город Омск |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А70-6626/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А., судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14237/2021) Тюменской таможни и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14240/2021) общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский Нефтехимический комбинат" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2021 по делу N А70-6626/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявление общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский Нефтехимический комбинат" (ОГРН 1071690035185, ИНН 1658087524, адрес: 626150, Тюменская область, город Тобольск, Восточный промышленный район-квартал 9, дом 1/1) к Тюменской таможне (ОГРН 1027200871026, ИНН 7202023074, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А) о признании недействительным решения от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары; уведомлений от 11.03.2020 и 18.03.2020 о не уплаченных в установленный срок суммах,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменской таможни - Роган Татьяна Владимировна, по доверенности от 10.01.2022 N 4 сроком действия 31.12.2022, Савина Елена Николаевна, по доверенности 01.02.2022 сроком действия 31.05.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский Нефтехимический комбинат" - Баландина Галина Владимировна, по доверенности от 11.05.2021 N 24 сроком действия 11.05.2024, Барчук Никита Дмитриевич, по доверенности от 01.09.2021 N 48 сроком действия 01.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат" (далее - заявитель, декларант, ООО "ЗапСибНефтеХим", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тюменской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары; уведомлений от 11.03.2020 и 18.03.2020 о не уплаченных в установленный срок суммах
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2021 по делу N А70-6626/2021 требования заявителя частично удовлетворены. Признаны незаконными решения Таможни от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары NN10511010/211218/0033473, 10511010/220319/0038893, 10511010/130419/0049467, 10511010/070619/0076682, 10511010/020719/0089567, 10511010/090919/0129013 и 10511010/090919/0129014; решение Тюменской таможни от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10503050/190417/0005571, 10503050/090617/0008434, 10503050/190617/0008974, 10503050/170817/0012394, 10503050/210917/0014227, 10503050/191017/0015959, 10503050/211117/0018091, 10503050/300318/0005995, 10503050/180518/0009581, 10503050/240518/0009937, 10503050/150618/0011264, 10503050/150618/0011269, 10503050/181018/0016132, 10503050/191018/0016161, 10503050/301617/0009696, 10503050/231217/0020435, 10503050/210618/0011619; уведомления о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 11.03.2020 N 10503000/У2020/0000034, N 10503000/У2020/0000036, N 10503000/У2020/0000038, N 10503000/У2020/0000040, N 10503000/У2020/0000042, N 10503000/У2020/0000044, N 10503000/У2020/0000046, N 10503000/У2020/0000048, N 10503000/У2020/0000050, N 10503000/У2020/0000052, N 10503000/У2020/0000054, N 10503000/У2020/0000056, N 10503000/У2020/0000058, N 10503000/У2020/0000060, N 10503000/У2020/0000062, N 10503000/У2020/0000064, N 10503000/У2020/0000066 и уведомления о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.03.2020 N 10503000/У2020/0000072, N 10503000/У2020/0000074, N 10503000/У2020/0000076, N 10503000/У2020/0000078, N 10503000/У2020/0000080, N 10503000/У2020/0000082 и N 10503000/У2020/0000084 в части доначисления таможенных платежей на таможенную стоимость товаров, ввезенных в период 2013-2016 годы.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Таможню установить действительные обязательства ООО "ЗапСибНефтехим" по уплате таможенных платежей. С Таможни в пользу ООО "ЗапСибНефтехим" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. Возвращена заявителю из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 75 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЗапСибНефтеХим" и Таможня обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование своей жалобы Таможня указывает, что вывод суда первой инстанции о неправомерном начислении таможенных платежей в отношении спорных товаров, не соответствует требованиям абзаца 2 пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 "О расчете дополнительных начислении при определении таможенной стоимости товаров", согласно которому включению в таможенную стоимость товара подлежит суммарная (полная) сумма лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых выполнены условия, предусмотренные подпунктом 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительствами РФ, Р.Беларусь и Р. Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20, путем пропорционального распределения между каждым наименованием ввезенного товара в период, охватываемый проведенной таможенной проверкой. В лицензионном соглашении содержатся положения, касающиеся продажи ввозимых товаров, возможности его расторжения в случае неуплаты лицензионных платежей, а также условия, ограничивающие право Общества изготавливать продукцию с использованием лицензионной технологии, в случае неуплаты соответствующего вознаграждения, уплата лицензионных платежей в рамках Лицензионного соглашения является условием ввоза катализатора и относится к рассматриваемому товару. условия внешнеэкономической сделки однозначно свидетельствуют о том, что товары без лицензируемых технологий не представляют для заказчика потребительской ценности. Следовательно, лицензионные платежи относятся к товару и формируют часть его цены. Таможня отмечает, что действующее законодательство не содержит норм, допускающих возможность неполного включения в таможенную стоимость лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности при определении таможенной стоимости товара. В рамках камеральной таможенной проверки установлен лицензионный платеж, приходящийся на проверяемые ввозимые товары, который составил 1 344 158,80 дол. США и довключен в структуру таможенной стоимости товаров. Сумма довключений рассчитана пропорционально стоимости товара.
