г. Саратов |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А12-17688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "16 " марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Пузиной Е.В., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Алашникова Владимира Юрьевича, индивидуального предпринимателя Башковой Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2021 года по делу N А12-17688/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Алашникова Владимира Юрьевича (ИНН 344800306408, ОГРН 304346123300061) и индивидуального предпринимателя Башковой Натальи Владимировны (ИНН 344801768010, ОГРН 304346123300050)
к Администрации Красноармейского района Волгограда (г. Волгоград, ул. Остравская, д. 4А; ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290)
о признании незаконным и отмене распоряжения от 13.05.2021 N 76-р о демонтаже (переносе) самовольно установленного объекта распложенного на территории Красноармейского района Волгограда о принудительном демонтаже объекта - одноэтажного здания остановочного павильона с аптекой, с навесом остановкой, замощением, расположенный по адресу: г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, д. 17А,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алашников Владимир Юрьевич (далее заявитель-1) и индивидуальный предприниматель Башкова Наталья Владимировна (далее заявитель-2) обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Красноармейского района Волгограда о признании незаконным и отмене распоряжения от 13.05.2021 года N 76-р о демонтаже (переносе) самовольно установленного объекта распложенного на территории Красноармейского района Волгограда о принудительном демонтаже объекта - одноэтажного здания остановочного павильона с аптекой, с навесом остановкой, замощением, расположенный по адресу: г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, д. 17А.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2021 по делу N А12-17688/2021 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Индивидуальный предприниматель Алашников Владимир Юрьевич и индивидуальный предприниматель Башкова Наталья Владимировна не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Алашникову В.Ю., ИП Башковой Н.В. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли в праве, каждому, принадлежало здание остановочного павильона с аптекой, с навесом остановкой, замощением, площадью 35,6 кв. м с кадастровым номером 34:34:080093:2016, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17а, о чем 30.07.2001 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Данный объект расположен на земельном участке общей площадью 65 кв. м с кадастровым номером 34:34:080093:0003, который был предоставлен ИП Алашникову В.Ю., ИП Башковой Н.В. в аренду сроком до 04.11.2009 для эксплуатации одноэтажного здания остановочного павильона с аптекой из сэндвич-панелей с остекленным навесом-остановкой, замощением из бетонной плитки по договору аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612.
Постановлением администрации от 01.06.2004 N 702 ИП Алашникову В.Ю., ИП Башковой Н.В. предварительно согласовано место размещения реконструкции остановочного павильона с аптечным киоском на земельном участке площадью 188 кв. м, в том числе на ранее предоставленном в аренду земельном участке площадью 65 кв. м.
Постановлением администрации от 29.01.2007 N 194 внесены изменения в пункт 1 постановления администрации от 01.06.2004 N 702 в части площади земельного участка, установив ее равной 232 кв. м.
Дополнительным соглашением от 09.09.2013 N 1 договор аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 изложен в новой редакции, согласно которой ИП Алашникову В.Ю., ИП Башковой Н.В. предоставлен в аренду сроком до 06.05.2018 земельный участок 65,2 кв. м с кадастровым номером 34:34:080093:3, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17а, для эксплуатации здания остановочного павильона с аптекой из сэндвич-панелей с остекленным навесом-остановкой, замощением из бетонной плитки.
Уведомлением от 13.02.2019 N 2954-ОМОД департамент муниципального имущества администрации Волгограда сообщило ИП Алашникову В.Ю. и ИП Башковой Н.В. об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 (л.д. 1 т.2).
Данное уведомление направлено заявителям 13.02.2019 (т. 2, л.д. 2-10) и согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" получено предпринимателем Башковой Н.В. 18.02.2019 (т. 2, л.д. 12) и предпринимателем Алашниковым В.Ю. 12.03.2019 (т.2, л.д. 11).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.10.2019 по делу N А12-27755/2018, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности индивидуального с ИП Алашникова В.Ю. и ИП Башковой Н.В. на здание остановочного павильона с аптекой, с навесом остановкой, замощением, с кадастровым номером N 34:34:080093:2016, площадью 35,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, проспект имени Героев Сталинграда, 17 "А", находящегося на земельном участке с кадастровым номер 34:34:080093:3.
