г. Саратов |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А12-22657/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 15 " марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 15 " марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кооператива по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей Тракторозаводского района N 9 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2021 года по делу N А12-22657/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к кооперативу по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей Тракторозаводского района N 9 (ИНН 3441502514, ОГРН 1023402465811)
о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по Договору от 10.09.2019 N 7695 за период октябрь - декабрь 2020 года в размере 16 968 руб. 15 коп., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к кооперативу по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей Тракторозаводского района N 9 (далее - Гаражно-строительный кооператив N 9, Кооператив, ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по Договору от 10.09.2019 N 7695 за период октябрь - декабрь 2020 года в размере 16 968 руб. 15 коп., а также
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад" (далее - ООО "ЭкоГрад", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2021 года исковые требования ООО "Ситиматик-Волгоград" удовлетворены.
С Гаражно-строительного кооператива N 9 в пользу ООО "Ситиматик-Волгоград" взысканы задолженность в размере 16 968 руб. 15 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что истец с момента заключения спорного Договора не производил вывоз ТКО, в связи с чем исковые требования полагает необоснованными.
Также податель жалобы ссылается на заключенный между ним и ООО "ЭкоГрад" Договор от 01.01.2017 N 57-0,75/17 ЭГТ и письмо ООО "Ситиматик-Волгоград" от 20.07.2020 N 7846, в котором последний сообщил, что будет вывозить ТКО ответчика не с места накопления отходов (согласованного условиями спорного Договора и расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Костюченко, д. 19А), а с контейнерной площадки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Костюченко, д. 11.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
ООО "Управление отходами-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ наименование ООО "Управление отходами-Волгоград" изменено на ООО "Ситиматик-Волгоград".
Из содержания абзаца 2 пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) (далее - Правила N 1156) следует, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст Типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 установлен единый тариф на услугу регионального оператора с ТКО - ООО "Управление отходами-Волгоград" с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 557,86 руб. / куб. м с учетом НДС для категории "население" и 464,86 руб. / куб. м с учетом НДС для категории "прочие потребители".
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2019 N 44/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора с ТКО - ООО "Управление отходами-Волгоград" с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - 514,14 руб. / куб. м.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.12.2020 N 48/2 установлен единый тариф на услугу регионального оператора с ТКО - ООО "Управление отходами-Волгоград" на период с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - 489,74 руб.
Приказами комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21, от 17.06.2020 N 18/1 установлены нормативы накопления ТКО для различных категорий объектов.
Как следует из материалов дела, между истцом (региональным оператором) и ответчиком был заключен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.09.2019 N 7695.
За период с октября по декабрь 2020 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО на общую сумму 16 968 руб. 15 коп.
Согласно расчету истца задолженность ответчика составила 16 968 руб. 15 коп.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 15.02.2021 N 4242 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с иском.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п. - либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО - отходы, образующиеся и жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения с ТКО).
Из указанных выше положений следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы, либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Как следует из материалов дела, между истцом (региональным оператором) и ответчиком был заключен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.09.2019 N 7695.
За период с октября по декабрь 2020 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО на общую сумму 16 968 руб. 15 коп.
Объем потребленных ответчиком услуг в спорный период зафиксирован в счетах-фактурах с учетом установленного норматива.
При этом письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу, должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Вместе с тем довод ответчика о том, что в Договоре от 10.09.2019 N 7695 Сторонами согласовано место накопления ТКО: г. Волгоград, р.п. Водстрой, ул. им. Костюченко, д. 19А - и при этом истцом вывоз ТКО с указанного адреса не производился, суд первой инстанции правомерно отклонил.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил N 1156 под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой, в свою очередь, является место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Положениями статей 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что к вопросам местного значения (к компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств включения площадки, указанной им в качестве места накопления ТКО, в Территориальную схему по обращению с ТКО в спорный период.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от места деятельности ответчика контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Кроме того, условиями раздела V Договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.09.2019 N 7695 Сторонами согласован порядок фиксации нарушений по Договору.
Вместе с тем за спорный период какие-либо замечания по качеству оказываемой услуги ответчику региональным оператором не высказывались, акты не составлялись, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны регионального оператора.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, ответчик представил Договор от 01.01.2017 N 57-0,75/17 ЭГТ на оказание услуг по транспортированию и передаче для дальнейшего размещения отходов, заключенный между ООО "ЭкоГрад" и ответчиком.
Согласно условиям заключенного Договора Заказчик поручает, и Исполнитель принимает на себя оказание услуг по транспортированию и передаче для дальнейшего размещения отходов производства и потребления в твердой фазе. По настоящему Договору транспортированию подлежат отходы 4 - 5 классов опасности.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Следовательно, отходы, вывоз которых согласно представленному ответчиком Договору от 01.01.2017 N 57-0,75/17 ЭГТ являются видом отходов, отличных от ТКО.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и ответчик как собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
При таких обстоятельствах, поскольку обязательство в рамках фактически оказанных и принятых услуг по обращению с ТКО и их оплате ответчиком не исполнено, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании основного задолженности обоснованно и подлежит удовлетворению.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2021 года по делу N А12-22657/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Гаражно-строительного кооператива N 9 в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22657/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: КООПЕРАТИВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАЖЕЙ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА N 9
Третье лицо: ООО "ЭКОГРАД"