В обоснование своей жалобы ООО "ЗапСибНефтеХим" указывает, что связь между спорными товарами и лицензионной технологией не является достаточным основанием для включения в состав таможенной стоимости спорных товаров лицензионных платежей. Исходя из предмета лицензионного соглашения права и (или) лицензия на использование катализатора INEOS в передаваемой лицензионной технологии производства полипропилена лицензионным соглашением не охватываются. Патентное право лицензиара на спорные товары и передача обществу права и лицензии на их использование предусмотрены в соглашении о поставке катализатора. Лицензионным соглашением предусмотрено право Общества производить полипропилен по лицензионной технологии с использованием катализатора, отличного от катализатора INEOS. Общество ссылается на то, что лицензионные платежи, предусмотренные лицензионным соглашением, не относятся к ввозимым катализаторам; уплата лицензионных платежей по лицензионному соглашению не зависит от поставки и использования катализаторов, соответственно, уплата лицензионных платежей не является условием продажи оцениваемых товаров для их вывоза на таможенную территорию Союза.
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
ООО "ЗапСибНефтеХим" представило отзыв на жалобу Таможни.
Таможня представила отзыв на жалобу ООО "ЗапСибНефтеХим".
Определением суда от 08.02.2022 рассмотрение жалоб отложено на 04.03.2022. Лицам, участвующим в деле, предложено представить письменные пояснения о том, какие признаки, указанные в Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утвержденного Рекомендациями Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 свидетельствуют об отсутствии (наличии) относимости лицензионных платежей к ввозимым товарам и являются ли (не являются) лицензионные платежи условием продажи товаров со ссылкой на конкретные пункты контракта и лицензионного соглашения (возможно в табличном варианте).
02.03.2022 ООО "ЗапСибНефтеХим" представило пояснения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Таможни поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. С доводами апелляционной жалобы ООО "ЗапСибНефтеХим" представители Тюменской таможни не согласились.
Представители ООО "ЗапСибНефтеХим" поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе (с учетом пояснений), просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представители ООО "ЗапСибНефтеХим" оспаривали доводы жалобы Таможни.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом пояснений), отзыв, заслушав представителей Общества и Таможни, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 2013 по 2019 годы ООО "СИБУР-Тобольск" (правопредшественник Общества) в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления ввозились товары - "катализаторы, смесь в минеральном масле, загружается в реактор полимеризации установки по производству полипропилена, инициирует процесс полимеризации".
В целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данного товара ООО "СИБУР-Тобольск" на Тюменский таможенный пост Тюменской таможни и Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования, далее - ЦЭД) Уральской оперативной таможни в период с 2017 по 2019 годы были поданы следующие декларации на товары (далее - ДТ): N N 10511010/211218/0033473, 10511010/220319/0038893, 10511010/130419/0049467, 10511010/070619/0076682, 10511010/020719/0089567, 10511010/090919/0129013, 10511010/090919/0129014, 10503050/190417/0005571, 10503050/090617/0008434, 10503050/190617/0008974, 10503050/170817/0012394, 10503050/210917/0014227, 10503050/191017/0015959, 10503050/211117/0018091, 10503050/300318/0005995, 10503050/180518/0009581, 10503050/240518/0009937, 10503050/150618/0011264, 10503050/150618/0011269, 10503050/181018/0016132, 10503050/191018/0016161, 10503050/301617/0009696, 10503050/231217/0020435, 10503050/210618/0011619.
Таможенное декларирование по ДТ осуществлялось таможенными представителями ЗАО "РОСТЭК-Таможенный брокер" по договорам таможенного представителя с декларантом от 10.06.2015 N РТБ-08/87/ТБН-01/ТН.16845, от 01.08.2017 N СХ.22216 и ОА "Панальпина Уорлд транспорт" по договору таможенного представителя с декларантом от 11.08.2009 N0100/03-07-454ТП.
