г. Вологда |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А52-5581/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от администрация города Пскова Веремеенко Н.В. по доверенности от 14.07.2021, Симоновой Н.В. по доверенности от 20.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мельница Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 30 декабря 2021 года по делу N А52-5581/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Пскова (адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мельница Псков" (адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Металлистов, дом 10, помещение 2, ОГРН 1146027017575, ИНН 6027013858; далее - ООО "Мельница Псков", общество) о возложении обязанности на ответчика в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарные торговые объекты N 1, 2, 3, 4, 5 и 6, красного цвета, ориентировочным размером 6 кв. м, каждый с вывесками "Мельница", расположенные по следующим адресам в городе Пскове: на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0050301, со стороны дома N 37 по улице Народная (объект N1); на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0140203, со стороны дома N 69 по улице Николая Васильева (объект N 2); на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0110104, напротив дома N 2 по улице Алексея Алехина (объект N 3); на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0020202, напротив дома N 9 по улице Гражданская (объект N 4); на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0020105, со стороны дома N14 по улице Льва Толстого (объект N 5); на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 60:27:0080107, напротив дома N 4 по улице Байкова (объект N 6). Привести расположенные под нестационарными торговыми объектами N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 земельные участки в первоначальное состояние, существовавшее до установки нестационарных торговых объектов (восстановить благоустройство территории).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 30.12.2021 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать администрации в удовлетворении заявленных ею требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Мельница Псков" является собственником установленных нестационарных торговых объектов (далее - НТО) красного цвета, ориентировочным размером 6,0 кв. м, каждый с вывесками "Мельница", расположенных по адресам в городе Пскове: на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0050301 со стороны дома N 37 по ул. Народная (далее - объект N 1); на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0140203 со стороны дома N 69 по ул. Н. Васильева (далее - объект N 2); на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0110104 напротив дома N 2 по ул. А. Алехина (далее - объект N 3); на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0020202 напротив дома N 9 по ул. Гражданская (далее - объект N 4); на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0020105 со стороны дома N 14 по ул. Л. Толстого (далее - объект N 5); на земельном участке в границах кадастрового квартала с КН 60:27:0080107 напротив дома N 4 по ул. Байкова (далее - объект N 6).
В 2021 году объекты размещены на основании договоров на размещение нестационарного торгового объекта сезонного характера на территории города Пскова, заключенных между истцом и ответчиком на основании заседания конкурсной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов сезонного характера на территории города Пскова: договор от 01.06.2021 N 51с на объект N 1; договор от 01.06.2021 N 52с на объект N 2; договор от 01.06.2021 N 53с на объект N 3; договор от 01.06.2021 N 50 с на объект N 4; договор от 01.06.2021 N 55с на объект N 5; договор от 01.06.2021 N 54с на объект N 6, со сроком действия с 28.04.2021 по 28.07.2021 и наименованием объекта - нестационарный торговый объект (автоприцеп).
Одним из важнейших условий договоров на размещение НТО сезонного характера является наименование объекта НТО.
Письмом администрации от 17.05.2021 N 2308 ответчик проинформирован о решении конкурсной комиссии признать конкурс несостоявшимся, организатору заключить договоры с участником конкурса при условии согласования внешнего вида объекта с Управлением по градостроительной деятельности администрации города Пскова, участнику конкурса привести в соответствие специализацию объектов и заменить киоски на автоприцепы.
В процессе срока действия договоров указанное решение конкурсной комиссии проигнорировано ответчиком и указанные в названном письме нарушения не устранены.
Иных договоров на размещение спорных НТО сторонами не заключалось.
Согласно актам о самовольном занятии земельных участков N 11/2021, 9/2021, 7/2021, 10/2021, 12/2021, 8/2021, составленных 21.09.2021, комиссией администрации установлены факты расположения некапитальных сооружений, принадлежащих ответчику.
Письмом контрольного управления администрации от 07.09.2021 N 540-КУ ответчик уведомлен о последствиях неисполнения законного требования администрации.
Ввиду неисполнения вышеуказанного требования администрацией вынесены 28.09.2021 постановления N 1447, 1446, 1448, 1449, 1450, 1451 о демонтаже самовольно установленных спорных НТО в течение пятнадцати дней со дня получения указанных постановлений. Указанные постановления получены ответчиком 06.10.2021.
