г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А56-2296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель Фоломеев А.А., на основании приказа N 1 от 27.11.2017,
от ответчика: представитель Фролова В.С., на основании доверенности от 09.12.2021,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32427/2021) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу N А56-2296/2021, принятое по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (адрес: Россия, 197349, Санкт-Петербург, улица Репищева, дом 14, литер Щ, офис 25-1, ОГРН: 1177847381150, Дата присвоения ОГРН: 24.11.2017, ИНН: 7814713469)
ответчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" (адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная Реки Мойки, дом 61, литер А, ОГРН: 1027809197635, Дата присвоения ОГРН: 23.10.2002, ИНН: 7808004760)
3-е лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, Гороховая улица, 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847130886, Дата присвоения ОГРН: 05.05.2009, ИНН: 7838426520)
об изменении договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" (далее - ответчик, Университет) об уменьшении арендной платы по договору аренды от 01.09.2019 N 10500АБ19030 за период с 28.03.2020 по 26.07.2020 включительно на 50% в связи с невозможностью использования арендованного имущества и запретом на осуществление деятельности общественного питания (ОКВЭД - 56.29) и предоставлении рассрочки по платежам со сроком полной выплаты не позднее 01.01.2023, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами; уменьшении арендной платы по договору аренды от 01.09.2019 N 10500АБ19030 за период с 27.07.2020 по 31.08.2020 и с 16.11.2020 по 06.02.2021 включительно на 50% ввиду отсутствия конечного потребителя услуг оговоренного данным договором и невозможностью использования арендованного имущества для других нужд и предоставлении рассрочки по платежам со сроком полной выплаты не позднее 01.01.2023, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами; уменьшении постоянной части коммунальных платежей по договору от 01.09.2019 N 10500КБ19030 на возмещение коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (пункт 3.2 договора) за период с 28.03.2020 по 26.07.2020, с 27.07.2020 по 31.08.2020 и с 16.11.2020 по 06.02.2021 включительно на 50% ввиду отсутствия очного режима обучения в эти периоды, вследствие отсутствия необходимости обслуживания в полном объеме здания и территории университета и предоставлении рассрочки по платежам со сроком полной выплаты не позднее 01.01.2023, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (деле - Управление Росимущества).
Решением от 10.08.2021 уменьшена арендная плата по договору аренды от 01.09.2019 N 10500АБ19030 за период с 28.03.2020 по 26.07.2020 включительно на 50% в связи с невозможностью использования арендованного имущества и запретом на осуществление деятельности общественного питания (ОКВЭД - 56.29); уменьшена арендная плата по договору аренды от 01.09.2019 N 10500АБ19030 за период с 27.07.2020 по 31.08.2020 включительно на 50% ввиду отсутствия конечного потребителя услуг оговоренного данным договором и невозможностью использования арендованного имущества для других нужд; в удовлетворении остальной части иска отказано; с Университета в пользу Общества взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Университет подал апелляционную жалобу, просит решение отменить в той части, в которой иск удовлетворен, в иске отказать, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права; полагает необоснованным вывод суда о наличии оснований для уменьшения арендной платы.
Определением от 17.01.2022 ввиду нахождения судьи Полубехиной Н.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Нестерова С.А.
Определением от 09.03.2022 ввиду нахождения судьи Нестерова С.А. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Нестерова С.А. на судью Полубехину Н.С.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, а истец просил в ее удовлетворении отказать.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Участвующие в деле лица не заявили возражений против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Университетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) 01.09.2019 заключен договор N 10500АБ19030 аренды нежилого помещения, расположенного в здании с кадастровым номером 78:12:0006306:2003 по адресу: Санкт-Петербург, Большевиков пр., д. 22, к. 1, лит. А, с целью использования для организации общественного питания обучающихся и работников Университета.
Указанное в договоре нежилое здание принадлежит Университету на праве оперативного управления.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора срок действия договора исчисляется с момента его подписания и действует до истечения срока аренды. Срок аренды исчисляется с даты подписания сторонами акта приема-передачи и заканчивается 31.08.2024.
В силу пункта 5.1 договора ставка арендной платы за право временного владения и пользования объектом устанавливается в рублях и на момент заключения договора составляет 439 руб. 48 коп. за 1 кв.м в месяц, кроме того, НДС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Также между арендодателем и арендатором заключен договор N 10500КБ19030 на возмещение коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов от 01.09.2019.
Пунктом 1.1.1 договора предусмотрено, что в соответствии с договором и условиями заключенного сторонами договора аренды федерального недвижимого имущества от 01.09.2019 N 10500АБ19030 арендатор возмещает арендодателю эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы на содержание здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Большевиков пр., д. 22, к. 1. лит. А, в котором находится арендуемое помещение, пропорционально занимаемой площади, а также расходы на оплату потребленных арендатором коммунальных услуг электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водooтведение и вывоз мусора.