Товары ввозились на основании следующих внешнеторговых договоров:
- Соглашения на поставку катализатора от 18.04.2012 N 1266.ТР, заключенного между INEOS USA LLC и ООО "Тобольск-Полимер" (с 01.12.2016 ООО "СИБУР-Тобольск") (далее - Соглашение на поставку катализатора);
- Договора о проведении испытаний катализатора от 24.05.2017 N SIBT.19130, заключенного между ООО "СИБУР-Тобольск" и компанией INEOS Sales (UK) Limited (правопреемник компании INEOS USA LLC с 11.12.2014, далее - Договор о проведении испытаний катализатора).
Таможенная стоимость товара определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) по ДТ N 10503050/190417/0005571, 10503050/090617/0008434, 10503050/190617/0008974, 10503050/170817/0012394, 10503050/210917/0014227, 10503050/191017/0015959, 10503050/211117/0018091, 10503050/231217/0020435, 10511010/211218/0033473, 10511010/220319/0038893, 10511010/130419/0049467, 10503050/300318/0005995, 10503050/180518/0009581, 10503050/240518/0009937, 10503050/150618/0011264, 10503050/150618/0011269, 10503050/210618/0011619, 10503050/181018/0016132, 10503050/191018/0016161, 10503050/301617/0009696.
Таможенная стоимость товаров в ДТ N 10511010/070619/0076682, 10511010/020719/0089567, 10511010/090919/0129013 и 10511010/090919/0129014 определена по 6 резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В структуру таможенной стоимости товаров включена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, расходы по перевозке до г. Тобольска и расходы на страхование, связанные с транспортировкой товара согласно сведениям графы 19 декларации таможенной стоимости (далее - ДТС).
Аналогичным образом осуществлялось декларирование катализаторов, ввезённых Обществом в рамках Соглашения на поставку катализатора от 18.04.2012 N 1266.ТР в период с 2013 по 2016 годы (ДТ NN 10503030/240113/0000811, 10503030/270613/0006180, 10503030/270613/0006180, 10503030/031013/0008004, 10503030/121213/0006812, 10503030/190214/000800, 10503030/290214/0003479,10503030/220914/0004490, 10503030/120115/000237, 10503030/1002215/0001524, 10503030/250315/0003643, 10503030/270415/0005075, 10503030/300615/0007341, 10503030/150715/0007826, 10503030/070815/0008394, 10503030/131015/0010263, 10503030/170216/0001163, 100503030/190416/0002888, 10503050/120716/0007861, 10503050/200816/0010016).
В установленные сроки товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой, заявленная декларантом таможенная стоимость принята.
В период с 01.07.2019 по 26.12.2019 Тюменской таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в ходе которой по требованию таможенного органа Обществом представлено Соглашение о представлении лицензии и гарантии в отношении технологии от 04.12.2007 (далее - Лицензионное соглашение), заключенное между ООО "Тобольск-Полимер" (с 01.12.2016 - ООО "Сибур-Тобольск", далее - Лицензиат) и компанией "INEOS USA LLC" (с 11.12.2014 права и обязанности по Лицензионному соглашению переданы компании "INEOS Sales (UK) Limited", далее - Лицензиар).
По результатам анализа Лицензионного соглашения, Соглашения на поставку катализатора и Договора о проведении испытаний катализатора таможенным органом установлено, что в таможенную стоимость катализаторов не включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.
Результаты проверки оформлены актом от 13.02.2020 N 10503000/210/2612.19/А000130 и в отношении Общества приняты оспариваемые решения от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N N 10511010/211218/0033473, 10511010/220319/0038893, 10511010/130419/0049467, 10511010/070619/0076682, 10511010/020719/0089567, 10511010/090919/0129013, 10503050/190417/0005571, 10503050/090617/0008434, 10503050/190617/0008974, 10503050/170817/0012394, 10503050/210917/0014227, 10503050/191017/0015959, 10503050/211117/0018091, 10503050/300318/0005995, 10503050/180518/0009581, 10503050/240518/0009937, 10503050/150618/0011264, 10503050/150618/0011269, 10503050/181018/0016132, 10503050/191018/0016161, 10503050/301617/0009696, 10503050/231217/0020435, 10503050/210618/0011619, в соответствии с которыми декларанту необходимо представить корректировку декларации на товары и её электронную копию, а в случае уплаты таможенных платежей представить документы, подтверждающие их уплату.
Согласно акту проверки Таможни по предварительным расчетам общая сумма неуплаченных таможенных платежей по контрактам от 18.04.2012 N 1266 ТР, от 24.05.2017 N SIBT.19130 составила 20 403 783 руб. 38 коп.
