г. Тула |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А68-12008/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Арсеньевой О.В. (доверенность от 18.02.2022 N 29/10), от заинтересованного лица - акционерного общества "Тулачермет" (г. Тула, ОГРН 1027100507125, ИНН 7105008031) - Ефимова П.А. (доверенность от 18.10.2019 N 1037), Макеевой Т.В. (доверенность от 18.10.2019 N 1040), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 по делу N А68-12008/2021 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к акционерному обществу "Тулачермет" (далее - АО "Тулачермет", общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
АО "Тулачермет" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2021 по 14.10.2021 на основании решения руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.09.2021 N 90-РШ с целью реализации пункта 119 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год, утвержденного приказом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2020 N 133-0, в отношении АО "Тулачермет" проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки было установлено, что АО "Тулачермет" эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду 70-0171-001112-П (I категория, высокая категория риска), расположенный по адресу: 300016, г. Тула, ул. Пржевальского, д. 2.
В соответствии с технологической инструкцией доменного производства ТИ-127-Д-40-2018 (далее - ТИ-127-Д-40-2018) АО "Тулачермет" осуществляет выплавку чугуна. По окончании процесса плавки осуществляется выпуск чугуна и шлака с доменной печи. Шлак доменного производства используется АО "Тулачермет" в качестве сырья для производства шлаковой продукции (шлакового щебня и граншлака).
Исходя из технологических процессов, шлак с доменной печи является шлаком доменным основным негранулированным.
Со ссылкой на статью 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, управление признало шлак с доменной печи отходами производства, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
ФККО включает в себя, в том числе, Блок 3 "Отходы обрабатывающих производств", в который входит подтип "Отходы металлургических производств" (код ФККО 3 50 000 00 00 0), который включает в себя отходы III-V класса опасности, и данные виды отходов подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ. Так, ФККО включает в себя отход "Шлак доменный основной негранулированный" (код ФККО 3 51 111 01 20 4).
По мнению управления, шлак доменный основной негранулированный, являясь, в том числе, сырьем для производства шлакового щебня и граншлака, не перестает быть отходом, поскольку входит в ФККО, и обращение с вышеуказанным шлаком с доменной печи, который является шлаком доменным основным негранулированным, регулируется Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с определениями, данными в статье 1 Закона N 89-ФЗ, использование шлака с доменной печи (шлака доменного основного негранулированного) для производства готовой продукции (шлакового щебня и граншлака) попадает под понятие "утилизации отходов".
Согласно технологической инструкции производства и отгрузки шлаковой продукции ТИ-127-ШП-01-2020 (далее - ТИ-127-ШП-01-2020) щебень производится из шлака доменных печей. После технологического процесса образуется готовый щебень из доменного шлака. Щебень из доменного шлака является одной из основных выпускаемых продукций АО "Тулачермет", которая продается потребителю.
АО "Тулачермет" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности от 25.10.2018 N (71)-6547-СТОУР, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области. Однако данной лицензией не предусмотрено осуществление деятельности по утилизации отхода "Шлак доменный основной негранулированный" (код ФККО 3 51 111 01 20 4).
При таких обстоятельствах управление пришло к выводу, что АО "Тулачермет" осуществляет предпринимательскую деятельность по утилизации отхода "Шлак доменный основной негранулированный" (код ФККО 3 51 111 01 20 4) без лицензии, однако такая лицензия обязательна в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ, с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо управления 12.11.2021 в отношении АО "Тулачермет" составило протокол N 71-05-628/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, управлением в арбитражный суд было направлено заявление о привлечении общества к административной ответственности.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, урегулированы Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
АО "Тулачермет" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности от 25.10.2018 N (71)-6547-СТОУР (с перечнем вида, кода отходов, класса опасности), выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 данного Закона (энергетическая утилизация).
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), предусмотрены: отходы доменных шлаков, не отнесенные к конкретному классу опасности (3 51 111 00 00 0), отходы IV класса опасности: 3 51 111 01 20 4 Шлак доменный основной негранулированный, 3 51 111 11 49 4 Шлак доменный основной гранулированный.
Согласно пункту 5 приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности" ведения государственного кадастра отходов" установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок).
В силу пункта 6 Порядка ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027, отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536.
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Вместе с тем отбор проб и образцов в ходе проведения проверки надзорным органом не осуществлялся. Установление соответствия шлака доменного отходу "Шлак доменный основной негранулированный" путем сопоставления и установления идентичности происхождения, состава, агрегатного состояния и физической формы в ходе проведения проверки не производилось.