Размер возмещения расходов, указанных в пункте 1.1 договора N 10500КБ19030, рассчитывается как сумма постоянной части платы (пункт 3.2 договора) и переменной части платы (пункт 3.3 договора).
Согласно пункту 3.2 договора постоянная часть платы включает в себя возмещение арендатором эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов арендодателя на содержание здания, рассчитывается пропорционально площади объекта к общей площади здания на основании установленных арендодателем нормативных показателей для расчета сумм возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов арендаторами, и ежемесячно составляет 146 руб. 60 коп. за один квадратный метр арендуемой площади.
В обоснование исковых требований истец указал, что является субъектом малого и среднего предпринимательства, включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (дата внесения - 10.12.2017), основным видом деятельности является оказание услуг общественного питания (ОКВЭД - 56.29).
Как указывает истец, в соответствии с требованиями нормативных актов, а также приказов по образовательному учреждению N 154 от 17.03.2020 и N 194 от 03.04.2020 деятельность столовой 28.03.2020 была прекращена.
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика письма с просьбой рассмотреть вопрос об освобождении от арендных платежей либо о снижении арендной ставки и отмене постоянной части на возмещение коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов, что подтверждается письмами N 30 от 18.03.2020, N 37 от 06.04.2020, N 39 от 13.04.2020, N 41 от 27.05.2020, N 45 от 16.11.2020. Отказ в удовлетворении требований послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что решение подлежит изменению.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пункта 4 статьи 614 ГК РФ если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" федеральные органы исполнительной власти, а также государственные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в их ведении, по договорам аренды федерального имущества, которые заключены до 01.04.2020 и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции обязаны обеспечить предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, уведомление арендаторов в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу указанного распоряжения о возможности заключения соответствующих дополнительных соглашений. При этом условия таких дополнительных соглашений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 704 "О заключении дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества" не подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя федерального государственного учреждения, или Управлением.
В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Постановлением N 121 на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запрещена (временно приостановлено) на территории Санкт-Петербурга деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением доставки заказов на дом, на предприятия (организации) и в номера гостиниц.
Запрет на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания отменен с 27.07.2020 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2020 N 563 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121".
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в разделе II (вопрос N 5) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
При этом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы. Указанные выше положения не предусматривают возможность полного освобождения арендатора от обязательства по внесению арендной платы, не возлагают на арендодателя обязанность освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере, уменьшив ее размер на 100%, однако такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.
Основной вид деятельности Общества согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 отнесен к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Соответственно из материалов дела следует, что ответчик осуществляет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а потому Общество вправе требовать уменьшения арендной платы по договорам за весь период действия соответствующих ограничений.
При таком положении иск в части удовлетворения требования об уменьшении размера арендной платы за период с 28.03.2020 по 26.07.2020 удовлетворен правомерно.
Вместе с тем апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для уменьшения арендной платы за период с 27.07.2020 по 31.08.2020 ввиду отсутствия конечного потребителя услуг оговоренного данным договором и невозможностью использования арендованного имущества для других нужд.
В названный период ограничения, установленные вышеуказанными нормативными актами, были отменены, деятельность истца могла осуществляться в прежнем режиме.
Ссылки истца на письмо Университета от 14.08.2020 N 1452/74 (т. 1, л.д. 12) и приказ от 17.03.2020 N 154 (т. 2, л.д. 31-32), как на доказательства, подтверждающие невозможность использовать предоставленное в аренду имущество в установленных договором целях, подлежат отклонению, поскольку из указанных документов не следует отсутствие названной возможности.
Вопреки выводам суда, деятельность столовой 28.03.2020 не была прекращена на основании приказов N 154 от 17.03.2020 и N 194 от 03.04.2020.
Из содержания данных приказов не следует каких-либо ограничений в осуществлении деятельности арендатора. Данные приказы регулируют порядок организации процесса обучения, порядок проживания студентов в общежитии, а также обязательные условия соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на территории учреждения.
Истец ссылается на отсутствие конечного потребителя в период с 27.07.2020 по 31.08.2020. Между тем, как обоснованно отмечает ответчик, в период межсессионных каникул, в летний период/период отпусков, когда образовательная деятельность в Университете не ведется в полном объеме по причине отсутствия студентов, у истца всегда сокращается потенциальное количество потребителей услуг общественного питания, что в силу норм действующего законодательства и условий договора не является основанием для уменьшения размера арендной платы.
Таким образом, поскольку у истца имелась возможность использования в период с 27.07.2020 по 31.08.2020 имущества по согласованному назначению, оснований для уменьшения размера арендной платы за этот период не имелось.
При таком положении решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу N А56-2296/2021 отменить в части удовлетворения требований об уменьшении арендной платы по договору аренды от 01.09.2019 N 10500АБ19030 за период с 27.07.2020 по 31.08.2020 включительно на 50% ввиду отсутствия конечного потребителя услуг оговоренного данным договором и невозможностью использования арендованного имущества для других нужд.
В указанной части в иске отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2296/2021
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА"
Третье лицо: Межрегиональное терреториальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области