В связи с принятием вышеназванных решений в адрес ООО "СИБУР-Тобольск" направлены уведомления от 11.03.2020 N 10503000/У2020/0000034, N 10503000/У2020/0000036, N 10503000/У2020/0000038, N 10503000/У2020/0000040, N 10503000/У2020/0000042, N 10503000/У2020/0000044, N 10503000/У2020/0000046, N 10503000/У2020/0000048, N 10503000/У2020/0000050, N 10503000/У2020/0000052, N 10503000/У2020/0000054, N 10503000/У2020/0000056, N 10503000/У2020/0000058, N 10503000/У2020/0000060, N 10503000/У2020/0000062, N 10503000/У2020/0000064, N 10503000/У2020/0000066 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов пеней, от 18.03.2020 от 18.03.2020 N 10503000/У2020/0000072, N 10503000/У2020/0000074, N 10503000/У2020/0000076, N 10503000/У2020/0000078, N 10503000/У2020/0000080, N 10503000/У2020/0000082 и N 10503000/У2020/0000084.
06.04.2020 Тюменской таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10503050/190417/0005571, 10503050/090617/0008434, 10503050/190617/0008974, 10503050/170817/0012394, 10503050/210917/0014227, 10503050/191017/0015959, 10503050/211117/0018091, 10503050/300318/0005995, 10503050/180518/0009581, 10503050/240518/0009937, 10503050/150618/0011264, 10503050/150618/0011269, 10503050/181018/0016132, 10503050/191018/0016161, 10503050/301617/0009696, 10503050/231217/0020435, 10503050/210618/0011619, 10511010/211218/0033473, 10511010/220319/0038893, 10511010/130419/0049467, 10511010/070619/0076682, 10511010/020719/0089567, 10511010/090919/0129013 и 10511010/090919/0129014.
Не согласившись с решениями Тюменской таможни от 13.02.2020 и уведомлениями от 11.03.2020 и 18.03.2020, Общество обжаловало их в вышестоящие таможенные органы.
Решениями Уральского таможенного управления от 22.06.2020 N 28-16/32 и ФТС России от 19.01.2021 N 15-67/6 в удовлетворении жалобы отказано, решения Тюменской таможни от 13.02.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, и уведомления от 11.03.2020 и 18.03.2020 о не уплаченных в установленный срок суммах признаны правомерными.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
13.10.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое декларантом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (действовало до 01.01.2018, далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, исходя из пункта 2 статьи 4 Соглашения, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары (подпункт 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения).
Указанные добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется (пункта 3 статьи 5 Соглашения).
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с ввозимыми товарами при условии выполнения требований о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении информации о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза с учетом положений статьи 5 Соглашения (дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары).
Аналогичные нормы установлены главой 5 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой с 01.01.2018 определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления - лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, включая её величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 ТК ЕАЭС положения об определении таможенной стоимости товаров основываются на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 при определении таможенной стоимости согласно положениям статьи 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, добавляются роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должен выплатить покупатель прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в той мере, в какой такие роялти и платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
На основании главы 5 ТК ЕАЭС, Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также Комментария 25.1 и Консультативных заключений Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации разработаны рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 "О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения в качестве лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности рассматриваются любые платежи (в том числе роялти, вознаграждения) за использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, к которым в соответствии с международными договорами, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов относятся произведения науки, литературы и искусства, фонограммы, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, прочие объекты интеллектуальной собственности (далее - лицензионные платежи).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что обязанность по уплате лицензионных платежей является частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем (лицензиаром), которые могут быть оформлены лицензионным договором (соглашением), сублицензионным договором (соглашением), договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором коммерческой субконцессии (субфранчайзинга) либо иным видом договора (далее - лицензионный договор).
В целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса, и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должны быть проанализированы условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей (пункт 7 указанного Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, основным критерием является отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей.
Об отсутствии у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей свидетельствует наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, указания на то, что покупатель должен уплатить лицензионные платежи в качестве условия такой продажи. Подобное указание является решающим при определении того, были ли лицензионные платежи уплачены в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.
Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, следует принимать с учетом анализа всех факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров.
