город Томск |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А67-8313/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-279/2022) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" на решение от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8313/2021 (судья А.В. Кузьмин) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Ивана Буева, дом 67, ИНН 7002020823, ОГРН 1197031057860) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Мичурина, 7, ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца - Цедрик Ж.А. по доверенности от 16.08.2021 N 1, паспорт, диплом,
от ответчика - Игнатенко Н.А. по доверенности от 03.03.2021, паспорт, диплом, Голубев В.В., начальник учреждения, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (далее - истец, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 4 589 692,13 рублей (т. 1, л.д. 145-147).
Решением от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с принятым судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит решение отменить, указывая, что судом не дана оценка нарушениям, допущенным истцом при отборе проб. Допущенные нарушения в силу пункта 18 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728) влечет за собой незаконность результатов анализа отобранных проб. Основания для взыскания платы отсутствуют. Отбор проб привлеченным специалистом Новиковой Д.П. производился 06.07.2021, т.е. до подписания договора комплексного обслуживания. Новикова Д.П. не имела полномочий на осуществление отбора проб 06.07.2021 и составление акта от 06.07.2021. В период с сентября истец продолжает отбирать пробы, по результатам которых нарушений негативного воздействия на работу ЦСВ не установлено.
В порядке статьи 262 АПК РФ водоканал представил отзывы, в которых возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Отбор проб осуществлялся путем неоднократного забора сточных вод в нескольких местах по сечению колодца специальным пробоотборным устройством и последующим смешиванием проб в ведре; участвующий в отборе проб представитель ответчика подписал акт отбора от 06.07.2021 без замечаний; само по себе указание в акте, что отбор проб осуществлялся точечно, не свидетельствует о нарушении процедуры. Представленные ответчиком фотографии подтопления колодца не могли быть приняты во внимание, учитывая, что отбор проб производился 06.07.2021, а фотографии представлены 21.07.2021. отбор проб, проведенный 28.09.2021 являлся внеплановым, производился на основании части 2 Постановления N 728 и опровергает выводы, сделанные по результатам отбора проб, произведенных 06.07.2021. Новикова Д.П. является заведующей лабораторией ООО "ГидроТранс", оказывающей услуги комплексного обслуживания на основании договора от 21.09.2021. При этом, Новикова Д.П. была уполномочена от имени водоканала совершать действия по отбору проб сточных вод на основании поручения истца, между которым заключен договор с ООО "ГидроТранс". Ранее между истцом и ООО "ГидроТранс" был заключен договор комплексного обслуживания N5-К от 06.11.2020, который действовал до 20.09.2021.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, настаивали на приобщении дополнительных доказательств.
Представитель водоканала возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и приобщения дополнительных доказательств, указав, что они не относятся к спорному периоду и не влияют на решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
С целью всестороннего и полного исследования обстоятельств спора, проверки доводов апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает возможным удовлетворить ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (организация ВКХ) и учреждением (абонентом) заключены государственные контракты водоотведения от 15.02.2021 N 64/21-1 и от 24.02.2021 N 64/21, в соответствии с которыми организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в контрактах (т. 1, л.д. 26-43, 44-66).
В пункте 1.2 контрактов стороны согласовали, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1.
Объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение, указаны в пункте 1.3 контрактов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 контрактов абонент обязался оплатить организации ВКХ оказанные услуги по приему от абонента в ЦСВ сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме.
Согласно пункту 3.3 контрактов расчетный период равен календарному месяцу. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Абонент обязался получать все платежные и иные необходимые для исполнения контрактов документы по месту нахождения организации ВКХ: город Асино, улица И. Буева, дом 15А. При невозврате абонентом подписанного акта выполненных работ в течение 5 календарных дней с момента его получения и отсутствии претензий по качеству оказанных услуг и количеству принятых сточных вод, акт считается признанным (согласованным) абонентом. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ.
Пунктом 3.6 контрактов предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также размер платы за нарушение абонентом нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ рассчитываются в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Оплата за негативное воздействие на работу ЦСВ производится абонентом в соответствии пунктом 3.2 контрактов, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде.
В приложениях N N 2 сторонами согласовано место отбора проб сточных вод: точка отбора проб ТО-1 по адресу: Томская область, город Асино, улица Мичурина, 7, согласно схеме. Указана периодичность отбора проб: 1 раз в квартал.
