г. Саратов |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А12-31758/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Пузиной Е.В., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Комитета финансов Волгоградской области и Комитета строительства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2021 года по делу N А12-31758/2021
по заявлению Комитета строительства Волгоградской области (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, каб. 247; ОГРН 1113460005251, ИНН 3445118595)
к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 28А; ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571),
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет финансов Волгоградской области (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7; ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624); Администрация Волгоградской области (400098, Волгоградская область, г.Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 9, ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965)
о признании недействительным представления,
при участии в судебном заседании: от Комитета финансов Волгоградской области - Пименов М.Ю., действующий на основании доверенности от 14.01.2022 N 18; от Комитета строительства Волгоградской области - Корольков А.В., действующий на основании доверенности от 21.01.2022 N 4; от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Желтобрюхова Е.С., действующая на основании доверенности от 29.12.2021 N 29-18-70/25; Шлыкова Е.В., действующая на основании доверенности от 29.12.2021 N 29-18-70/33; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет строительства Волгоградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) о признании недействительным представления УФК по Волгоградской области от 09.08.2021 N 29-24-10/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Волгоградской области и Администрация Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2021 по делу N А12-31758/2021 в удовлетворении заявленных Комитетом строительства Волгоградской области требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Комитет финансов Волгоградской области и Комитет строительства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
УФК по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании, посредством видеоконференц-связи, организованной при содействии Арбитражного суда Волгоградской области, принимали участие представители Комитета финансов Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области и УФК по Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель Комитета финансов Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2021 по делу N А12-31758/2021 отменить, апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области - удовлетворить.
Представитель Комитета строительства Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2021 по делу N А12-31758/2021 отменить, апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области - удовлетворить.
Представители Управления Федерального казначейства по Волгоградской области возражали против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просили решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2021 по делу N А12-31758/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении Комитета строительства Волгоградской области УФК по Волгоградской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилы помещений за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки УФК по Волгоградской области выявлено, что нарушение абзаца 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3.9 раздела 3 "Основание, этапы разработки, согласования государственной программы и внесения изменений в государственную программу", пункта 4.3. раздела 4 "Финансовое обеспечение реализации государственной программы" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.08.2013 N 423-п Комитетом как ответственным исполнителем подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградский области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п, по состоянию на 31.12.2020 не обеспечено приведение Государственной программы в соответствие с Законом Волгоградской области от 21.11.2019 N 97-ОД "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в части объемов бюджетных ассигнований областного бюджета в размере 3 404 200 руб., предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Волгоградской области в 2020 году.
По результатам проверки УФК вынесло представление N 29-24-10/18 от 09.08.2021, в котором указало Комитету в срок до 01.10.2021 принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Комитет строительства Волгоградской области, полагая, что указанное предписание являются незаконным, нарушающим права и законные интересы Комитета, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункту 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Согласно статье 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
В силу пункта 5.15 (1) и пункта 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление.
В соответствии с Централизованным заданием Федерального казначейства, доведенным до Управления письмом 03.03.2021 N 07-04-05/17-4355 Федеральное казначейство поручило Управлению в соответствии с пунктом 22 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год провести выездные контрольные мероприятия по теме: "Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - субъекты), органах местного самоуправления и у иных юридических лиц за 2019-2020 годы (далее - Контрольное мероприятие). Одним из вопросов Контрольного мероприятия согласно заданию является информацию о соответствии нормативных правовых актов Субъекта (органов местного самоуправления) законодательству Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного задания Управлением была утверждена Программа плановой выездной проверки в отношении Комитета строительства Волгоградской области за 2019-2020 годы. Одним из пунктов контрольного мероприятия подлежащего проверки является выполнение целевых показателей и индикаторов Госпрограммы Субъекта (в части проверяемых мероприятий). Соответствие показателей Госпрограммы Субъекта закону о бюджете Субъекта на соответствующий финансовый год. Своевременное внесение изменений в Госпрограмму Субъекта (статья 179 БК РФ - не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" утверждена Государственная программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" (далее - Госпрограмма Волгоградской области).
Одной из подпрограмм Госпрограммы Волгоградской области является подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Подпрограмма Волгоградской области), предусматривающая реализацию основного мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, которое обеспечивает ежегодное сокращение задолженности Волгоградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Ответственным исполнителем Подпрограммы Волгоградской области является Комитет строительства Волгоградской области, соисполнителем - Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.