21.04.2021 должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда составлен акт обследования земельного участка N 8/151-20--МЗК, согласно которому на земельном участке, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17 а, установлен торговый павильон размером 8-м х 5-м, договор аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 расторгнут с 18.02.2019 (ИП Башковой Н.В.) и с 12.03.2019 года (ИП Алашниковым В.Ю.) - т. 1, л.д. 123.
13.05.2021 на основании протокола заседания комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Красноармейского района от 13.05.2021 N 10 администрацией принято распоряжение N 76-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17А.
Заявители обратились с заявлением об оспаривании указанного распоряжения, указывая на нарушение их прав и охраняемые законом интересов.
Суд первой инстанции, установив, что договор аренды земельного участка расторгнут, правовые основания для размещения объектов отсутствуют, соблюдения порядка вынесения оспариваемого акта, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы 16 июня 2010 г. N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград", органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация Волгограда в лице ее структурных подразделений.
Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Нестационарный объект по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. Героев Сталинграда, 17А в указанной Схеме отсутствует, договор на размещение нестационарного торгового объекта с предпринимателями не заключался.
Заявители считают, что объект по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. Героев Сталинграда, 17А, является объектом недвижимости, данный объект неразрывно связан с землей, имеет проложенные коммуникации и его снос возможен только по решению суда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением ввиду следующего.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.10.2019 по делу N А12-27755/2018, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности индивидуального с ИП Алашникова В.Ю. и ИП Башковой Н.В. на здание остановочного павильона с аптекой, с навесом остановкой, замощением, с кадастровым номером N 34:34:080093:2016, площадью 35,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, проспект имени Героев Сталинграда, 17 "А", находящегося на земельном участке с кадастровым номер 34:34:080093:3.
Кассационной инстанцией указано, что по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Исходя из технических характеристик спорного объекта, что здание остановочного павильона с аптекой, с навесом-остановкой, замощением площадью 35,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, д. 17А, не обладает признаками объекта недвижимого имущества, предусмотренными статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем на него не подлежали регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости. Спорный объект состоит из сборно-разборных конструкций, а, следовательно, может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации следует, что свойства обязательности и преюдициальности вступившего в силу судебного решения различаются. Если преюдициальность обусловливает лишь признание в другом деле ранее установленных фактов (то есть выступает формальным средством доказывания или основанием для освобождения от доказывания), то общеобязательность является более широким понятием, включающим наряду с преюдициальностью также исполнимость содержащихся в резолютивной части судебного решения властных предписаний о конкретных правах и обязанностях субъектов. Игнорирование в гражданском процессе выводов, содержащихся во вступившем в законную силу решении по другому делу, может привести к фактическому преодолению окончательности и неопровержимости вступившего в законную силу судебного акта без соблюдения установленных законом особых процедурных условий его пересмотра, то есть к произволу при осуществлении судебной власти, что противоречило бы ее конституционному назначению, как оно определено правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в его постановлениях от 11.05.20056 N 5-П и от 05.02.2007 N 2-П.
Таким образом, с учетом неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, не допускается вне установленных процедур оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств.
Отнесение фактов к преюдициально установленным означает не только освобождение заинтересованных лиц от доказывания их в обычном порядке, но и запрещение эти факты оспаривать или опровергать в данном процессе с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные
Принимая во внимание изложенное, обстоятельства, которые установлены в рамках арбитражного дела N А12-27755/2018, считаются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь.
Заявители полагают, что в соответствии с положениями статьи 621 ГК РФ действие договора продлено на неопределенный срок. В связи с чем размещение объекта не может быть признано самовольным.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 ГК РФ).
Как установлено в пункте 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
14.12.2004 между ИП Башковой Н.В., ИП Алашниковым В.Ю. и администрацией Волгограда заключен договор аренды земельного участка N 5612 сроком на 5 лет. Предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером 34:34:080093:0003, с учетным номеров 8-0-16, площадью 65 кв.м. по адресу г. Волгоград, Красноармейский район, пр. Героев Сталинграда, 17А. Земельный участок предоставлен для эксплуатации одноэтажного здания остановочного павильона с аптекой из сэндвич-панелей с остекленным навесом-остановкой, замощением из бетонной плитки.
Дополнительным соглашением N 1 от 09.09.2013 к договору аренды N 5612 от 14.12.2004 продлен срок аренды до 06.05.2018.