В качестве таких факторов могут учитываться следующие:
- наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, или в иных документах, связанных с продажей таких товаров, положений, касающихся уплаты лицензионных платежей;
- наличие в лицензионном договоре положений, касающихся продажи оцениваемых (ввозимых) товаров;
- наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, и (или) в лицензионном договоре положения о возможности расторжения внешнеэкономического договора (контракта) в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю лицензионных платежей;
- наличие в лицензионном договоре условия, запрещающего производителю (продавцу) изготавливать и (или) продавать покупателю товары, созданные с использованием объектов интеллектуальной собственности правообладателя, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения;
- наличие в лицензионном договоре условия, позволяющего правообладателю осуществлять контроль за производством товаров или их продажей производителем (продавцом) покупателю (продажей товаров для вывоза на таможенную территорию Союза), который выходил бы за рамки контроля качества.
В разделе IV "Лицензионные платежи за право использования секретов производства (ноу-хау)" Положения указано, что в соответствии с пунктом 39 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (пункт 16).
Подпунктом "б" пункта 17 Положения предусмотрено, что при предоставлении права использования секретов производства (ноу-хау) в лицензионном договоре может быть установлено, что секрет производства (ноу-хау) используется, например, при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т.д.) на таможенной территории Союза.
Если секрет производства (ноу-хау) использован при производстве ввозимых товаров или инкорпорирован (содержится) в них, лицензионные платежи за использование секрета производства (ноу-хау) включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров, так как в таких случаях секрет производства (ноу-хау) является частью ввозимых товаров (пункт 18).
Если секрет производства (ноу-хау) связан с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг на таможенной территории Союза с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т.д.), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается на основе изучения и анализа вопроса о том, установлено ли условиями использования секрета производства (ноу-хау) требование о приобретении и использовании ввозимых товаров в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг (пункт 19).
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "ЗапСибНефтеХим" является производителем нефтехимической продукции.
Для целей производства полипропилена Обществом была приобретена Лицензионная технология (ноу-хау), принадлежащая компании "INEOS USA LLC". Право на использование Лицензионной технологии при производстве полипропилена было предоставлено Обществу в рамках Лицензионного соглашения от 04.12.2007 (далее - Лицензионное соглашение, том 1 л. д. 88-144), заключенного между ООО "Тобольск-Полимер" (с 01.12.2016 - ООО "Сибур-Тобольск", далее также Лицензиат) и компанией "INEOS USA LLC".
С 11.12.2014 права и обязанности по Лицензионному соглашению переданы компании "INEOS Sales (UK) Limited", далее также Лицензиар).
Согласно преамбуле Лицензионного соглашения Лицензиар и его аффилированные лица разработали и приобрели обширную техническую информацию и "ноу-хау", относящиеся к производству олефиновых полимеров, особенно газофазной полимеризации пропилена.
Лицензиат намерен построить и эксплуатировать в коммерческих целях промышленный объект для производства гомополимеров пропилена в Тобольске, Промзона, Российская Федерация.
Лицензиат желает получить от Лицензиара право и лицензию на использование технической информации, патентных прав и авторских прав на проектирование, инжиниринг, закупку оборудования, запуск, испытания, эксплуатацию и техническое обслуживание такого промышленного объекта, а также использовать лицензионную технологию полипропилена, и продавать полученную таким образом продукцию во всем мире.
Лицензиар готов передать такие права и лицензию Лицензиату только для вышеуказанного промышленного предприятия и намерен предоставить техническую информацию и техническую помощь Лицензиату в данных целях, а также намерен гарантировать определенные стандарты производства на данном промышленном объекте.
Также в преамбуле Лицензионного соглашения указано, что договоренности достигнуты с учетом состоявшегося факта заключения Соглашения на поставку катализатора "INEOS" для последующего использования в лицензионной технологии.
В соответствии с пунктом 1.5 Лицензионного соглашения область соглашения означает:
(а) технология полипропилена (процесс производства полипропилена в газовой фазе в присутствии катализатора, исключая, однако, процессы получения каких бы то ни было компонентов катализатора для производства мономеров или превращения полипропилена в пленку, волокно или любые иные формованные изделия или предметы (пункт 1.8 Лицензионного соглашения);
(b) любой каталитический материал в пределах применения при осуществлении технологий полипропилена, включая, без ограничений на использование, хранение и проведение всяких действий с компонентами катализатора, используемыми в технологии полипропилена, но исключая любой процесс производства таких компонентов катализатора;
(с) состав полипропилена, произведённого по технологии полипропилена Innovene, с содержанием менее двух весовых процентов (2% вес.) добавок, стабилизаторов, антиоксидантов и сходных материалов;
(d) любую аппаратуру, используемую для осуществления технологии полипропилена.