В обязанности организации ВКХ входит осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов состава отводимых в ЦСВ сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "ж" пункта 4.1 контрактов).
Истец имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу ЦСВ (подпункт "г" пункта 4.2 контрактов).
По условиям подпункта "е" пункта 4.3 контрактов абонент обязан производить оплату по договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту, при этом абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения договора документы (в том числе счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) по месту нахождения организации ВКХ.
Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "з" пункта 4.3 контрактов).
Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3 контрактов контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами N 728 осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 728. Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ указаны в Правилах N 644, Федеральном Законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Уведомлением от 06.07.2021 N 657 водоканал известил ответчика о том, что 06.07.2021 предприятием будет произведен отбор пробы сточных вод в месте отбора проб - канализационный колодец ТО-1 согласно схеме к контракту (т. 1, л.д. 69).
06.07.2021 истцом в ходе осуществления контрольного мероприятия в присутствии представителя ответчика произведен отбор сточных вод в канализационном колодце ТО-1, о чем составлен акт отбора пробы сточной воды от 06.07.2021 N 164/577, подписанный представителем абонента без замечаний и возражений.
В акте указано, что отобрана точечная проба, со стороны абонента претензии к отбору пробы отсутствовали, отбор параллельной и резервной проб не осуществлялся, фотофиксация не производилась (т. 1, л.д. 71).
В соответствии с протоколом результатов измерений от 14.07.2021 N 1410, выполненным ОГБУ "Облкомприрода", анализ отобранной истцом пробы показал несоответствие определяемых показателей состава и свойств сточных вод допустимым концентрациям (т. 1, л.д. 74).
В связи с выявленным превышением в отобранной пробе сточных вод допустимых концентраций загрязняющих веществ истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2021 года в размере 4 589 692 рубля 13 копеек, из них: 3 918 679 рублей 14 копеек платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 24.02.2021 N 64/21, 671 012 рублей 99 копеек платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 15.02.2021 N 64/21-1 (т. 1, л.д. 21, 29-30).
К оплате выставлены счета на оплату и счета-фактуры на общую сумму 4 589 692 рубля 13 копеек (т. 1, л.д. 79-82).
Расчет размера платы произведен истцом по формуле, предусмотренной пунктами 120, 123 Правил N 644, исходя из объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационные выпуски, определенные по показаниям приборов учета сточных вод (т. 1, л.д. 77, 78).
Письмом от 21.07.2021 N 72/ТО/2/01-7607 учреждение просило истца провести повторный отбор проб сточных вод ввиду того, что контрольный отбор осуществлялся из подтопленного колодца, и пробы должны были браться из нескольких мест по сечению колодца, однако в нарушение пункта 18 Правил N 728 этого сделано не было (т. 1, л.д. 90).
Письмом от 28.07.2021 N 673 водоканал сообщил ответчику, что, поскольку в точке отбора проб отсутствовали лоток и падающая струя, отбор проб был осуществлен в нескольких местах по сечению канализационного колодца ручным пробоотборником объемом 2,0 куб. дм и составлена смешанная проба (т. 1, л.д. 93).
Претензией от 13.09.2021 N 857 истец потребовал от ответчика произвести оплату задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (т. 1, л.д. 94-98).
Уклонение ответчика от оплаты, оставление претензий без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении, который относит к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 644, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в ЦСВ, определяют, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, в том числе с учетом видов таких систем.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводноканализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации ВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ, а в подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 соответствующая обязанность абонента производить оплату.
Как следует из пункта 113 Правил N 644, сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
По пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем двенадцатым пункта 123(4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Ранее действовавшая редакция пункта 123(4) Правил N 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123(4) Правил N 644.
Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, - без отборов проб.
Частью 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами N 644.
Аналогичное положение содержится и в пункте 194 Правил N 644 (раздел XV) (в Правила N 644 включен новый раздел, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в пункте 197 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила N 644, в том числе предусмотрен упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Из положений пункта 167 Правил N 644 следует, что нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов: а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. м - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности; б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. м - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 (который по содержанию видов деятельности аналогичен абзацу второму пункта 203 Правил N 644).
