г. Владивосток |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А51-14266/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-1292/2022
на решение от 20.01.2022
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-14266/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Давос" (ИНН 2536176137, ОГРН 1062536050345)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) третье лицо: общество с ограниченной ответственности "ВТО" о признании незаконными действий
при участии:
от Владивостокской таможни: Панченко К.П. по доверенности от 29.03.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 0790);
В судебное заседание не явились: от закрытого акционерного общества "Давос", общества с ограниченной ответственности "ВТО", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Давос" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в обращении взыскания таможенных платежей, налогов, пеней от 04.06.2020 по ДТ N 10702070/290714/0013674 в сумме 334556,14 руб. и в сумме 459124,95 руб. (всего - 793681,09 руб.) с денежных средств по таможенной расписке N ТР-6502011 ЗАО "Давос", внесённых ранее в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог).
Решением суда от 20.01.2022 признаны незаконными действия Владивостокской таможни от 04.06.2020 об обращении взыскания на денежный залог по таможенной расписке N ТР-6502011 в части пени в сумме 15 390, 97 руб. по ДТ N 10702070/290714/0013674 как несоответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Суд обязал Владивостокскую таможню возвратить ЗАО "Давос" излишне взысканные пени по таможенным платежами по ДТ N 10702070/290714/0013674 в сумме 15 390 рублей 97 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал. Кром того, суд взыскал с Владивостокской таможни в пользу ЗАО "Давос" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы указывает на то, что таможенный орган не согласен с позицией суда в части перерасчета пеней за период с 12.07.2017 по 03.09.2018 в размере 1/300 ставки рефинансирования. По правилам части 7 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 названного Закона.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ (часть 10 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ).
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (часть 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ).
На основании пункта 4 части 13 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при принятии решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 75, 76, 79 и 80 Федерального закона N 289-ФЗ - в таком решении.
В рассматриваемом случае правоотношения связанные с неисполнением требований об уплате таможенных платежей в установленные сроки и принятием решения об обращении взыскания на денежный залог, возникли после вступления в силу Федерального закона N 289-ФЗ (после отмены обеспечительных мер по делу N А51-18260/2017), в связи с чем, начисление пени на дату принятия решения об обращении взыскания на денежный залог по ставке в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации соответствует положениям Федерального закона М 289-ФЗ.
Кроме того, таможня обращает внимание на то, что по рассматриваемому вопросу отсутствует единообразие судебной практики. Так, в рамках рассмотрения дела N А51-4177/2019 суды пришли к выводу, что к отношениям по исчислению пени за период с 19.12.2015 по 16.02.2017 (т.е. в период действия Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") подлежат применению нормы Федерального закона N 289-ФЗ.
В остальной части выводы суда таможня считаем правомерными и не оспаривает в рамках апелляционной жалобы.
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, отношение к жалобе не выразило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Поскольку в порядке апелляционного производства таможенным органом обжалуется решение суда в части перерасчета пеней за период с 12.07.2017 по 03.09.2018 в размере 1/300 ставки рефинансирования, суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 28.12.2012 между заявителем (представитель) и ООО "ВТО" (клиент, декларант) заключен договор N 87/2012 на оказание услуг по таможенному оформлению, в соответствии с которым представитель совершает от имени клиента таможенные операции в отношении товаров, декларантом которых в соответствии с действующим законодательством России является клиент, и представляет его интересы в таможенных органах, а также оказывает консультационные услуги по таможенному оформлению.
В июле 2014 года во исполнение внешнеторгового контракта, заключенного ООО "ВТО" с компанией "AMPARO OVERSEAS FZE", на таможенную территорию таможенного союза был ввезен товар "фольга алюминиевая" стоимостью 41505,84 долл. США.
В целях таможенного оформления указанных товаров таможенным представителем в интересах декларанта была подана таможенная декларация N 10702070/290714/0013674, и таможенная стоимость ввезенных товаров была определена заявителем по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимым товаром".
По результатам дополнительных проверок заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров таможенным органом было принято решение от 02.09.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, что повлекло доначисление таможенных пошлин, налогов.
Указанное решение таможни было оспорено таможенным представителем в арбитражном суде, решением которого от 23.10.2014 по делу N А51-25021/2014 оно было признано незаконным. После выпуска товаров по указанным таможенным декларациям таможней была проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой были оформлены актом N 10702000/210/260617/А000014 от 26.06.2017.
В ходе анализа документов, представленных вместе с таможенными декларациями, и полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий документов и сведений относительно условий совершения внешнеэкономических сделок таможенный орган пришел к выводу о том, что таможенная стоимость, заявленная в спорных декларациях с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и ее структура не основана на достоверной и документально подтвержденной информации. Названные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможенным органом решения от 26.06.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702070/290714/0013674, в соответствии с которым декларанту было отказано в применении таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости ввезенных товаров и таможенная стоимость была определена на основании шестого "резервного" метода.
Во исполнение указанного решения таможенный орган скорректировал сведения, указанные в спорной таможенной декларации, путем изменения значения граф 12, 43, 45, 46, 47, "В", что было оформлено КДТ N 10702070/290714/0013674 от 10.07.2017 на сумму 1 420 316,73 руб.
Во исполнение указанного решения в адрес таможенного представителя было выставлено требования об уплате таможенных платежей N 3394 от 11.07.2017 на общую сумму 1 420 316,73 руб., из них: таможенная пошлина - 651 521,44 руб. и НДС - 768 795,29 руб.
Требование об уплате таможенных платежей на такую же сумму N 3393 от 11.07.2017 было выставлено в адрес декларанта.
