город Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А40-136153/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2021,
по делу N А40-136153/21
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
о взыскании 3545 руб. 66 коп.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 3545 руб. 66 коп. задолженности по государственному контракту на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773, из них 3 528 руб. долг, 17 руб. 66 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2021 по 04.03.2021, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.03.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, в иске отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между истцом и Федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (пользователь), действующий в интересах войсковой части 59313-28 - основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД" заключен договор N 386 от 5 марта 2017 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для войсковой части 59313-28 по станции Уссурийск.
Согласно пункту 1 договора N 386 в соответствии с настоящим договором осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего стрелочным переводом N 523 к железнодорожному пути N 202А эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск, локомотивом Пользователя.
В соответствии с подпунктом д) пункта 20 договора N 386 Пользователь уплачивает перевозчику компенсацию за использование вагонов, контейнеров, привлеченных Перевозчиком для перевозки воинских и специальных грузов за время нахождения их под грузовыми операциями, в том числе при проведении учебных погрузок.
Размер компенсации определяется на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и актов общей формы на задержку вагонов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 договора N 386 в редакции соглашения от 26.03.2019 N 386 оплата производится централизованно в рамках действующих государственных контрактов, заключенных ОАО "РЖД" с силовыми министерствами и ведомствами (МО, ФСБ, МВД).
Между истцом и ответчиком заключен государственный контракт N 257/6/10529/3685773 от 21.11.2019 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении, в соответствии с которым ОАО "РЖД" оказывает услуги по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, а также перевозок подвижного состава собственности Заказчика в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), перевозкам домашних вещей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2016 N 678 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 в настоящее время, единственным исполнителем услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок является ОАО "РЖД".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ подвижной состав привлекается на основании аукциона у владельцев подвижного состава.
На основании проведенного аукциона, между АО "Рефсервис" (принципал) и ОАО "РЖД" (агент) заключен договор N 3556435 от 13 августа 2019 г. регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с обеспечением организаций, заказывающих воинские и специальные железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении, принадлежащим Принципалу на праве собственности или ином законном основании
В соответствии с приложением N 1 к договору, ставка за привлеченный вагон-термос составила 2 940 руб./сут. (без НДС).
Груженый вагон-термос N 80000375, привлеченный для обеспечения воинских железнодорожных грузовых перевозок, по железнодорожной транспортной накладной N Х070521 прибыл на станцию назначения Уссурийск Дальневосточной железной дороги 01.10.2020 в адрес войсковой части 59313-28.
Согласно актам общей формы N 5/1291 от 01.10.2020, N 5/1295 от 04.10.2020 вагон находился на путях станции в ожидании подачи под выгрузку по причине занятости маневрового локомотива.
В соответствии с условиями договора N 386 от 05.03.2019 вагон подан 04.10.2020 г. в 06-16 для выполнения грузовых операций. По факту уборки вагона оформлена памятка приемосдатчика формы ГУ-45 N 821029, которая подписана представителем войсковой части 59313-28 без разногласий. Уведомление о завершении грузовых операций поступило 04.10.2020 г. в 09-00.
На основании памятки приемосдатчика N 821029 оформлена ведомость подачи и уборки вагонов N 102161, которую представитель войсковой части 59313-28 также подписал без разногласий.
В соответствии с пунктом 5.3 Приложения N 1 к Государственному контракту, приложению N 8 приложение N 31 к дополнительному соглашению N 1 к Государственному контракту, подпункту в) пункта 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 за время нахождения под грузовой операцией по накопительной ведомости N 201173 войсковой части начислена компенсация за вагон, привлеченный Исполнителем в порядке, установленном постановлением Правительства РФ, в размере 3528 руб. (с НДС) по ставке 2940 руб. (без НДС)*1 сут. (04.10.2020)+588 руб.(НДС).
От подписи накопительной ведомости N 201173 представитель войсковой части 59313-28 отказался, о чем составлен акт общей формы N 600225.
Согласно разногласиям войсковой части, накопительная ведомость не подписана в связи с наличием актов общей формы N N 5/1291, 5/1295.
Вместе с тем, при начислении платы по накопительной ведомости N 201173 исключено время задержки подачи вагонов под грузовые операции по причинам, зависящим от перевозчика.
В соответствии с расчетом провозной платежей по отправке N Х070521, за перевозку начислена провозная плата в размере 638 521 руб. и плата за использование привлеченного вагона в размере 123 480 руб., что отражено в дорожной ведомости N Х070521.
Расчет платы (123 480 руб.) исчислен исходя из ставки 2940 руб. и количество суток перевозки - 21 (перевозка осуществлена в период 11.09.2020 по 01.10.2020). Детальный расчет платы прилагается к настоящему иску.
Плата за нахождение вагона под грузовой операцией (ставка привлеченного подвижного состава) не оплачена.
В связи с несогласием представителя войсковой части 59313-28 с начислением платы за использование привлеченного вагона, в соответствии с пунктом 21 договора N 386 в редакции соглашения от 26.03.2019 N 386, в адрес Министерства обороны РФ направлена претензия с требованием об оплате N 634/ДТЦФТО от 21.01.2021. До настоящего времени задолженность не погашена.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 307, 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно.
Суд констатировал, что материалами дела подтверждено нарушение ответчиком условий договора, и ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения взятых на себя обязательств в отсутствие его вины, а доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске в полном объеме, поскольку указанные ответчиком обстоятельства в полном объеме не опровергают представленных истцом доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
ОАО "РЖД", являясь единственным исполнителем услуг по организации воинских перевозок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2016 г. N 678 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, на основании заключенного с АО "Рефсервис" договора от 13.08.2019 г. N 3556435 по железнодорожной транспортной накладной N Х070521 приняло к перевозке груженый вагон-термос N 80000375.
Согласно отметкам в транспортной железнодорожной накладной N Х070521 и скриншоту из АС ЭТРАН о работе с накладной вагон принят к перевозке 11.09.2020 и прибыл на станцию назначения 02.10.2020. Расчет провозной платы согласно отметкам в накладной производится на станции назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 в расчет платы за перевозку воинских грузов помимо действующего тарифа на перевозку включена плата за привлеченный вагон, определяемая как суммарное расстояние перевозки в груженном рейсе и условно порожнем рейсе.
В материалы дела представлены "Детали расчета" провозной платы и платы за привлеченный вагон (последние 5 строк в расчете), из которого следует, что по прибытии вагона на станцию назначения перевозчиком за 21 день перевозки, с 11.09.2020 по 01.10.2020, начислена плата за привлеченный вагон в размере 123 480 руб.
В соответствии с расчетом провозных платежей по отправке N Х070521, за перевозку начислена провозная плата в размере 638 521 руб. и плата за использование привлеченного вагона в размере 123 480 руб., что отражено в дорожной ведомости N Х070521.
Расчет платы (123 480 руб.) исчислен исходя из ставки 2 940 руб. и количество суток перевозки - 21 (перевозка осуществлена в период 11.09.2020 по 01.10.2020).
Также подпунктом в) пункта 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, пунктом 5.3 Приложения N 1 к Государственному контракту, приложению N 8 приложение N 31 к дополнительному соглашению N 1 к Государственному контракту предусмотрено, что плата за привлеченный вагон начисляется за время нахождения вагона под грузовой операцией.
В соответствии с условиями договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для войсковой части 59313-28 по станции Уссурийск N 386 от 5 марта 2019 г. вагон N 80000375 подан 04.10.2020 г. в 06-16 для выполнения грузовых операций.
По факту уборки вагона оформлена памятка приемосдатчика формы ГУ-45 N 821029, которая подписана представителем войсковой части 59313-28 без разногласий.
Уведомление о завершении грузовых операций поступило 04.10.2020 в 09-00.
Вопреки доводам жалобы, грузоотправитель уведомлен о прибытии вагона на станцию, что отражено в скриншоте из АС Этран о работе с накладной.
На основании памятки приемосдатчика N 821029 оформлена ведомость подачи и уборки вагонов N 102161, которую представитель войсковой части 59313-28 также подписал без разногласий.
За период нахождения вагона под грузовой операцией 04.10.2020 начислена плата за вагон, привлеченный Исполнителем в порядке, установленном постановлением Правительства РФ, в размере 3 528 руб. (с НДС). Требований о взыскании платы за привлеченный вагон за период с 01.10.2020 по 03.10.2020, включительно, перевозчик не заявлял, плата за указанный период не начислялась.
В связи с изложенным, доводы жалобы о начислении платы за простой вагонов за период до подачи вагона (04.10.2020) под выгрузку необоснован.
Доводы жалобы, касающиеся указания судом первой инстанции на расчет неустойки и взыскиваемого с ответчика штрафа по статье 100 Устава железнодорожного транспорта, отклоняются как противоречащие обстоятельствам дела.
ОАО "РЖД" в рамках настоящего дела неустойку за просрочку доставки груза не заявляло, как и требования о взыскании с Министерства обороны России штрафа в порядке статьи 100 УЖТ РФ.
Приведенная ответчиком судебная практика не относится к рассматриваемому спору, поскольку в указанных делах (N N А32-41524/2017, А13-1349/2008) требования в рамках приведенных ответчиком дел заявлены о взыскании платы за нахождение вагонов на инфраструктуре и штраф за задержку вагонов под выгрузкой (статья 100 Устава железнодорожного транспорта), что не относится к предмету настоящего спора.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение об удовлетворении иска.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021 по делу N А40-136153/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136153/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