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В силу пункта 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Как верно отмечено судом первой инстанции, по смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату.
Из смысла вышеуказанных норм права следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле, абонент (ответчик) должен соответствовать любому из условий, в настоящем споре истцом заявлено требование на основании объема отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента, который составляет менее 30 куб. м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
В рассматриваемом случае доказательствами, представленными в дело, подтверждено, что среднесуточный объем сбрасываемых учреждением сточных вод составляет менее 30 куб.м, при этом в результате анализа отобранной на объекте учреждения пробы установлены превышения допустимых концентраций в сточных водах, в связи с чем обществом произведено доначисление платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Материалами дела подтверждается, что при анализе пробы сточных вод за август 2021 года (с учетом проведения отбора проб 1 раз в квартал) зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций на основании протокола результатов измерений от 14.07.2021 N 1410.
Ввиду того, что ответчиком допущен сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, водоканал правомерно осуществил начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за август 2021 года в размере 4 589 692 рубля 13 копеек, из них: 3 918 679 рублей 14 копеек платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 24.02.2021 N 64/21, 671 012 рублей 99 копеек платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 15.02.2021 N 64/21-1.
Расчет размера платы выполнен истцом по формулам, установленным пунктами 120, 123 Правил N 644.
Доводы ответчика относительно допущенных истцом нарушений порядка отбора проб, установленного Правилами N 728, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 18 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
Судом установлено, что на момент отбора проб в июле 2021 года канализационный колодец ТО-1, согласованный сторонам в контракте в качестве точки отбора проб, находился на подпоре.
Отбор проб осуществлялся привлеченным истцом специалистом Д.П. Новиковой, которая была допрошена судом первой инстанции и дала пояснения относительно процедуры отбора проб (отбор проб осуществлялся путем неоднократного забора сточных вод в нескольких местах по сечению колодца специальным пробоотборным устройством и последующего смешивания отобранных проб в ведре; указание в акте на то, что отбиралась точечная проба, связано с заполнением данной части акта до выезда на место отбора проба в целях экономии времени при отборе проб).
Судом установлено,что пояснения свидетеля согласуются с содержанием акта отбор проб, согласно которому общий объем отобранной для химического анализа жидкости (5,5 куб. дм) существенно превышает объем используемого предприятием пробоотборного устройства (2 куб. дм).
В силу пункта 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.
Участвовавший в отборе проб представитель учреждения подписал акт отбора пробы от 06.07.2021 N 164/377 без замечаний, в том числе относительно процедуры и места отбора проб.
Доказательств того, что отбор проб сточных вод осуществлялся специалистом ответчика ведром, а не пробоотборником, использующимся для такого рода исследований, не нашли своего подтверждения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе указание в акте отбора пробы на то, что осуществлялся отбор точечной пробы, не свидетельствует о допущенном нарушении, поскольку в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства фактического отбора смешанной пробы.
Согласно пункту 33 Правил N 728 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную (пункт 34 Правил N 728).
В силу пунктов 41, 42 Правил N 728 результатом, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по конкретному показателю, признается вычисленное организацией, осуществляющей водоотведение, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб в следующих случаях (за исключением случаев, указанных в пунктах 39 и 40 настоящих Правил): результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю сопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов меньше или равен сумме абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя); результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю несопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов больше суммы абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя), но ни абонент, ни организация, осуществляющая водоотведение, в течение 5 рабочих дней со дня направления абоненту результатов оценки сопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб не направили письменное сообщение об отказе принимать в качестве результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по данному показателю, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.
В случае если результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы и при этом абонент или организация, осуществляющая водоотведение, направили письменное сообщение об отказе, резервная проба передается в аккредитованную лабораторию лицом, направившим письменное сообщение об отказе, не позднее 2 рабочих дней со дня направления письменного сообщения об отказе (если лицом, направившим письменное сообщение об отказе, является абонент - со дня выдачи ему резервной пробы в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил). Анализ резервной пробы осуществляется по тем показателям состава и свойств сточных вод, по которым результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы и по которым в письменном сообщении об отказе было выражено несогласие принимать в качестве результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб, и для определения которых (на дату передачи резервной пробы в аккредитованную лабораторию) срок хранения пробы не истек.