Как верно указал суд первой инстанции, фактически выводы надзорного органа основаны только на том, что в ФККО включен такой отход как "Шлак доменный основной негранулированный".
При этом наличие класса опасности у продукции или включение ее в Федеральный классификационный каталог отходов само по себе не является критерием отнесения ее к отходам.
Таким образом, управлением в материалы дела не представлены бесспорные доказательства того, что образующийся в процессе производственной деятельности шлак доменный (огненно-жидкий шлак) является отходом "Шлак доменный основной негранулированный" (код ФККО 3 51 111 01 20 4).
ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" определено: отходы производства: остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (пункт 3.11); отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые (пункт 4); используемые отходы: отходы, которые используют в народном хозяйстве в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива как на самом производстве, где образуются используемые отходы, так и за его пределами (пункт 3.13), согласно примечанию к данному пункту в состав используемых отходов входят обраты или возвратные отходы, которые используют повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции, возвратные отходы не относят к вторичным материальным ресурсам; неиспользуемые отходы: отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы в народном хозяйстве либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (пункт 3.14); безвозвратные отходы (потери): отходы производства, которые невозможно, нецелесообразно (неэффективно) или недопустимо использовать повторно (пункт 3.15); побочный продукт: дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции (пункт 3.16), согласно примечанию к данному пункту побочный продукт не является отходом.
Возможность использования шлака в качестве побочного продукта подтверждается также рядом нормативно регламентирующей и нормативно технической документации:
- Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), утвержденными решением Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств от 14.06.2017 N 10/65 (том 4. Раздел XV. Группа 72 "Черные металлы"), в которых указано, что чугун, получаемый таким образом, является жидким передельным чугуном. Побочными продуктами являются шлак, доменный газ и колошниковая пыль;
- ГОСТ 32826-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.02.2015 N 48-ст): пункт 3.3 шлак: затвердевший после остывания расплав, представляющий собой побочный продукт или отход металлургического и химического производств.
- ОДМ 218.3.087-2017 "Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по применению асфальтобетонных смесей на основе металлургических шлаковых материалов для условий Центрального федерального округа" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 20.04.2017 N 744-р): пункт 3.1 металлургические шлаковые материалы: Побочные продукты металлургического производства, получаемые в процессе выплавки чугуна или стали.
Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Производство чугуна, стали и ферросплавов. ИТС 26-2017, утвержденный приказом Госстандарта от 15.12.2017 N 2836, также определяет шлак как побочный продукт в доменном производстве.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, а также определения отходов производства и потребления, содержащегося в статье 1 Закона N 89-ФЗ, субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно идентифицировать образующиеся в ходе его производственной деятельности вещества как отход или как продукт (побочный) в зависимости от применяемых технологических процессов.
Согласно пункту 3.10.5 Технологической инструкции ТИ-127-Д-40-2018 "Доменное производство", действующей в АО "Тулачермет", шлак с доменной печи является побочной продукцией и используется в качестве сырья для производства шлаковой продукции (шлакового щебня и граншлака).
Кроме того, шлак с доменной печи - это огненно-жидкий шлак, который вытекает из доменной печи при выпуске продуктов плавки (чугуна и шлака). Температура шлака - не менее 1450 С. Огненно-жидкий шлак по желобам поступает в шлаковозные ковши, в которых по ж/д путям направляется из доменного цеха в ЦПДМиШ на переработку. Слив, охлаждение и стабилизация шлака осуществляются в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 ТИ-127-ШП-05-2020 "Переработка ковшевых остатков". А согласно Кодификатору агрегатного состояния и физической формы отходов (таблица 1 письма Росприроднадзора" от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 "О направлении разъяснений") число 20 в коде отхода "Шлак доменный основной негранулированный" соответствует агрегатному состоянию "твердое".
Как указано выше, статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Из ТИ-127-ШП-05-2020 "Переработка ковшевых остатков", пояснений общества следует, что в процессе непрерывного производственного цикла происходит слив, охлаждение и стабилизация огненно-жидкого шлака.
Согласно пункту 3.3.2 ТИ-127-ШП-05-2020 "Переработка ковшевых остатков" после выбивки ковшевые остатки остывают в течение 10-12 дней, при этом производится полив в основном с целью предотвращения пыления. Далее в забое производится разработка, рыхление, сортировка шлака, далее транспортировка, грохочение, погрузка продукции.