Комиссией администрации 22.10.2021 составлены акты повторного обследования земельных участков N 11/2/2021, 9/2/2021, 7/2/2021, 10/2/2021, 12/2/2021, 8/2/2021, в которых зафиксирован факт нахождения спорных НТО на земельных участках, НТО в добровольном порядке ответчиком не демонтированы.
Поскольку ответчик демонтаж НТО не выполнил, земельные участки добровольно не освободил, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные администрацией требования, правомерно руководствуясь следующим.
В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Из положений Закона N 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. В силу подпункта 10 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Следовательно, как верно указано судом, органы местного самоуправления вправе обращаться с исками о демонтаже самовольно возведенных объектов и освобождении самовольно занимаемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Правоотношения, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временных некапитальных (нестационарных) торговых объектов, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381).
В статье 10 указанного Закона предусмотрены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Таким образом, для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
Постановлениями администрации от 21.06.2012 N 1655 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова" и от 21.04.2010 N 810 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов сезонного характера на территории города Пскова" (далее - Схемы) определены места размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг.
Постановлением администрации от 23.04.2013 N 950 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, согласно которому в случае размещения нестационарного торгового объекта вне Схемы, а также без договора на размещение, такой объект считается самовольно установленным и подлежит демонтажу.
Решением Псковской городской Думы от 28.12.2011 N 2049 утвержден Порядок освобождения земельных участков на территории города Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей (далее - Порядок).
В соответствии с разделом 2 Порядка выявление самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей (далее - движимые вещи) осуществляет комиссия по освобождению земельных участков на территории г. Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей.
Выявление движимых вещей оформляется актом о самовольном занятии земельного участка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что общество не подтвердило наличие правовых оснований для размещения спорных НТО на землях, находящихся в государственной собственности, постановления от 28.09.2021 N 1447, 1446, 1448, 1449, 1450, 1451 приняты администрацией в пределах ее полномочий, определенных правовыми актами города Пскова.
Как установил суд, действующие договоры, подтверждающие право на размещение НТО на спорных земельных участках, отсутствуют.
Условиями ранее заключенных договоров на размещение НТО предусмотрено, что по окончании срока действия договоров владельцы НТО в течение десяти календарных дней обязаны демонтировать НТО и восстановить благоустройство мест размещения и прилегающей территории (пункты 2.1.4 договоров).
Учитывая, что спорные договоры, заключенные по итогам конкурса, прекратили свое действие, спорные НТО находятся на земельных участках без законных оснований. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
Между тем, будучи осведомленным об отсутствии правовых оснований для расположения данных объектов на указанных земельных участках, ответчик на протяжении длительного времени не исполняет свою обязанность по демонтажу НТО.
Комиссией 22.10.2021 составлены акты повторного обследования земельных участков, согласно которым постановления администрации города Пскова от 28.09.2021 N 1447, 1446, 1448, 1449, 1450, 1451 ответчиком не исполнены и торговые киоски в добровольном порядке не демонтированы.
С учетом положений статей 60, 62, 76 ЗК РФ, подпунктов 1, 3, 5 - 6 пункта 3 Порядка освобождения земельных участков на территории города Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей, утвержденного Решением Псковской городской Думы от 18.07.2014 N 1125, отсутствие предусмотренных законом правовых оснований для использования земельных участков в целях размещения спорных объектов является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований администрации об освобождении спорных земельных участков от НТО.
Администрацией в исковом заявлении определен срок, в течение которого надлежит произвести демонтаж НТО и привести земельные участки в первоначальное состояние, 20 дней со дня вступления оспариваемого решения суда в законную силу. Суд правомерно посчитал данный срок разумным для исполнения ответчиком соответствующей обязанности.
Аргументы общества со ссылкой на оплату по договорам на размещение НТО от 01.06.2021 после окончания срока их действия отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующие доказательства не представлены заявителем при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Кроме того, данное обстоятельство не может являться основанием для вывода о продлении срока действия договоров, заключенных по результатам конкурса, на неопределенный срок. Также суд отмечает, что фактически конкурс признан несостоявшимся (письмо от 17.05.2021 N 2308).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 30 декабря 2021 года по делу N А52-5581/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мельница Псков" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5581/2021
Истец: Администрация города Пскова
Ответчик: ООО "Мельница Псков"