Исходя из приведенных положений законодательства, наряду с установлением определенного порядка отбора организацией ВКХ контрольных проб сточных вод и их исследования установлен и специальный способ опровержения абонентом результатов анализа контрольных проб, использование которого позволяет объективно установить состав сточных вод и исключить недостоверные результаты отбора проб.
В рассматриваемом случае учреждение не воспользовалось правом параллельного отбора проб сточных вод с целью опровержения результатов исследования организации ВКХ, которые ответчик считает недостоверными.
Замечания ответчика, касающиеся процедуры отбора проб, в отсутствие опровержения результатов анализа проб в предусмотренном Правилами N 728 порядке не могут свидетельствовать о недостоверности результатов лабораторных исследований.
Представленные ответчиком в материалы дела акты отбора проб и протоколы результатов измерений за сентябрь - ноябрь 2021 года не относятся к спорному периоду и не опровергают результаты отбора проб в июле 2021 г.
Представленные ответчиком фотографии подтопления колодца, не могут свидетельствовать о подтоплении колодца, учитывая, что они сделаны в неустановленный период и были направлены истцу только 21.07.2021, в то время как отбор проб производился 06.07.2021.
Ссылка апеллянта на письмо администрации от 12.10.2021 N 02-4329/21-39, судом апелляционной инстанции отклоняется, учитывая, что в данном письме администрация указывает, что методикой ПНД Ф 12.15.1-08 определены способы и порядок отбора проб.
Так, пунктами 7.3 и 7.4 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод предусмотрено, что к материалам сосудов, из которых на месте отбора проба переливается в сосуд для хранения, предъявляются менее жесткие требования, чем к сосудам для хранения и транспортировки проб. В частности допускается применение стальных и эмалированных емкостей. В качестве ручных пробоотборников могут применяться черпаки, ведра, широкогорлые склянки.
Материалами дела также подтверждается, что отбор проб сточных вод, произведенный 28.09.2021, являлся внеплановым.
Пунктом 7 Правил N 728 установлены случаи, когда может быть проведен внеплановый контроль состава и свойств сточных вод, а пунктом 8 Правил N 728 - случаи, когда должен быть проведен внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.
Учитывая, что при отборе проб 06.07.2021 было выявлено существенное несоответствие фактических показателей состава и свойств сточных вод нормативам состава сточных вод, водоканал принял решение о внеплановом отборе проб в сентябре.
В подтверждение полномочий Новиковой Д.П. истец представил договор комплексного обслуживания N 5-К от 06.11.2020, сроком действия до 20.09.2021. указанный договор заключен по результатам закупки у единственного поставщика. Результатом согласования договора от 06.11.2020 стало постановление Администрации Асиновского городского поселения N 693/20 от 02.11.2020. Впоследствии истцом заключен аналогичный договор 21.09.2021. Новикова Д.П. является представителем организации, осуществляющей водоотведение уполномоченной от имени и в интересах водоканала осуществлять отбор проб сточных вод.
Полномочия Новиковой Д.П. на совершение действий по отбору проб явствовали для всех заинтересованных лиц из обстановки (абзац второй пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации), и данные действия одобрены истцом в последующем применительно к пункту 2 статьи 183 Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что истцом была соблюдена процедура отбора проб.
Представленная ответчиком декларация на 2021 год возвращена учреждению письмом от 17.11.2020 N 505, с указанием причин отказа в ее принятии, а именно: схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта оформлена ненадлежащим образом, отсутствуют обозначения, не заверена печатью и подписью руководителя; фактические концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента не заполнен; отсутствует информация о среднесуточном фактическом объеме сбрасываемых сточных вод за истекший календарный год. Указанные в письме ответчика основания для отказа в принятии декларации соответствуют пункту 130 Правил N 644.
Поскольку у абонента отсутствовала декларация, поданная в установленном порядке, действующая на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате учреждения за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Указания ответчика на неопределенность оснований для возврата исправленной декларации, подававшейся на протяжении 2021 года, не свидетельствуют о неправомерности действий истца, поскольку в соответствии с пунктом 130 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в случае подачи абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8313/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8313/2021
Истец: МУП Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1788/2022
23.01.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-279/2022
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-8313/2021
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1788/2022
11.03.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-279/2022
22.12.2021 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-8313/2021