По состоянию на 11.07.2017 таможенным органом был осуществлен расчет пеней на сумму доначисленных таможенных пошлин, налогов по спорной декларации, в результате чего было оформлено КДТ на сумму 472 695,47 руб. за период с 05.08.2014 по 10.07.2017.
В этой связи с адрес общества было выставлено требование об уплате таможенных платежей N 3592 от 31.07.2017 на сумму 472 965,47 руб.
Несогласие с требованиями таможенного органа об уплате таможенных платежей, в том числе N 3394 от 11.07.2017, N 3592 от 31.07.2017, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого решением арбитражного суда от 17.09.2018 по делу N А51-18260/2017 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А51-18260/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.07.2019, данный судебный акт был отменен и заявленные требования были удовлетворены частично, в том числе в части пеней в сумме 50 385,75 руб., начисленных за период с 15.09.2014 по 21.01.2015 и включенных в требование N 3592 от 31.07.2017.
При этом в рамках указанного дела определением суда от 26.07.2017 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия требований об уплате таможенных платежей, в том числе N 3394 от 11.07.2017 до принятия судом решения и вступления его в законную силу.
Определением арбитражного суда от 28.03.2019 по делу N А51- 18260/2017 обеспечительные меры, принятые судом в рамках рассмотрения указанного спора, были отменены.
В свою очередь, установив, что действие обеспечительных мер по делу N А51-18260/2017 в отношении требований об уплате таможенных платежей прекратилось, таможенный орган в порядке статьи 76 Закона N 289-ФЗ принял решения об обращении взыскания на денежный залог, внесенный для обеспечения обязанностей уполномоченного экономического оператора и (или) обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела: - от 03.06.2020 N 10702000/2020/РДЗ/0000054 на общую сумму 1 587 362,18 руб., в том числе: таможенные платежи - 793 681,09 руб. и пени за период с 12.07.2017 по 03.06.2020 - 793 681,09 руб. по ДТ N 10702070/290714/0013674.
Во исполнение указанного решения от 03.06.2020 с таможенной расписки N ТР-6502011 в счет исполнения обязанностей по уплате пеней по ДТ N 10702070/290714/0013674 были списаны денежные средства в сумме 793 681,09 руб.
Не согласившись с указанными действиями таможни, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в связи со следующим.
На основании пункта 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный названным Кодексом срок уплачиваются пени. Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 названного Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В силу части 1 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), действовавшего на дату оформления результатов камеральной таможенной проверки, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 названного Федерального закона (часть 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 151 названного Закона пенями признаются установленные названной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 72 Закона N 289-ФЗ, действующего на дату принятия решений об обращении взыскания на денежный залог, пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3 статьи 72 Закона N 289-ФЗ).
По правилам части 7 названной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 названного Федерального закона.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 названной статьи (часть 10 статьи 72 Закона N 289-ФЗ).
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 названной статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (часть 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ).
На основании пункта 4 части 13 этой же статьи таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при принятии решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 75, 76, 79 и 80 названного Федерального закона - в таком решении.
Анализ имеющихся в материалах дела расчетов пеней по ДТ N 10702070/290714/0013674 показывает, что по результатам камеральной таможенной проверки было произведено начисление пеней в сумме 472 965,47 руб. за период с 05.08.2014 по 11.07.2017 на сумму доначисленных таможенных пошлин в размере 1 420 316,73 руб., исходя из действующих в соответствующий период ставок рефинансирования (ключевых ставок) Банка России.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции установил, что ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального Банка Российской Федерации были применены в зависимости от их размера в соответствующий период действия, что соответствует положениям частей 10, 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ.
Между тем, при расчете пеней ставка пени за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей применена таможней в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на основании части 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ за весь период начисления пеней.
Таможенный орган по тексту апелляционной жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что на отношения по взиманию и уплате таможенных платежей и пеней, возникшие до 04.09.2018, распространяются соответствующие положения Закона N 311-ФЗ, и только начиная с 04.09.2018 - положения Закона N289-ФЗ.
Апелляционная коллегия, рассмотрев заявленный таможней довод, полагает его необоснованным, противоречащим материалам дела ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 289-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи.
Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами (часть 2 статьи 6 Закона N 289-ФЗ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О, от 24.09.2012 N 1747-О, от 22.04.2014 N 858-О).
С учетом изложенного следует признать, что поскольку пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов и призваны компенсировать потери казны, вызванные несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов, за каждый день просрочки в их уплате, то, следовательно, порядок их начисления и величина ставки пени должны определяться соответствующим законом, действующим в периоде просрочки.
Из буквального указания части 1 статьи 397 Закона N 289-ФЗ усматривается, что нормы Закона N 311-ФЗ о порядке начисления пеней утратили силу с момента вступления в законную силу Закона N 289-ФЗ, то есть с 04.09.2018.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что на отношения по взиманию и уплате таможенных платежей и пеней, возникшие до 04.09.2018, распространяются положения Закона N 311-ФЗ, и только начиная с 04.09.2018 - положения Закона N 289-ФЗ.
В этой связи применение таможней в периоде с 12.07.2017 по 03.09.2018 при принятии решения об обращении взыскания на денежный залог в части пени по спорной ДТ нового порядка начисления пеней, установленного частью 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ, противоречит общим принципам действия законодательства во времени.
Следовательно, размер пеней по таможенным пошлинам, налогам, подлежащим уплате по спорной ДТ, за период с 12.07.2017 по 03.09.2018 подлежит перерасчету, исходя из ставки пени, установленной частью 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ, которая действовала в указанный период времени.
Таким образом, произведя перерасчет пеней, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что за неуплату таможенных платежей за период с 12.07.2017 03.06.2020 подлежат начислению пени в общей сумме 778 290,12 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2022 по делу N А51-14266/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14266/2020
Истец: ЗАО "Давос"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "ВТО"