город Омск |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А70-16908/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15701/2021) закрытого акционерного общества "Мономах" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.20121 по делу N А70-16908/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Мономах" (ОГРН 1027200833989, ИНН 7203115338, адрес: 625014, город Тюмень, улица Республики, дом 249, 4 этаж) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45) о признании недействительными приказов от 26.05.2021 N 647-ОД "Об отказе ЗАО "Мономах" в согласовании технического проекта" и от 04.06.2021 N 717-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах",
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Мономах" - Пауль Елена Николаевна, по доверенности от 25.02.22 сроком действия 1 год, Юрченко Александра Викторовна, по доверенности от 02.03.2022 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мономах" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Мономах") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании недействительными приказов от 26.05.2021 N 647-ОД "Об отказе ЗАО "Мономах" в согласовании технического проекта" и от 04.06.2021 N 717-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.20121 по делу N А70-16908/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что каких - либо уведомлений о допущенных нарушениях существенных условий лицензии ТЮМ 86038 ТР с установленным сроком для их устранения ЗАО "Мономах" не получало. Приказы Департамента от 09.12.2020 N 1397-ОД, N 1398-ОД не содержат срока для устранения допущенных нарушений. Административный регламент, утверждённый приказом Департамента от 17.04.2013 N 16, процедуры досрочного принудительного прекращения права пользования недрами не содержит. При таких обстоятельствах, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен руководствоваться положениями Административных регламентов, утвержденных Минприроды России. ЗАО "Мономах" утверждает о том, что Департаментом нарушены сроки рассмотрения технического проекта, приведены незаконные основания для отказа в согласовании технического проекта. ЗАО "Мономах" предусмотрело в техническом проекте работы по рекультивации в четком соответствии с условиями пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами.
Департамент представил отзыв на жалобу.
Определением от 15.02.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 04.03.2022. Департаменту предложено представить письменное обоснование того, что являлось основанием для прекращения права пользования недрами со ссылкой на конкретный пункт статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1, Закон о недрах).
25.02.2022 от Департамента поступили письменные объяснения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ЗАО "Мономах" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, письменные объяснения, заслушав представителей Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Приказом Департамента от 11.04.2018 N 0260-ОД Обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения "Кордон Алексеевский" в 9 км. юго - восточнее с.Леваши, квартале 65 (выделы 17,18, 31, 41, 42, 50) Северо-Исетского участкового лесничества, Исетского лесничества в Исетском районе Тюменской области.
ЗАО "Мономах" в установленном порядке выдана лицензия ТЮМ 86038 ТР, которая была получения Обществом 28.04.2018, по условиям которой на Обществе лежит обязанность:
- (пункт 3.5) завершить работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представить в Департамент недропользования и экологии Тюменской области на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалы и документы, подготовленные в соответствии с действующим законодательством не позднее 27.01.2019;
- (пункт 3.8) обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами не позднее 18 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, то есть до 27.10.2019;
- (пункт 3.15) срок выхода предприятия на проектную мощность не позднее 24 месяцев со дня регистрации лицензии, то есть до 27.04.2020.
11.12.2018 Общество обратилось в Департамент с заявлением о продлении пункта 3.5 лицензионного соглашения ТЮМ 86038 ТР, выданного 27.04.2018 до 27.10.2019 и пункта 3.8 до 14.07.2020, ссылаясь на изменение планов дорожно-строительных работ в Исетском районе и отсутствие финансирования.
Дополнением N 1 от 15.01.2019 к лицензии срок завершения работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представления в Департамент недропользования и экологии Тюменской области на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалы и документы продлен до 27.10.2019, срок подготовки и согласования в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами продлен до 14.07.2020, срок выхода предприятия на проектную мощность до 14.01.2021.
01.10.2019 Общество вновь подало заявку на продление сроков по пункту 3.5 лицензионного соглашения до 27.09.2020 и по пункту 3.8 до 14.06.2021, снова ссылаясь на изменение планов дорожно-строительных работ в Исетском районе и отсутствие финансирования.
23.10.2019 Приказом за N 817-ОД Департаментом было принято решение об отказе в части продления сроков по лицензии, о чем Обществу направлено уведомление от 24.10.2019 N 12137/19, которое было получено Обществом 29.10.2019.
06.11.2019 в адрес Общества Департаментом направлено уведомление N 12633/19 о необходимости устранения допущенных нарушений существенных условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР в части выполнения работ по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых и представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В уведомлении было указано на то, что в случае не устранения указанных нарушений существенных условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР по истечении трех месяцев со дня получения настоящего уведомления, Департаментом будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР.
К уведомлению был приложен приказ Департамента N 850-ОД от 06.11.2019 "О возбуждении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами ЗАО "Мономах" по лицензии ТЮМ 86038 ТР".
Письмом от 19.02.2020 Общество сообщило в Департамент вх.N 2774/20 от 20.02.2020 о том, что Проект на проведение работ по геологическому изучению поиска, оценки и разведки месторождения песка на участке недр местного значения "Кордон Алексеевский" сдан в ФГКУ "Росгеолэкспертиза".
Уведомлением от 04.03.2020 N 2356/20 Департамент уведомил Общество о том, что рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения "Кардон Алексеевский" (лицензии ТЮМ 86038 ТР) отложено до 29.09.2020. До установленного срока в соответствии с пунктами 3.3 - 3.5 Условий пользования недрами к лицензии ТЮМ 86038 ТР Обществу предписано завершить работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представить в Департамент на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых материалы и документы, подготовленные в соответствии с действующим законодательством.
Дополнением N 2 к лицензии от 21.08.2020 по заявке Общества были внесен изменения в части адресного описания местоположения участка недр "Кордон Алексеевский" согласно лесоустроительной документации.
12.11.2020 Департаментом был издан приказ N 1233-ОД "О прекращении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами ЗАО "Мономах" по лицензии ТЮМ 86038 ТР", в связи с проведением экспертизы запасов полезных ископаемых (экспертное заключение от 23.10.2020 35-20), о чем Обществу направлено уведомление от 13.11.2020 N 12879/20.
19.11.2020 Общество обратилось в Департамент с заявкой об утверждении ежегодной добычи песка, в соответствии с утвержденным балансовым запасом песка согласно экспертному заключению N 35-20 от 23.10.2020.
Дополнением N 3 к лицензии от 24.12.2020 в условия пользования недрами были внесены изменения.
09.12.2020 Департаментом были изданы приказы N 1398-ОД "О возбуждении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах" и N 1397-ОД "О приостановлении права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах", основанием для издания соответствующих приказов послужило не соблюдение Обществом пункта 3.8 Раздела 3 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР, а именно владелец лицензии обязан был обеспечить подготовку и согласование технического проекта на разработку участка недр не позднее 14.07.2020. Разделы 3, 4 и 7 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 признаются существенными условиями лицензии, невыполнение которых является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке.
29.12.2020 Общество обратилось в Департамент с заявкой о согласовании технического проекта "Разработка участка недр местного значения "Кордон Алексеевский" в Исетском муниципальном районе Тюменской области (Лицензия на пользования недрами ТЮМ 86038 ТР).
11.01.2021 за N 35/21 Департаментом в адрес Общества направлено уведомление "Об отказе в рассмотрении заявления на согласование технического проекта", поскольку Обществом были не соблюдены требования пунктов 15-17 Положения о порядке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118. Все представленные с заявкой материалы были возвращены Обществу на основании пункта 18 указанного Положения, о чем имеется отметка от 14.01.2021.
19.01.2021 Общество вновь обратилось в Департамент с заявкой о согласовании технического проекта "Разработка участка недр местного значения "Кордон Алексеевский" в Исетском муниципальном районе Тюменской области (Лицензия на пользования недрами ТЮМ 86038 ТР).
