г. Хабаровск |
|
17 марта 2022 г. |
А73-14080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед": Кичуткин А.Н. по доверенности от 15.12.2020 N Д-506/2020;
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края: Коротких Т.А. по доверенности от 23.11.2021 N 19/21-С, Куличков В.Г. по доверенности от 25.10.2021 N 17/21-С
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 28.12.2021
по делу N А73-14080/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427)
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701290600, ИНН 2724002616)
о взыскании 480 127 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - истец, АО "СОГАЗ-Мед") обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - ответчик, КГБУЗ ККБ N 1, учреждение, больница) о взыскании 480 127 руб. 20 коп. штрафа по предписаниям N 2730-МС от 14.10.2019, N 1967-МС от 06.05.2019, NN 2210-МС - 2227-МС от 25.06.2019.
Определением суда от 06.09.2021 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 01.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 28.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, привел следующие доводы:
- предъявление штрафных санкций по актам ЭКМП N N 85977/1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,15,16,17,18,19,20 от 19.11.2018 является неправомерным;
- по актам МЭЭ N N 88941-88944,88946-88948, 88950-88960 финансовые санкции должны быть применены по коду дефекта 4.1 (непредставление медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи), который не предусматривает начисления штрафа за нарушение;
- примененные штрафные санкции по коду дефекта 4.6.2 являются неправомерными, поскольку Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2015 N 536н внесены изменения в Правила ОМС, касающиеся расчета размера неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, применяемых к медицинским организациям по результатам контроля размер финансовых санкций по пункту 4.6.2 Правилами ОМС не определен (письмо Федерального фонда ОМС от 15.10.2018 N 12291/30-1/5982);
- предъявление штрафных санкций по актам МЭЭ N N 88948, 88956, 94769 также является неправомерным. Страховая медицинская организация (далее - СМО) необоснованно предъявляет требования оказания помощи согласно Приказу N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" с обязательным оказанием неотложной помощи, в то время как в рассматриваемых случаях пациенты в ней не нуждались.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе
АО "СОГАЗ-Мед" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами ответчика не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2017 между ООО ВТБ Медицинское страхование (страховая медицинская организация, СМО) и КГБУЗ ККБ N 1 (организация) на основании статьи 37 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 004118.
26.03.2020 ООО ВТБ МС реорганизовано в форме присоединения к АО "СК "СОГАЗ-Мед", все права и обязанности по указанному договору перешли к истцу.
В соответствии с условиями договора организация обязалась оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а СМО обязалась указанную медицинскую помощь оплатить (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2.1 договора СМО вправе получать от медицинской организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения об объеме и в порядке, определенных договором, осуществлять проверку их достоверности, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2.2 договора установлено право страховой медицинской организации при выявлении нарушений обязательств не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинского учреждения на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов.
Согласно пункту 4.1 договора, СМО обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов.
Страховая медицинская организация обязана проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (пункт 4.3).
Пунктом 5.4 договоров предусмотрена обязанность организации представлять СМО сведения, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 6 договоров).
Пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N326-ФЗ) установлено, что за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона.
Перечень дефектов при оказании медицинской помощи утвержден приложением N 8 к Приказу ФФОМС N 230.
Размеры штрафных санкций на 2018 год были установлены Приложением N 31 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Хабаровского края на 2018 год от 22.12.2017.
Истцом проведена экспертиза качества медицинской помощи и медико-экономическая экспертиза оказанной ответчиком медицинской помощи, по результатам которых, страховой компанией оформлены акты: N 85977 от 19.11.2018, от 05.12.2018 N 88941 - N 88948, N 88950- N 88960, от 15.04.2019 N94769.
В соответствии с актами экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы выявлены дефекты: включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту по 16 случаям (нет записи оказания НП) (код дефекта 4.6.2); несоответствия данных первичной документации данным реестра счетов по 12 случаям (код дефекта 4.6).
За нарушения, предусмотренные пунктами 4.6, 4.6.2 приложения N 8 к Приказу ФФОМС N 230, тарифным соглашением на 2018 год установлен штраф в размере 100% (Кшт 1) от размера подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Размер подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2018 год составил 17 147,40 руб.
Общий размер штрафа составил 480 127,20 руб.
Акты МЭЭ подписаны медицинской организацией с разногласиями, по результатам рассмотрения которых акты экспертизы оставлены в силе.
В отношении Акта ЭКМП N 85977 от 19.11.2018 Хабаровским краевым фондом ОМС проведена повторная ЭКМП и Решением от 12.07.2019 N 89 финансовые санкции по акту подтверждены в 18 случаях.
В адрес ответчика направлены предписания N 1967-МС от 06.05.2019, от 25.06.2019 NN2210-МС - 2227-МС, от 14.10.2019 N 2730-МС об оплате штрафов в сумме 480 127,20 руб. за дефекты (нарушения), допущенные при оказании медицинской помощи.
Претензией от 29.06.2021 N 6547 (вх. N 1927 от 05.07.2021) оставленной ответчиком без удовлетворения, истец потребовал уплаты штрафов в указанном размере.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Статьей 37 Закона N 326 предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ закреплено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на обязательное медицинское страхование, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи (часть 3 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является в том числе возможность уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Применение санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предусмотрено статьями 40 и 41 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств медицинскими организациями регулируется в рамках договорных правоотношений.
В пункте 2.2 договора предусмотрено, что при выявлении нарушений обязательств, установленных договором, страховая компания вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Учреждения на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую компанию и (или) уплаты Медицинской организацией штрафов.
По состоянию на 2018 год. действовал Порядок контроля, установленный Приказом ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок N 230).
Статьей 42 Закона N 326-ФЗ, а также пунктом 73 Порядка N 230 определен порядок действий медицинской организации в случае ее несогласия с актами экспертиз, который предусматривает возможность обжалования заключений страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, путем направления претензии в территориальный фонд ОМС в течение пятнадцати рабочих дней.
Из содержания пункта 11 Порядка N 230 следует, что медико-экономической экспертизой в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ является установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Основанием для привлечения учреждения к ответственности в виде штрафа явились следующие выявленные нарушения:
- несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов (код дефекта 4.6);
- включение в счет на оплату медицинской помощи / медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту (код дефекта 4.6.2).
Экспертом АО "СОГАЗ-Мед" установлено, что на оплату поданы определенные услуги, запись о которых отсутствует в амбулаторных картах пациентов, следовательно, оказание этих услуг не подтверждено медицинской документацией.
Акты экспертизы качества медицинской помощи N 85977 от 19.11.2018, от 05.12.2021 N 88941-88948, N 88950-88960, от 15.04.2019 N 94769 подписаны ответчиком с возражениями.
Акт N 85977 от 19.11.2018 ответчиком обжалован в установленном порядке, по которому ХКФОМС проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи, вынесено решение от 12.07.2019, подтвердившее финансовые санкции в 18 случаях из 19 (решение в судебном порядке не обжаловано).
С претензией в территориальный фонд ОМС и обжалованием других актов ответчик не обращался.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, спорные акты экспертизы качества медицинской помощи, не оспоренные ответчиком, являются основанием для применения штрафа к Медицинской организации по выявленным дефектам оформления первичной медицинской документации, установленным разделом 4 приложения N 8 к Порядку N 230.
Суд первой инстанции проверил представленный истцом расчет штрафа и счел его арифметически и методологически верным. Расчет штрафных санкций осуществлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30, части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ и установленными ставками Тарифного соглашения, ответчиком по существу расчет штрафов не оспорен.
Ответчик указал на оснований для взыскания штрафа по дефектам с кодами 4.6 и 4.6.2.
Указанные доводы ответчика судом первой инстанции были правомерно отклонены.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, утверждение ответчика о том, что нарушения, квалифицируемые по кодам 4.6, 4.6.2 не подлежат квалификации в качестве основания для начисления штрафа, а могут повлечь лишь удержание из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи (по части 1 статьи 41 Закона об ОМС), основано на неправильном толковании ответчиком условий договора, содержания Тарифных соглашений, пункта 69, приложения N 8 Порядка N 230, пункта 88, приложения N 8 Порядка N 36, части 8 статьи 39, части 2 статьи 41 Закона об ОМС.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для применения штрафных санкций, суд апелляционной инстанции также полагает необходимым указать следующее.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ, оплата оказанной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется через систему заключаемых между участниками обязательного медицинского страхования договоров.
Согласно части 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 указанного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием неисполнения которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Порядок проведения контроля установлен Приказом ФОМС от 08.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 85 Порядка результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: а) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию; б) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи).
Таким образом, законодательством в сфере обязательного медицинского страхования предусмотрены два вида санкций к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предусматривающих различный механизм их реализации.
Неоплата или уменьшения оплаты медицинской помощи и уплата медицинской организацией штрафов в зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и/или нарушений при оказании медицинской помощи могут применяться раздельно или одновременно (пункт 86 Порядка). Штрафы за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация уплачивает в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, являющимся приложением к порядку (пункты 86 - 88 Порядка).
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены понятия медицинской деятельности, медицинской помощи и медицинской услуги.
Так, медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из вышеизложенных положений следует, что применение к медицинскому учреждению финансовой санкции в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи (услуги) ненадлежащего качества. В случае, если характер выявленного нарушения касается исключительно ненадлежащего ведения медицинским учреждением общехозяйственной деятельности, обеспечивающей функционирование этого учреждения в целом (создание надлежащих условий оказания медицинской помощи), безотносительно конкретной медицинской услуги, то оснований для начисления штрафа не имеется. Такие нарушения могут послужить основанием для применения к учреждению санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи.
Схожая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2020 N 303-ЭС20-4416. Вместе с тем при разрешении конкретного спора о применении к медицинскому учреждению гражданско-правовой ответственности в виде штрафа за нарушение, допущенное в процессе хозяйственной деятельности, судам следует устанавливать связано ли данное нарушение с оказанием медицинской помощи и повлекло ли оно за собой несвоевременное или некачественное оказание медицинских услуг. В случае установления таких обстоятельств указанный штраф подлежит взысканию.
Также в силу принципа свободы договора (статья 421 ГК РФ) наличие между сторонами согласованного в договоре (тарифном соглашении) условия о праве страховой медицинской организации требовать уплаты медицинской организацией штрафов, в том числе за нарушения, допущенные в процессе хозяйственной деятельности (например, за ненадлежащее ведение учетно-отчетной документации, раздел 4 "Дефекты оформления медицинской документации в медицинской организации", коды 4.1 - 4.6.2 Приложения N 8 к Порядку), является основанием для взыскания таких штрафов в порядке и размере, согласованными сторонами.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.2, статьей 41 Закона N 326-ФЗ установлено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пункт 4.3 договоров на оказание и оплату медицинской помощи, заключенных между Сторонами по Типовой форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2012 N 1355н, реализуя положения пункта 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС, закрепляет обязанность страховой медицинской организации проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (утв. Приказом ФОМС N 230 от 01.12.2010).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено право истца при выявлении нарушений обязательств, установленных договором, требовать уплаты Медицинской организацией штрафов в размерах, установленных в Тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ
Реализуя положения статей 39, 40, части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ, Порядок контроля, помимо положений, регулирующих непосредственно порядок организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, закрепляет в Приложении N 8 перечень нарушений, допускаемых медицинскими организациями, - "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)" (далее - Перечень оснований), влекущих в соответствии с пунктом 69 Порядка контроля уплату Медицинской организацией штрафа на основании Предписания.
Вышеуказанный Перечень включен в Соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС в Хабаровском крае на 2018 г. от 22.12.2017 в виде соответствующего Приложения N 31 "Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в отношении допущенных КГБУЗ ККБ N 1 нарушений условие о неустойке в виде штрафа согласовано сторонами в Договоре в полном соответствии с императивными положениями Закона N 326-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что результаты экспертизы качества медицинской помощи, оформленные вышеуказанными актами, являются основанием для применения к ответчику финансовых санкций.
Ссылка заявителя жалобы на письмо ФФОМС от 15.10.2018 N 12291/30-1/5982 отклоняется, поскольку данное письмо не относится к рассматриваемому спору, так как было направлено по конкретному запросу, является предметом частной переписки между организациями и не имеет силу нормативного акта.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Несогласие заявителя с выводом суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права в связи с чем основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 по делу N А73-14080/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14080/2021
Истец: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед, АО Хабаровский филиал "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Ответчик: КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1"