Исходя из положений пункта 1.7 Лицензионного соглашения понятие "катализатор "INE0S"" в тексте Лицензионного соглашения означает компонент катализатора полимеризации Лицензиара, поставляемый Лицензиату в рамках соглашения о поставке катализатора.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, лицензионное соглашение регламентирует не только вопросы внедрения технологии производства полипропилена, но и необходимость применения конкретного вида катализатора при использовании лицензионной технологии.
Исходя из положений пункта VII Лицензионного соглашения, после запуска лицензированного предприятия Лицензиат имеет право требовать проведения производственного испытания. При этом как до проведения производственного испытания, так и во время его проведения при использовании лицензионной технологии используется катализатор "INEOS" (том 1 оборотная сторона л. д. 99, л. д. 100). В частности, в пункте 7.7 пункта VII Лицензионного соглашения указана на расходов катализатора "INE0S".
В соответствии с пунктом 6.2 Лицензионного соглашения гарантии применимы к выбранным маркам полипропилена только при выполнении условий в отношении лицензированного предприятия и его эксплуатации по каждому производственному испытанию, проведенному для такой марки, в том числе, Общество использует мономер пропилена, соответствующий техническим характеристикам, указанным в приложении VIII, и в дальнейшем использует катализатор INEOS и другие компоненты каталитической системы и химреактивы, соответствующие техническим характеристикам инструкции по "ноу-хау" (том 1 оборотная сторона л. д. 98).
Таким образом, из положений Лицензионного соглашения следует, что Общество при условии уплаты лицензионного гонорара приобретает лицензию на секрет производства полипропилена на лицензированном предприятии. Гарантии в отношении производимой на лицензионном предприятии продукции, определенные положениями Лицензионного соглашения, распространяются исключительно на продукцию, произведенную с использованием катализатора "INEOS".
Согласно преамбуле Соглашения на поставку катализатора (том 1 л. д. 54-69) стороны заключили Лицензионное соглашение, в соответствии с которым Общество получает право и лицензию использовать техническую информацию и патентные права (в формулировке, определенной в Лицензионном соглашении) для строительства и эксплуатации объекта по производству полипропилена в городе Тобольск Тюменской области, Западная Сибирь, Россия. Общество желает приобретать катализатор "INEOS" для производства полипропилена на лицензионной установке (в соответствии с формулировкой, определенной в Лицензионном соглашении). Компания "INEOS" желает поставлять Обществу катализатор "INEOS" в сроки и в соответствии с условиями Соглашения на поставку катализатора.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения на поставку катализатора под понятием "катализатор" понимается продукт "INEOS", соответствующий требованиям технических условий, перечисленных в приложении А к Соглашению на поставку катализатора (включая, но не ограничиваясь катализатором CDi) и в случаях, когда необходим контекст - катализатор, который закупается и поставляется для нужд Общества.
Пунктом 2.1 Соглашения на поставку катализатора установлено, что компания "INEOS" продает, а Общество покупает катализатор в таком количестве, которое оно вправе заказать в рамках пункта 4 данного Соглашения в соответствии с его условиями и положениями для использования только на Лицензионной установке. Компания "INEOS" продает, а Общество покупает катализатор того качества и с теми характеристиками, которые указаны в приложении А Соглашения на поставку катализатора и измерены с использованием аналитических методов, описанных в приложении В.
В течение каждого договорного года компания "INEOS" будет осуществлять продажу и поставку, а Общество покупку и приемку катализатора в количестве, равном 100% от требования, установленного к количеству катализатора, необходимого для производства полипропилена на Лицензионной установке (пункт 4.1 Соглашения на поставку катализатора).
При этом пунктом 12 Соглашения на поставку катализатора закреплено право компании "INEOS" привлекать независимого аудитора в целях определения выполнения Обществом обязательства покупки катализатора в вышеуказанном количестве, необходимом для производства полипропилена на лицензионной установке.
Таким образом, положения заключенного Лицензионного соглашения и Соглашения на поставку катализатора предусматривают использование в производственной деятельности катализатора компании INEOS, что означает, что лицензионные платежи являются условием продажи ввозимых товаров, поскольку в силу подпункта "б" пункта 17 Положения при предоставлении права использования секретов производства (ноу-хау) в лицензионном договоре установлено, что секрет производства (ноу-хау) используется, при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т.д.) на таможенной территории Союза.
В апелляционной жалобе ООО "ЗапСибНефтеХим" оспаривает выводы о необходимости использования в производстве непосредственно катализатора компании INEOS, утверждает о том, что лицензионным соглашением предусмотрено право Общества производить полипропилен по лицензионной технологии с использованием катализатора, отличного от катализатора INEOS.
