г. Владимир |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А43-16408/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 17.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-16408/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 Нижегородской области от 27.01.2020, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Сафонов А.Д. по доверенности от 12.01.2022 сроком действия до 31.12.2022.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) установлено наличие у общества с ограниченной ответственностью "Лиатекс" (далее - ООО "Лиатекс") признаков недействующего юридического лица, а именно:
- непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, о чем составлена справка от 16.01.2020 N 3367-О;
- отсутствие в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии открытых банковских счетов, о чем составлена справка от 16.01.2020 N 3367-С.
На основании представленных справок 27.01.2020 Инспекция приняла решение N 516 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ООО "Лиатекс") из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), о чем 29.01.2020 внесена запись за государственным регистрационным номером 2205200053650.
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" - часть 2 N 4 (771) от 29.01.2020/3978.
Соответствующая информация размещена в сети Интернет на сайте www.vestnikgosreg.ru, а также на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), заявления, свидетельствующие о несогласии с исключением от ООО "Лиатекс", заинтересованных лиц, его кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили.
Инспекция 19.05.2020 внесла запись за государственным регистрационным номером 2205200372694 об исключении ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ как лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 27.01.2020 N 516 о предстоящем исключении юридического лица ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действий Инспекции по внесению записи об исключении юридического лица ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ.
Решением от 23.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования отказал.
Конкурсный управляющий Общества Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в силу принятого решения об исключении ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ Общество лишилось права на удовлетворение своих требований в судебном порядке.
Конкурсный управляющий полагает, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности ООО "Лиатекс" нарушает права Общества, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из данного реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 данной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что само по себе положение пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление от 18.05.2015 N 10-П, определение от 26.05.2016 N 1033-О).
Положение пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, рассматриваемое в системной взаимосвязи с пунктами 3 и 4 той же статьи и пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, устанавливающими гарантии прав лиц, чьи интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права кредитора подлежащего исключению из ЕГРЮЛ юридического лица (определение от 29.09.2016 N 1971-О).
Таким образом, формальная совокупность предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ обстоятельств является достаточной как для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица, так и для его последующего исключения из ЕГРЮЛ, при условии надлежащей публикации о предстоящем исключении и отсутствии в установленный трехмесячный срок реакции кредиторов (несмотря на наличие кредиторов как таковых).
Установленный Федеральным законом N 129-ФЗ порядок исключения недействующих лиц не предполагает активности Инспекции в выявлении непогашенной задолженности, судебных споров или иных признаков экономической деятельности юридического лица с признаками недействующего; напротив, сами кредиторы или иные заинтересованные лица вправе, причем в ограниченный срок со дня публикации решения о предстоящем исключении, воспользоваться правом на предоставление в инспекцию сведений об обязательствах такого лица, что влечет прекращение процедуры исключения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что основанием для принятия регистрирующим органом решения от 27.01.2020 N 516 об исключении ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица послужило непредставление Обществом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие движения денежных средств по банковским счетам. Сведения о принятом решении опубликованы Инспекцией в установленном законом порядке в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 4(771) от 29.01.2020/3978, а также размещены в сети Интернет на сайте www.vestnikgosreg.ru и на официальном сайте ФНС России - www.nalog.gov.ru.
Поскольку в установленный Федеральным законом N 129-ФЗ срок в Инспекцию не поступили заявления заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты исключением ООО "Лиатекс", регистрирующим органом 19.05.2020 внесена запись за государственным регистрационным номером 22052000372694 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Лиатекс" как недействующего юридического лица.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом N 129-ФЗ, в связи с чем она обоснованно исключила ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ.
Само по себе наличие у ООО "Лиатекс" задолженности перед Обществом не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения юридического лица была полностью соблюдена.
Более того, материалами дела не подтверждается наличие какой-либо задолженности у ООО "Лиатекс" перед Обществом.
При наличии таковой Общество, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ, проявив надлежащую заботливость и осмотрительность, имело возможность выполнить требования части 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении ООО "Лиатекс" из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на конкурсного управляющего. Излишне уплаченная по платежному поручению от 24.12.2021 N 653979 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату конкурсному управляющему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-16408/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Возвратить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транснациональный банк" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.12.2021 N 653979.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16408/2021
Истец: ГК КБ "Транснациональный банк" в лице конкурскного упрааляющего "Агентство по страхованию вкладов", ООО КБ "Транснациональный банк"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 15 по Нижегородской области