Согласно п. 5.1.2 арендатор имеет право на продление в преимущественном порядке договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению арендатора, переданному арендодателю не позднее, чем за 30 календарных дней до истечения срока договора.
В п. 5.2.18 договора аренды земельного участка в редакции дополнительного
соглашения указано, что размещение объекта нестационарной торговли необходимо арендатору осуществить в соответствии с Положением о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735.
Пунктом 8.3 договора в случае одностороннего отказа от договора, договор считается расторгнутым со дня получения уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что срок аренды земельного участка, установленный договором, истек.
По истечении срока действий договоров арендаторы при отсутствии возражений со стороны арендодателя продолжили пользоваться земельным участком, а потому договор от 14.12.2004 года N 5612 были возобновлены сторонами на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства сторонами не опровергаются.
При продлении договора на неопределенный срок для его прекращения не требуется подписание соглашения о расторжении договора, достаточно выразить волю на это одной из сторон. При этом в данном случае не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
Уведомлением от 13.02.2019 N 2954-ОМОД департамент муниципального имущества администрации Волгограда сообщило ИП Алашникову В.Ю. и ИП Башковой Н.В. об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 (л.д. 1 т.2).
Данное уведомление направлено заявителям 13.02.2019 (т. 2, л.д. 2-10) и согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" получено предпринимателем Башковой Н.В. 18.02.2019 (т. 2, л.д. 12) и предпринимателем Алашниковым В.Ю. 12.03.2019 (т.2, л.д. 11).
В соответствии с пунктом 8.3 договор аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 считается расторгнутым с 18.02.2019 (ИП Башковой Н.В.) и с 12.03.2019 года (ИП Алашниковым В.Ю.).
Судом апелляционной инстанции принято во внимание состоявшиеся судебные акты по спору между сторонами по спорному земельному участку, размещенных в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ("Картотека арбитражных дел") и имеющим преюдициальное значении при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (арбитражные дела N А12-25379/2018 и N А12-27755/2018).
В рамках арбитражного дела N А12-25379/2018 решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2019 года, вступившие в законную силу, отказано в удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю Башковой Наталья Владимировна и индивидуальному предпринимателю Алашникову Владимир Юрьевич о признании недействительным распоряжения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 15.06.2018 N 2311 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:080093:3, учетным номером 8-016 в аренду без проведения торгов и обязании Департамента муниципального имущества администрации Волгограда предоставить земельный участок с кадастровым номером 34634:080093:3, учетным номером 8-0-16 заявителям в аренду без проведения торгов.
В целях предотвращения самовольной установки нестационарных объектов движимого имущества на территории Волгограда, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1, 25, 26, 72 ЗК РФ, ст. 12, 14 ГК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2012 г. N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", руководствуясь ст. 39 Устава города-героя Волгограда постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 г. N 764 утвержден Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в организационное управление администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Организационное управление администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
21.04.2021 должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда составлен акт обследования земельного участка N 8/151-20--МЗК, согласно которому на земельном участке, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17 а, установлен торговый павильон размером 8-м х 5-м, договор аренды земельного участка от 14.12.2004 N 5612 расторгнут с 18.02.2019 (ИП Башковой Н.В.) и с 12.03.2019 года (ИП Алашниковым В.Ю.) - т. 1, л.д. 123.
13.05.2021 на основании протокола заседания комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Красноармейского района от 13.05.2021 N 10 администрацией Красноармейского района Волгограда принято распоряжение N 76-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр. им. Героев Сталинграда, 17А.
Администрация Красноармейского района Волгограда является территориальным структурным подразделением Администрации Волгограда и действует на основании и в пределах компетенции, определенной Положением "Об Администрации Красноармейского района Волгограда", утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N 40/1252.
В соответствии с пунктами 2.1.4.8., 2.1.4.9. Положения администрация района выявляет самовольно установленные на территории района нестационарные объекты, создает комиссии при администрации по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов, а также принимает меры по демонтажу (переносу) самовольно установленных на территории района нестационарных объектов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка в день издания распоряжения администрация:
- размещает распоряжение на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" в подразделе соответствующего территориального подразделения;
- направляет копию распоряжения в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования его в официальном средстве массовой информации Волгограда;
- размещает информацию о принятом распоряжении на объекте с фото- или видеофиксацией.