В частности, ООО "ЗапСибНефтеХим" ссылается на пункт 2.12 Лицензионного соглашения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "ЗапСибНефтеХим" по следующим мотивам.
Действительно, в пункте 2.12 Лицензионного соглашения (том 1 оборотная сторона л. д. 93) закреплено, что лицензиат имеет право производить полипропилен по технологии отличной от лицензированной технологии полипропилена, включая использование иного катализатора, помимо катализатора INEOS.
Между тем, в этом же пункте Лицензионного соглашения указано на то, что в случае использования иного катализатора, помимо катализатора INEOS, гарантии лицензиара не будут распространяться на полученную таким образом продукцию. Продукция, полученная согласно пункту 2.12 Лицензионного соглашения будет производиться по собственным техническим условиям лицензиата.
Таким образом, из указанного следует, что фактически при использовании иного катализатора, помимо катализатора INEOS, произведенная Обществом продукция не будет рассматриваться в качестве продукции, произведенной в рамках Лицензионного соглашения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в случае если бы Обществом в производстве использовались бы иные катализаторы, отличные от катализатора компании INEOS, то лицензионные платежи не учитывались бы при определении таможенной стоимости.
Однако в рамках настоящего дела подтверждено и ООО "ЗапСибНефтеХим" не оспариваются обстоятельства того, что в производстве Обществом использовались секреты производства (ноу-хау), предусмотренные Лицензионным соглашением, а именно катализаторы компании INEOS, в силу чего лицензионные платежи правомерно были учтены таможенным органом при определении таможенной стоимости.
Ссылки ООО "ЗапСибНефтеХим" на пункт 3.2 Соглашения о поставке катализатора судом апелляционной инстанции признаются ошибочными, в силу следующего.
В пункте 3.2 Соглашения о поставке катализатора (том 1 л. д. 56) установлено, что прекращение Соглашения в случае его инициализации со стороны INEOS не освобождает INEOS от его обязанностей по Лицензионному соглашению и не ограничивает применение статьи 2.12 Лицензионного соглашения.
То есть в приведенном пункте Соглашения речь идет не о возможности ООО "ЗапСибНефтеХим" закупки катализаторов у любых иных поставщиков, а фактически предусмотрены гарантии Общества в случае ситуации, в которой компания INEOS в одностороннем порядке прекратит поставку катализатора своей фирмы.
Каких-либо доказательств того, что компания INEOS в одностороннем порядке прекратила поставку катализатора своей фирмы, а ООО "ЗапСибНефтеХим" закупило и использовало в производственной деятельности катализаторы иных поставщиков, в материалы дела не представлено, в силу чего приведенные положения Соглашения использованы быть не могут.
Ссылка Общества на положения пункта 3 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года и Пояснительных примечаний к нему не может быть принята во внимание, поскольку в рамках, проведения таможенного контроля после выпуска товаров установлено, что сумма лицензионного вознаграждения непосредственно связана с ввезенным товаром, поддается количественной оценке применительно к рассматриваемому товару в результате соответствующего расчёта.
Таким образом, доводы ООО "ЗапСибНефтеХим" признаются апелляционным необоснованными и отклоняются.
В соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в том случае если лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности не приводится распределение платежей за такое использование между отдельным наименованиями товаров (паушальный платеж), то распределение суммарной величины платежей за использование объектов интеллектуальной собственности между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров, указанной в графе 12 ДТС, за исключением случаев, когда по желанию декларанта суммарная величина таких платежей включается в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения.
Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров" установлено, что в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 1 - 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Из материалов дополнения к отзыву Таможни (том 10 л. д. 109-110) следует, что сумма лицензионного платежа, подлежащего включению в структуру таможенной стоимости ввезенного Обществом товара, получена путём распределения лицензионных платежей пропорционально величине, определяемой отношением стоимости ввезенного товара, указанной в графах 12 ДТ, к общей стоимости товаров, к которым относятся такие платежи.
Согласно пятой Поправке к Соглашению о предоставлении лицензии и гарантии в отношении технологии (Лицензионное соглашение от 04.12.2007) в пункте 1.1 дополнения 1 лицензионного вознаграждения внесены следующие изменения: "Лицензиат приобретает оплаченную лицензию на производство до пятисот тысяч (500 000) метрических тонн полипропилена на Лицензионной установке за один календарный год в течение восьми тысяч (8000) часов работы после того, как Лицензиат выплатит Лицензиару фиксированный лицензионный гонорар в сумме одиннадцать миллионов долларов США (US $ 11 000 000).