Устойчивость структуры шлака против силикатного распада должна соответствовать требованиям ГОСТ 5578. После завершения химических процессов и стабилизации шлак поступает на дробильно-сортировочные установки, где производится щебень различных фракций, отвечающий требованиям ГОСТ.
ТИ-127-ШП-01-2020 "Производство и отгрузка шлаковой продукции" определяет дальнейший технологический процесс получения щебня из шлаков доменного производства в АО "Тулачермет".
Таким образом, технологические операции, осуществляемые со шлаковым концентратом, не соответствуют понятию "удаления", которое является ключевым при отнесении вещества к отходам производства.
Шлак с доменной печи используется для нужд предприятия, является попутной продукцией, которая из производства не удаляется, а используется АО "Тулачермет" в технологической цепочке получения щебня и граншлака.
Суд также по праву принял во внимание доводы общества о том, что доменный шлак не является отходом производства и потребления, поскольку не проходит все этапы технологического цикла отходов и относится к побочным продуктам технологического процессе получения шлама на установке обезвоживания шламов.
Так, в силу подпунктов 5.21 и 5.22 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", раздела 5 "ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" технологический цикл отхода представляет собой последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов, и состоит из следующих этапов: появление отхода, сбор и накопление, идентификация, сортировка, паспортизация, упаковка и маркировка, транспортирование и складирование (размещение), хранение, избавление путем утилизации и/или удаления отходов.
Таким образом, отходами производства и потребления признаются те вещества и предметы, которые проходят все этапы технологического цикла отходов.
В силу пункта 3.16 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции, является побочным продуктом.
Побочный продукт не является отходом.
Из указанных Технологической инструкции ТИ-127-Д-40-2018 "Доменное производство" следует, что доменный шлак, образовавшийся в процессе плавки чугуна, не проходит следующие этапы технологического цикла отходов: сбор и накопления как отходов, размещение, хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и удаления, вследствие чего следует суд первой инстанции по праву согласился с доводом общества о том, что деятельность по использованию спорной продукции как побочного продукта для получения шлакового щебня и граншлака не является утилизацией отхода в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 89-ФЗ, в связи с чем не подлежит лицензированию.
Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что побочным продуктом (продукцией, предназначенной для дальнейшего использования)
Аналогичную правовую позицию занимает Минприроды России, указав в разъяснениях, что одно и то же по наименованию (в ряде случаев и по составу) вещество может выступать как не имеющее потребителя материал, так и продукция, предназначенная для потребления (размещено на сайте https://rpn.gov.ru/regions/25/news/razyasneniyaminprirodyrossiiporazgranicheniyuponyatiyproduktsiyaiotkhody-61123.html).
При этом вещества, материалы, предметы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии утвержденных технических условий на продукцию, которые разработаны на основе государственных и/или отраслевых стандартах на такую продукцию, а также учитывают санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании;
при наличии технологического регламента производства продукции;
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе и/или для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Вышеуказанные требования АО "Тулачермет" соблюдены: шлак доменный обладает потребительскими свойствами, используется для собственных нужд предприятия как сырье, учитывается в бухгалтерском учете как сырье для производства готовой продукции, готовая продукция соответствует требованиям ТУ и ГОСТ и реализуется сторонним предприятиям. Готовая продукция производится в рамках непрерывного технологического цикла, регламентированного технологическими инструкциями АО "Тулачермет" ТИ-127-ШП-01-2020, ТИ-127-Д-40-2018, ТИ-127-ШП-05-2020.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, оснований полагать, что АО "Тулачермет" нарушены требования по лицензированию деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности не имеется, поскольку достоверно не установлено, что шлак с доменной печи является отходом "Шлак доменный основной негранулированный", спорный шлак является побочным продуктом; общество не осуществляет деятельность по удалению, утилизации отхода "Шлак доменный основной негранулированный", в связи с чем суд по праву заключил об отсутствии события вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора не доказало наличие в действиях АО "Тулачермет" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Довод управления о недопустимости и недостоверности экспертного заключения ООО "ЦЭПС" от 07.01.2022, поскольку заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не может признаваться экспертным заключением по рассматриваемому делу, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, экспертное заключение ООО "ЦЭПС" обоснованно принято в качестве доказательства по делу как иной документ и надлежащим образом оценено судом первой инстанции наряду с другими доказательствами.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 по делу N А68-12008/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12008/2021
Истец: Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "Тулачермет"