25.02.2021 Департаментом был издан приказ N 270-ОД "Об отказе ЗАО "Мономах" в согласовании технического проекта по лицензии на пользование недрами ТЮМ 86038 ТР от 27.04.2018" которым Обществу отказано в согласовании технического проекта по основаниям, указанным в приложении к приказу.
19.03.2021 Общество обратилось в Департамент с заявкой о согласовании исправленного технического проекта "Разработка участка недр местного значения "Кордон Алексеевский" в Исетском муниципальном районе Тюменской области (Лицензия на пользования недрами ТЮМ 86038 ТР).
26.05.2021 Департаментом был издан приказ N 647-ОД "Об отказе ЗАО "Мономах" в согласовании технического проекта по лицензии на пользование недрами ТЮМ 86038 ТР от 27.04.2018", которым Обществу отказано в согласовании технического проекта по основаниям, указанным в приложении к приказу.
04.06.2021 Департаментом издан Приказ N 717-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах".
Полагая оспариваемые приказы недействительными, нарушающими его права и законные интересы Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
23.11.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства по выполнению указанного договора. На основании части 1 статьи 11 Закона о недрах о такой договор является неотъемлемой частью лицензии.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Закон о недрах (в редакции, действовавшей на дату приказа о досрочном прекращении лицензии) установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Статья 20 Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого ненормативного акта) предусматривает, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (подпункт 10 пункта 2 статьи 22 Закона о недрах).
Законом о недрах и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах выполнение условий, установленных лицензией.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, ЗАО "Мономах" выдана лицензия ТЮМ 86038 ТР, которая была получения Обществом 28.04.2018, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр местного значения "Кордон Алексеевский", расположенном на 9 км Юго-Восточнее с. Леваши, в Квартале 65 (выделы 17, 18, 31, 41, 42, 50) Северо- Исетское участкового лесничества, Исетского лесничества в Исетском районе Тюменской области.
В соответствии с пунктом 3.5 условий лицензии срок для завершения работы геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и предоставления в Департамент на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалов и документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством, - не позднее 9 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (27.01.2019).
На основании пункта 3.8 условий лицензии срок для подготовки и согласования технического проекта - не позднее 18 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (27.10.2019).
Сроки, установленные пунктами 3.5 и 3.8 условий лицензии, были продлены на основании заявки ЗАО "Мономах" (исх. N 28/12 от 11.12.2018), в которой в качестве причины указано "изменение планов дорожно-строительных работ в Исетском районе и отсутствие финансирования".
Согласно дополнению N 1 к лицензии от 15.01.2019 новые сроки составили: не позднее 27.10.2019 для пункта 3.5 (завершение работ по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и предоставление в Департамент на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалов и документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством) и не позднее 14.07.2020 для пункта 3.8 (подготовка и согласование технического проекта).
После принятия дополнения N 1 к лицензии сроки не изменялись и не продлевались.
Таким образом, ЗАО "Мономах" должно было подготовить и согласовать технический проект не позднее 14.07.2020.
Как следует из преамбулы условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ТЮМ 86138 ТР) раздел 3 условий пользования недрами признается существенным условием лицензии, невыполнение которого является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке.
Из Приказа N 647-ОД от 26.05.2021 "Об отказе ЗАО "Мономах" в согласовании технического проекта по лицензии на пользование недрами ТЮМ 86038 ТР от 27.04.2018" следует, что основание для отказа в согласовании технического проекта явились обстоятельства того, что технический проект Общества предусматривает проведение рекультивации только в 2028 году, а не после разработки ежегодного блока. Департамент счел, что проведение рекультивации в 2028 году не будет способствовать ускоренному лесовосстановлению на разработанном блоке.
ЗАО "Мономах" оспаривает позицию административного органа, ссылаясь на то, что Департаментом приведены незаконные основания для отказа в согласовании технического проекта. ЗАО "Мономах" предусмотрело в техническом проекте работы по рекультивации в четком соответствии с условиями пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Положения N 118 основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
Положениями подпункта "в" пункта 12 Положения N 118 установлено, что технический проект включаются мероприятия по обеспечению требований области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила проведения рекультивации) рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) при использовании лесов должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия ненормативного акта) лица, использующие леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ установлен срок выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению - не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений.
Постановление Правительства РФ от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
Пунктом 2 Правил N 566 предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка (пункт 3).
Пунктом 10 Правил N 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, вправе выбирать земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, на которых могут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, с учетом приоритета, установленного настоящим пунктом.
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, выбирают в первоочередном порядке земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, в составе земель лесного фонда, а в случае их отсутствия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, в составе земель населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления обязан его рассмотреть и направить лицу, подавшему заявление, уведомление о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению либо об отказе в согласовании выбранных земель с указанием оснований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 13 настоящих Правил (пункт 12).
Согласно пункту 13 Правил N 566 уполномоченный орган отказывает в согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению в следующих случаях:
а) в заявлении указаны земли, которые ранее были выбраны другими лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, или лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, и таким лицам уполномоченным органом направлено уведомление о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению;
б) в заявлении указаны земли меньшей площади, чем площадь вырубленных лесных насаждений или площадь, в отношении которой изменено целевое назначение лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий;
в) в заявлении указаны недостоверные сведения.
Таким образом, анализ приведенных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что Правила N 566 допускают возможность проведения работ по лесовосстановлению в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ на земельном участке, на котором проведена вырубка не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений или на ином участке, однако иной порядок проведения работ по лесовосстановлению подлежит согласованию с уполномоченным органом.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что иной порядок проведения работ по лесовосстановлению не был согласован с уполномоченным органом, технический проект Общества предусматривал проведение рекультивации на землях, на которых произведена вырубка только в 2028 году, то есть с нарушением установленного частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ срока.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Департаментом правомерно отказано Обществу в утверждении технического проекта, мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами заявителем не согласованы, в то время как ЗАО "Мономах" было предоставлено 26 месяцев для целей выполнения пункта 3.8 лицензии (с учетом продления срока), что влечет выводы о законности Приказа N 647-ОД от 26.05.2021.
Как было ранее сказано, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами урегулированы в статье 21 Закона о недрах.
В силу положений статьи 21 Закона о недрах, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Основанием для вынесения приказа о досрочном прекращении лицензии послужило неисполнение пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 статьи 20 Закона о недрах), а именно пункта 3.8 лицензии, согласно которому недропользователю необходимо было подготовить и согласовать технический проект (в настоящем случае с учетом продления сроков до 14.07.2020).
Приказы о приостановлении права пользования недрами и о возбуждении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами были получены Обществом 17.12.2020, трехмесячный срок для устранения нарушений истек 17.03.2021. Обществом нарушения не устранены.
Доводы подателя жалобы о том, что каких - либо уведомлений о допущенных нарушениях существенных условий лицензии ТЮМ 86038 ТР с установленным сроком для их устранения ЗАО "Мономах" не получало, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
09.12.2020 приказами N 1397-ОД и N 1398-ОД право пользования недрами было приостановлено и возбуждена процедура досрочного прекращения права пользования недрами. Данные приказы были отправлены Департаментом и получены Обществом посредством электронной почты и почты России, что подтверждается копией письма с датой и входящим номером, описью вложения и уведомлением о вручении писбьма Обществу 21.12.2020 (доказательства приложены к отзыву на апелляционную жалобу и приобщены к материалам дела).
Кроме того, Департаментом неоднократно направлялись в адрес Общества уведомления об отказе в рассмотрении заявления на согласование технического проекта, указывалось на несоблюдение пункта 3.8 Раздела 3 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР, Обществом направлялись откорректированные материалы, в силу чего доводы о неполучении извещений являются необоснованными.
При таких обстоятельствах Приказ N 717-ОД от 04.06.2021 "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО "Мономах" является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Мономах" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.20121 по делу N А70-16908/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16908/2021
Истец: ЗАО "Мономах"
Ответчик: Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Третье лицо: 8ААС