В соответствии с положениями и условиями Соглашения, лицензиар предоставляет лицензиату: исключительно только для лицензиата, не эксклюзивное, не передаваемое (за исключением оговоренного в Пункте XI), безотзывное (за исключением оговоренного в пункте XII) право и лицензию в рамках Технической информации лицензиара без права предоставления сублицензий:
(i) на проектирование, инжиниринг, закупки оборудования, строительство, пуск, испытания, эксплуатацию и Техническое обслуживание Лицензированного предприятия;
(ii) на производство Полипропилена на Лицензированном предприятии по Лицензионной технологии полипропилена вплоть до достижения объема производства Полипропилена, за который было уплачено Лицензионное вознаграждение;
(ii) на использование и продажу во всем мире Полипропилена, полученного на Лицензированном предприятии (пункт 2.2. Соглашения).
Таможней установлено, что согласно Приложению 2 к акту приемки законченного строительства объекта N 177 от 05.07.2013 - Лицензированной установки производства полипропилена, стоимость объекта по утвержденной проектно - сметной документации и по Ред. 11 Приложения 1 к Ред.1 Части II - Коммерческие условия составила 484 050 844,41 евро (или 20 860 364 760 руб. 19 коп. по курсу Евро на 05.07.2013).
Стоимость заявленных товаров в валюте государства - члена Союза, указанная декларантом в графе 12 форм ДТС по контрактам от 18.04.2012 N 1266.ТР, от 24.05.2017 N SIBT.19130, составляет 2 903 904 711 руб. 76 коп.
20 860 364 760,19 (Установка) + 2 903 904 711,76 (товары) = 23 764 269 471 руб. 95 коп.
Пропорцией указанных сумм установлен лицензионный платеж, приходящийся на установку, не подлежащий включению в структуру таможенной стоимости проверяемых товаров.
В рамках камеральной таможенной проверки установлен лицензионный платеж, приходящийся на проверяемые ввозимые товары, который составил 1 344 158,80 дол. США и подлежал довключению в структуру таможенной стоимости товаров.
Удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что таможенный орган включил лицензионные платежи в таможенную стоимость тех товаров, которые были ввезены в период с 2013 по 2016 годы, то есть за пределами трехлетнего срока нахождения товаров под таможенным контролем, что является недопустимым и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда по следующим мотивам.
На основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направление плательщику уведомления является необходимым условием применения таможенным органом мер по взысканию таможенных платежей.
В силу части 8 указанной статьи меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление не направлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты.
Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
Направление уведомления является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей. Истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению уведомления плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей. Уведомление, которое направляется таможенными органами после истечения данного срока, является незаконным и не должно порождать у лиц обязанность по его исполнению (определение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N 305-ЭС20-21158 по делу N А41-99052/2019).
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ТК ЕАЭС при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии со статьей 136 кодекса.
Из пункта 9 статьи 136 ТК ЕАЭС усматривается, что в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в настоящем случае ООО "СИБУР-Тобольск" (правопредшественник Общества) ввозились товары "катализаторы, смесь в минеральном масле, загружается в реактор полимеризации установки по производству полипропилена, инициирует процесс полимеризации" в период с 2013 по 2019 годы, то расчет сумм лицензионных платежей должен был быть рассчитан пропорционально за весь период ввоза товаров, а не за последние три года как сделано таможенным органом.
Подобное распределение платежей приведет к тому, что, как правильно указал суд первой инстанции лицензионные платежи, включенные в таможенную стоимость тех товаров, которые были ввезены в период с 2013 по 2016 годы, окажутся за пределами трехлетнего срока нахождения товаров под таможенным контролем.
Судебная коллегия отклоняет доводы Таможни о том, что действующее законодательство не содержит норм, допускающих возможность неполного включения в таможенную стоимость лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности при определении таможенной стоимости товара, так как в данном случае речь идет не о неполном включении лицензионных платежей в таможенную стоимость, а о пропорциональном расчете лицензионных платежей за весь период ввоза товаров.
При этом негативные последствия позднего контроля со стороны Таможни не могут быть положены в основу негативных последствий для Общества.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 110 АПК РФ относит расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной Обществом по результатам рассмотрения дела на данное лицо, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Таможни не распределяются, поскольку данное лицо было освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Тюменской таможни и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский Нефтехимический комбинат" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2021 по делу N А70-6626/2021 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2021 по делу N А70-6626/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6626/2021
Истец: ООО "ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ" "ЗАПСИБНЕФТЕХИМ"
Ответчик: Тюменская таможня
Третье лицо: 8ААС