город Чита |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А19-18116/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-18116/2021 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к публичному акционерному обществу "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ответчик) о взыскании 364 752 руб. - платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами - 6 303 руб. 22 коп. за период с 12.01.2021 по 31.05.2021 с последующим начислением (с 01.06.2021) по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года (резолютивная часть от 08.11.2021) исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта, ссылаясь на недоказанность истцом задержки вагонов, на отсутствие вины ответчика.
Истец в отзыве, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон, без проведения судебного разбирательства.
Вопреки мнению апеллянта, нарушений норм процессуального права, регламентирующих порядок проведения судебного разбирательства, судом не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.05.2018 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 41/МД на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Коршуновский ГОК", примыкающего к соединительному пути 10/104 станции Коршуниха-Ангарская стрелочным переводом N 96, локомотивом Владельца, и договор на оказание дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов от 24.12.2019 N 19/ДУ/185-19РЖД.
Пунктом 18.4 договора на эксплуатацию пути предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику с лицевого счета в ОАО "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования при задержке вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станций назначения) по причинам, не зависящим от перевозчика, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки в соответствии со статьей 39 Устава. Размер платы определяется в тарифном руководстве (приказ ФСТ России N 127-T/1 от 29 апреля 2015 г.).
Согласно пунктам 2.2.3 и 2.2.4 договора N 19/ДУ/185-19РЖД, по факту оказания услуги владелец пути подписывает накопительную ведомость ф. ФДУ-92 и производит своевременное и полное внесение платы за оказываемую услугу.
В ноябре 2020 года (17.11.2020) на путях общего пользования промежуточной станции Анзеби ВСЖД временно отставлен от движения поезд N 3408 индекс 9244-944-9257 в количестве 70 вагонов, следовавшие в адрес грузополучателя, по причинам зависящим от грузополучателя - переизбыток вагонов и как следствие - занятость путей общего пользования станции Коршуниха-Ангарская по вине грузополучателя.
Факт задержки вагонов зафиксирован актами общей формы ГУ-23 ВЦ N 22346 от 15.11.2020, N 22513 от 18.11.2020 (от подписи вышеуказанных актов общей формы по станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД представитель ПАО "КОРШУНОВСКИЙ ГОК" отказался, о чем составлены акты общей формы N 22348 от 15.11.2020, N 22514 от 18.11.2020), согласно которым вагоны заведены на станционном пути N 20 на ответственный простой грузополучателя ПАО "КОРШУНОВСКИЙ ГОК" с 15.11.2020 (18:00) до 18.11.2020 (22:06) в ожидании подачи на путь необщего пользования ПАО "КОРШУНОВСКИЙ ГОК", а также актами общей формы ГУ-23 ВЦ от N 22389 от 17.11.2020, N 23051 от 27.11.2020, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 ВЦ.
Факт задержки вагонов на станции Анзеби ВСЖД подтверждается актами общей формы N 4943 от 17.11.2020 и N 5071 от 27.11.2020, составленными перевозчиком на начало и окончание задержки доставки порожних вагонов.
На основании акта общей формы N 5071 от 27.11.2020 перевозчиком составлены накопительные ведомости ф. ФДУ-92 NN 081201-081256, в соответствии с которыми ответчику начислена плата в соответствии со статьей 39 УЖТ за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД" в общем размере 364 752 руб. (с учетом НДС 20%).
Накопительные ведомости и акты общей формы, которыми зафиксирован факт и продолжительность простоя вагонов на путях, были предъявлены на подпись представителям ответчика. От подписи накопительных ведомостей представитель ответчика отказался, о чем составлены соответствующие акты общей формы. Возражения в адрес перевозчика по накопительным ведомостям не предоставлены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N ВС ТЦФТО-05-21/21/16 об уплате начисленных платежей оставлена без удовлетворения.
В связи с отсутствием оплаты истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 1 статьи 395, статей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 12 и 39, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Тарифного руководства утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство N 2), пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, учел правовую позицию, изложенную в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и исходил из обоснованности требований по праву, поскольку они связанны с событием, послужившим основанием для начисления платы - простоем поступивших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, и неисполнением ответчиком добровольно обязанности по внесению спорной платы, иск удовлетворил.
Повторно оценив представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными правильными выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку факт и время простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, подтверждены данными актов общей формы, накопительных ведомостей, а достоверность сведений, отраженных в актах общей формы ответчик не опроверг, доказательств того, что простой вагонов имел место быть по независящим от него причинам, в отсутствие в деле доказательств возможности ответчика принять на пути необщего пользования прибывшие вагоны, судом первой инстанции верно указано, что сами по себе возражения при подписании актов общей формы не подтверждают отсутствие вины ответчика в простое вагонов на путях общего пользования истца в спорный период.
Кроме того, в суде первой инстанции ответчиком не оспаривается факт отставления вагонов в пути следования в связи с невозможностью приема грузового поезда на станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД по причине переизбытка вагонов, прибывающих в адрес ПАО "КОРШУНОВСКИЙ ГОК".
Доводы ответчика со ссылкой на графики движения поездов и информацию о занятости путей необщего пользования отклоняются апелляционным судом, поскольку составлены ответчиком в одностороннем порядке и не опровергают сведений, содержащихся в актах общей формы, накопительных ведомостях и памятках приемосдатчика, подтверждающих занятость фронтов выгрузки грузополучателя в спорный период.
Расчет суммы взыскания судом проверен, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
При указанных обстоятельствах, требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, направление вагонов сверх суточного плана является несогласованностью действий ответчика и его контрагентов.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Распоряжения ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р ответчик обязан осуществлять оперативный контроль в автоматизированной системе централизованной подготовки и оформления перевозочных документов АС ЭТРАН за фактически принятыми ОАО "РЖД" к перевозке грузами. Следовательно, ответчик обязан следить и регулировать потоки вагонов, следующих в его адрес.
Доказательств подтверждающих принятие ответчиком мер к недопущению переизбытка вагонов или информирование контрагента о приостановлении подачи вагонов, а равно доказательств отсутствия вины, не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при доказанности простоя вагонов по вине ответчика, обоснованно удовлетворил требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 303 руб. 22 коп. за период с 12.01.2021 по 31.05.2021 с последующим начислением (с 01.06.2021) по день фактической оплаты долга, исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующие периоды.
Период, алгоритм и арифметическую правильность расчета процентов ответчик не оспорил, апелляционная жалоба доводов относительно начисления процентов не содержит.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в силу статьи 110 АПК РФ с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина - 3 000 руб.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года (резолютивная часть от 08.11.2021) по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-18116/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН: 1023802658714, ИНН: 3834002314) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18116/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ПАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат"