 руб. или 3 734,12 Евро, в пересчете по курсу на дату выставления счета 70,4316 руб. за 1 Евро);
- доставка товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10113110/190917/0124464, по маршруту Рига - МАПП "Бурачки" (ТП Терехово) составила 170 000 руб., МАПП "Бурачки" (ТП Терехово) - Смоленск - Елино - 117 000 руб. (счет и акт от 26.09.2017 N 510) (общая сумма 287 000 руб. или 4 186,40 Евро, в пересчете по курсу на дату выставления счета 68,555 руб. за 1 Евро).
Счет от 30.08.2017 N 458 оплачен обществом платежным поручением от 13.10.2017 N 48003 на сумму 251 000 руб., где в графе назначение платежа указано "доплата за организацию ТЭО по счету". Счет от 26.09.2017 N 510 оплачен платежным поручением от 13.10.2017 N 48008.
Автоперевозка контейнеров по маршруту Рига - Смоленск - Елино осуществлялась компанией "ESTMA Ltd" (Эстония), которой в адрес ООО "ЭСТМА СПБ" выставлены счета от 09.08.2017 N 85200/ES на сумму 2 769,5 Евро (в пересчете на дату выставления счета составляла 196 192 руб. 76 коп.) и от 21.09.2017 N 85239/ES на сумму 4 316,50 Евро (в пересчете на дату выставления счета - 301 146 руб. 67 коп.). В указанных счетах разбивка стоимости услуг по доставке до границы ЕАЭС и после отсутствует.
Как следует из письма декларанта от 12.05.2020, при выгрузке товаров на складе ООО "Восток-Запад" произошел простой транспортных средств по вине грузополучателя, что повлекло выставление скорректированных счетов с учетом простоя и ошибочно указанной стоимости услуг по доставке.
В соответствии с представленными скорректированными счетами (от 30.08.2017 N 458 и от 26.09.2017 N 510) доставка товаров, сведения о которых заявлены в ДТ NN 10113110/080817/0102661, 10113110/190917/0124464, по маршруту Рига - граница ЕАЭС составила 76 000 руб. и 77 000 руб., граница ЕАЭС - Смоленск - Елино - 187 000 руб. и 210 000 руб.
По справедливому суждению суда первой инстанции, выявление погрешностей в документах, подтверждающих стоимость перевозки от порта в Риге (Латвия) до места ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и от места ввоза до места их назначения, не может являться основанием для принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Заявленная декларантом таможенная стоимость в полной мере подтверждена документами и сведениями, представленными в Смоленскую таможню в ходе проведения камеральной таможенной проверки, а также при декларировании товаров (контракты, прайс-листы, инвойсы и спецификации; транспортные документы (коносаменты, CMR); договоры на организацию перевозки грузов (по ДТ N N 10113110/080817/0102661 и 10113110/190917/0124464); страховые полисы; документы об оплате товаров; документы об оплате транспортно-экспедиционных услуг по перевозке товаров из Риги (Латвия) до места их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и от места ввоза до места назначения; сведения о стоимости реализации ввезенных товаров на внутреннем рынке; бухгалтерские документы).
Общество представило доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, представило в таможенный орган документально подтвержденную информацию об условиях поставки и оплаты товаров. При этом в части оплаты как товаров, так и международной перевозки информация общества подтверждена уполномоченными банками, через которые проводились таможенные платежи.
Общество приобрело товары на условиях поставки CIF (Рига и Санкт-Петербург) и не оплачивало фрахт морских судов и страхование. Таможенный орган не опроверг это заявление общества. Транспортные компании, как следует из акта проверки, отказались предоставить сведения, каким лицом был оплачен фрахт; общество также не получило ответа на свои запросы.
Оплата фрахта и страхования заявителем таможенным органом не подтверждена; доказательств обратного в материалы дела не представлено. Вместе с тем, общество представило актуализированный аффидевит китайского офиса международной юридической фирмы "Dentons", подтверждающий оплату фрахта и страхования китайскими поставщиками. Согласно содержащейся в нем информации страховая компания "China Pacific Property Company LTD" и представительства судоходных компаний "Evergreen Shipping Agency Limited", "Mediterranean Shipping Company S.A." устно сообщили, что страховые взносы уплачивались страховыми агентами поставщиков, а транспортные расходы - судовыми агентами поставщиков.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что противоречие в сведениях, содержащихся в первичных документах (контракты, прайс-листы, инвойсы и спецификации), представленных обществом относительно цены товара и условиях поставки, и аналогичных сведениях, содержащихся в экспортных таможенных декларациях, полученных российскими таможенными органами из таможенной службы КНР, не является достаточным обстоятельством, которое бы обосновало вывод таможни о том, что заявленная таможенная стоимость товаров документально не подтверждена. Достоверность документов, представленных обществом, не опровергнута.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), действовавшего в период декларирования, закреплена презумпция достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Согласно пункту 9 Постановления N 18 определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
В частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
В рассматриваемом случае декларант осуществлял ввоз товаров по ценам, сложившимся на рынке, что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу (пункт 10 Постановления N 18).
Сходные разъяснения приведены в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", действующего в настоящее время, согласно которым непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения последующие методы таможенной оценки используются при отсутствии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, необходимой для осуществления дополнительных начислений к цене товаров, предусмотренных данной статьей. Следовательно, неполнота заявления декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления (пункт 16 Постановления N 18).
С учетом непредставления таможенным органом доказательств недостоверности сведений, содержащихся в документах декларанта, суд области пришел к правомерному выводу о том, что общество документально подтвердило достоверность заявленной при подаче декларации таможенной стоимости ввезенного товара, определенной первым методом, а оспариваемые решения не соответствуют положениям статьи 39 ТК ЕАЭС, абзаца второго подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб фактически повторяют доводы таможенных органов, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.11.2021 по делу N А62-1294/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1294/2021
Истец: ООО "ВОСТОК-ЗАПАД", ООО "Восток-Запад"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: Сафоненков П. Н.
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2371/2022
29.03.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-719/2023
14.11.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1294/2021
12.07.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2371/2022
09.03.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-528/2022
02.11.2021 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1294/2021