Финансирование мероприятий Подпрограммы Волгоградской области осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем финансирования Подпрограммы Волгоградской области, указанный в Госпрограмме Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п (в ред. от 30.12.2020 N 880-п) на 2020 год предусмотрен в размере 342 925 600 руб., из них по источникам финансирования: средства федерального бюджета - 172 431 200 руб., средства областного бюджета - 170 494 400 руб.
Однако, в приложении 8 и 9 к Закону Волгоградской области от 21.12.2019 N 97-ОД "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в ред. от 26.11.2020 N 90-ОД) утверждены распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 г. и 2022 г. соответственно, согласно которым на реализацию Подпрограммы Волгоградской области в 2020 году предусмотрено бюджетных ассигнований в сумме 339 521 400 руб.
Таким образом, установленные показатели Программы Волгоградской области на 2020 год не соответствуют Закону Волгоградской области от 21.12.2019 N 97-ОД в части объемов бюджетных ассигнований областного бюджета в размере 3 404 200 руб. (342 925 600 - 339 521 400 руб.).
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 179 БК РФ государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 179 БК РФ государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В силу пункта 4.3 раздела 4 "Финансовое обеспечение реализации государственной программы" Порядка разработки и реализации государственных программ Волгоградской области, утвержденный постановлением Правительства Волгоградской области от 27.08.2013 N 423-п планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета и планирование бюджетных ассигнований. Государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу и в части текущего финансового года не позднее 31 декабря текущего года при внесении изменений в закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
Согласно механизму реализации Подпрограммы Волгоградской области (раздел 7 Госпрограммы Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п) ответственный исполнитель подпрограммы - Комитет строительства Волгоградской области: управляет реализацией подпрограммы; несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом; координирует деятельность исполнителей мероприятий подпрограммы по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию подпрограммы; в установленном порядке вносит предложения по уточнению и корректировке подпрограммы, распределению и перераспределению финансовых средств.
Пунктом 3.9 раздела 3 "Основание, этапы разработки, согласования государственной программы и внесения изменений в государственную программу" Порядка разработки и реализации государственных программ Волгоградской области от 27.08.2013 N 423-п предусмотрено, что внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы при необходимости в пределах своей компетенции.
Таким образом, в нарушение абзаца 3 пункта 2 статьи 179 БК РФ, пункта 3.9 раздела 3 "Основание, этапы разработки, согласования государственной программы и внесения изменений в государственную программу" и пункта 4.3 раздела 4 "Финансовое обеспечение реализации государственной программы" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.98.2013 N 423-п, Комитетом как ответственным исполнителем государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п по состоянию на 31.12.2021 не обеспечено приведение указанной государственной программы Волгоградской области в соответствие с Законом Волгоградской области от 21.12.2019 N 97-ОД "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в части объемов бюджетных ассигнований областного бюджета в размере 3 404 200 руб. предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы Волгоградской области.
Как верно отмечено судом первой инстанции, неприведение указанной государственной программы Волгоградской области в соответствие с Законом Волгоградской области от 21.12.2019 N 97-ОД "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", прямо нарушает положения статьи 179 БК РФ, а органы Федерального казначейства непосредственно уполномочены на осуществления контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствии со статьей 269.2 БК РФ.
Положения глав 29 и 30 БК РФ регулируют порядок вынесения уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в результате совершения бюджетных правонарушений прямо предусмотренных главой 30 БК РФ и применения к ним непосредственных бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 306.3 БК РФ финансовый орган - Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Органы казначейства применяют бюджетные меры принуждения только в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Оспариваемое представление не является уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, а направлено на предупреждение нарушения норм законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление УФК по Волгоградской области от 09.08.2021 N 29-24-10/18 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, на Комитет строительства Волгоградской области не возлагает, в связи с чем, предусмотренные статьями 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления Комитета отсутствуют.
Довод Комитета строительства Волгоградской области о том, что Государственная программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" (Госпрограмма Волгоградской области), утвержденная Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п содержит лишь планируемые показатели, в связи с чем, нарушение отсутствует, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку противоречит вышеизложенным положениям действующего законодательства.
Довод Комитета строительства Волгоградской области о том, что он не обладает обязанностью по осуществлению контроля за соответствием Государственной программы, судебной коллегией отклоняется.
Как указывалось ранее, ответственным исполнителем Подпрограммы Волгоградской области является Комитет строительства Волгоградской области, соисполнителем - Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.
Согласно механизму реализации Подпрограммы Волгоградской области (раздел 7 Госпрограммы Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п) ответственный исполнитель подпрограммы - Комитет строительства Волгоградской области:
- управляет реализацией подпрограммы;
- несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом;
- координирует деятельность исполнителей мероприятий подпрограммы по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию подпрограммы;
- в установленном порядке вносит предложения по уточнению и корректировке мероприятий подпрограммы, распределению и перераспределению финансовых средств.
Пунктом 3.9 раздела 3 "Основание, этапы разработки, согласования государственной программы и внесения изменений в государственную программу" Порядка разработки и реализации государственных программ Волгоградской области от 27.08.2013 N 423-п предусмотрено, что внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы при необходимости в пределах своей компетенции, т.е. в данном случае - Комитета строительства Волгоградской области.
Довод Комитет строительства Волгоградской области о том, что в полномочия УФК по Волгоградской области не входит осуществление проверки действующих правовых актов, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку органы Федерального казначейства непосредственно уполномочены на осуществления контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствии со статьей 269.2 БК РФ.
Довод Комитет строительства Волгоградской области о том, что в представлении не содержатся сведения о бюджетных нарушениях, предусмотренных главами 29 и 30 БК РФ, в связи с чем, представление является необоснованном, судебной коллегией отклоняется, т.к. основан на неверном толковании положений БК РФ.
Положения глав 29 и 30 БК РФ регулируют порядок вынесения уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в результате совершения бюджетных правонарушений прямо предусмотренных главой 30 БК РФ и применения к ним непосредственных бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 306.3 БК РФ финансовый орган - Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Органы казначейства применяют бюджетные меры принуждения только в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Оспариваемое представление не является уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, а направлено на предупреждение нарушения норм законодательства.
Довод Комитета строительства Волгоградской области о том, что на данный Комитет в соответствии с представлением УФК по Волгоградской области от 09.08.2021 N 29-24-10/18 возложены обязанности, которые не могут быть исполнены, апелляционной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Согласно требованиям представления УФК по Волгоградской области от 09.08.2021 N 29-24-10/18 Комитету в срок до 01.10.2021 необходимо принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения.
Как указывалось ранее, Комитет строительства Волгоградской области вышеуказанные требования исполнил и довел информацию об исполнении представления Управления от 09.08.2021 N 29-24-10/18 письмами от 01.10.2021 N36-10-41/7299 и от 06.10.2021 N36-10-41/7473, а УФК по Волгоградской области письмом от 10.10.2021 N25-11-67/24-13356 сообщено Комитету, что представление Управления от 09.08.2021 N29-24-10/18 снято с контроля, в связи с его исполнением.
Следовательно, довод Комитет строительства Волгоградской области о его неисполнимости противоречит реально существующим обстоятельствам.
Довод Комитета финансов Волгоградской области о необоснованном непривлечении судом первой инстанции к участию в настоящем деле Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, являющегося соисполнителем Подпрограммы Волгоградской области, судебной коллегией отклоняется.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы, как не являющиеся безусловным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, установленным пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, поскольку указанные обстоятельства не является доказательством нарушения прав Комитета социальной защиты населения Волгоградской области при принятии обжалуемого решения и не свидетельствуют о незаконности принятого арбитражным судом первой инстанции решения, исходя из следующего.
Пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ содержит императивные требования о том, что безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исходя из толкования названной нормы процессуального закона необходимо, чтобы суд непосредственно принял решение, постановление о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Следует учитывать, что при отмене судебного акта суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции должен отметить, какой вывод суда первой инстанции, изложенный в мотивировочной и/или резолютивной части решения, касается прав или обязанностей не привлеченных к участию в деле лиц, а также мотивировать необходимость их привлечения.
Из обжалуемого судебного акта не усматривается, что оно принято о правах и обязанностях иных лиц, исходя из предмета и оснований заявленных требований, права и обязанности не затронуты, обжалуемый судебный акт не может повлиять на них.
Как указывалось выше, согласно механизму реализации Подпрограммы Волгоградской области (раздел 7 Госпрограммы Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п) ответственный исполнитель подпрограммы - Комитет строительства Волгоградской области:
управляет реализацией подпрограммы;
несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом;
координирует деятельность исполнителей мероприятий подпрограммы по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию подпрограммы;
в установленном порядке вносит предложения по уточнению и корректировке подпрограммы, распределению и перераспределению финансовых средств.
Иные доводы апеллянтов о правомерности спорного предписания не также свидетельствуют.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2021 года по делу N А12-31758/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31758/2021
Истец: КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