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда не позднее трех дней со дня получения копии распоряжения из администрации обеспечивает его опубликование в ближайшем выпуске официального средства массовой информации Волгограда.
06.05.2021 в официальном издании "Городские вести" опубликована информация о заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Красноармейского Волгограда 13.05.2021 в 10 час. 00 мин. На повестку заседания комиссии был вынесен вопрос, в том числе о законности размещения нестационарного объекта по пр. Героев Сталинграда, 17а (т.1 л.д.125).
Указанная информация также была размещена на официальном сайте администрации Волгограда в разделе администрации Красноармейского района (т.1 л.д.126-127).
Информационное сообщение о предстоящем демонтаже нестанционарного объекта размещено на данном объекте с фотофиксацией (т. 1, л.д. 133-134), а также опубликовано в печатном издании - газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 15.05.2021 (т. 1, л.д. 135).
Администрацией Красноармейского района Волгограда соблюдены требования Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 при осуществлении процедуры демонтажа нестационарного объекта по адресу: Волгоград, пр. Героев Сталинграда, 17а.
В рамках предоставленных полномочий и решения вопросов местного значения администрация правомерно приняла оспариваемое распоряжение с установлением срока для добровольного освобождения земельного участка.
Поскольку решение органа местного самоуправления принято в соответствии с административной процедурой предусмотренной установленным Порядком, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 и 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в результате незаконного размещения движимых объектов, указанных в Положении, без оформления в установленном порядке уполномоченным органом документов, нарушает права муниципального образования на соответствующие земельные участки.
При этом, муниципальный нормативный акт (Порядок, утвержденный постановлением администрации от 12.04.2013 N 764) регулирует не гражданские правоотношения, а регламентирует действия уполномоченных органов по реализации публичных полномочий по управлению участками, находящихся в распоряжении муниципального образования и участками государственная собственность на которые не разграничена.
Данный подход был отмечен в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2017 N 11-АПГ 17-9.
При рассмотрении довода заявителей о нарушении прав и законных интересов суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Размещение нестационарных торговых объектов в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда противоречит законодательству и не порождает возникновение прав собственников нестационарных торговых объектов на земельный участок, а соответственно, не может нарушать прав указанных выше лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10.08.2017 по делу N33а-13579/2017 "Об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Волгограда от 01.06.2017, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 16 Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утв. постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 (ред. от 29.03.2017)" в оспариваемом Порядке демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда речь идет не о сносе объекта, а его демонтаже, что влечет различные правовые последствия, так как в результате демонтажа объект движимого имущества не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права, в отличие от последствий, вызванных сносом объекта недвижимого имущества, возведенного с нарушением установленного порядка. Наличие права собственности у лица на самовольно установленный движимый нестационарный объект, при отсутствии прав пользования и владения этим земельным участком, не может быть реализовано в нарушение прав собственника земельного участка. Демонтаж самовольно установленных нестационарных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности, поскольку демонтаж в отношении указанных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности.
Сама процедура демонтажа является открытой, администрацией принимаются все действия по уведомлению владельца нестационарного объекта как путем размещения уведомления на незаконном объекте, так и путем осуществления публикации в официальном печатном издании.
Необходимо отметить, что при принятии оспариваемого акта соблюден принцип соразмерности способов самозащиты нарушенного права собственности муниципального образования установленный статьей 4 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предусмотренное в нем правовое регулирование не лишает собственника движимого имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Заявителями не представлены документы, подтверждающие законность размещения нестационарного объекта по адресу: Волгоград, пр. Героев Сталинграда, 17а.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителей апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1 500 рублей для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы индивидуальным предпринимателем Алашниковым Владимиром Юрьевичем, индивидуальным предпринимателем Башковой Натальей Владимировной государственная пошлина не уплачена.
Таким образом, с индивидуального предпринимателя Алашникова Владимира Юрьевича, индивидуального предпринимателя Башковой Натальи Владимировны подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 75 руб. с каждого за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2021 года по делу N А12-17688/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Алашникова Владимира Юрьевича (ИНН 344800306408, ОГРН 304346123300061) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 75 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Башковой Натальи Владимировны (ИНН 344801768010, ОГРН 304346123300050) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 75 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17688/2021
Истец: Алашников Владимир Юрьевич, Башкова Наталья Владимировна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА