г. Киров |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А29-8410/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Волковой С.С., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Лакеевой Е.М., действующей на основании доверенности от 28.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 по делу N А29-8410/2021,
по иску Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (ИНН: 1106014140, ОГРН: 1021100895760),
бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" (ИНН: 3526008576, ОГРН: 1023502693664)
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Усинская центральная районная больница" (ИНН: 1106008322, ОГРН: 1021100898048)
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", Общество) о взыскании 92 905 рублей 79 копеек излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности за период с 28.11.2020 по 26.01.2021.
Определением от 16.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Усинская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ"), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" (далее - БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ", Больница).
Определением от 25.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 Фонду в удовлетворении иска отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что 26.01.2021 Больницей взамен листка нетрудоспособности N 910047284042 выдан дубликат листка нетрудоспособности N 910054583766, в котором произведена замена кода "причина нетрудоспособности" с "04" на "02" и периода "нетрудоспособности на "с 28.11.2020 по 26.01.2021", а также исключен дополнительный код "021".
Фонд считает, что не указание Больницей в листке нетрудоспособности N 910054583766 в строке "продолжение листка N..." листка нетрудоспособности N 910047284042, а также при принятии электронного реестра сведений от ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Фондом при помощи программного обеспечения ФГИС единая интегрированная информационная система "СОЦСТРАХ" была утеряна цепочка листков нетрудоспособности, а именно: связь листка нетрудоспособности N 910054583766, выданного Больницей 26.01.2021, с ранее выданными листками нетрудоспособности по спорному страховому случаю, по которым произведено начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности. У Фонда отсутствовала возможность применить дополнительный код "021", установленный первичным листком нетрудоспособности и указанный во всех остальных листках нетрудоспособности (кроме листка N 910054583766) по данному страховому случаю, что, в свою очередь, привело к начислению и выплате страхового обеспечения в полном объеме, а не из расчета МРОТ.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Ответчики и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случае, в том числе за счет собственных средств.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По общему правилу назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730 (часть 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (часть 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В силу пункта 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсопразвития России от 29.06.2011 N 624н, в листке нетрудоспособности в строке "Причина нетрудоспособности" в ячейках "доп. Код" дополнительный трехзначный код "021" указывается при заболевании или травме, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
Наступление заболевания или травмы вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением, является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. При этом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (пункт 3 части 1, пункт 2 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ).
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суммы пособий по временной нетрудоспособности, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи) (часть 6 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Республика Коми участвует в реализации пилотного проекта с 01.01.2020.
Указанным выше Постановлением утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294), определяющее особенности назначения и выплаты территориальными органами Фонда, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующими в реализации пилотного проекта, в том числе пособия по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда, в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Согласно пункту 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения N 294 установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме (пункт 4 Положения N 294).
В пункте 9 Положения N 294 установлено, что выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с приведенным выше правовым регулированием, региональное отделение Фонда выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании сведений, представленных в Фонд страхователем (работодателем).
За непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения N 294).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" 30.12.2020 в Фонд был представлен электронный реестр, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Акжигитову А.А. по листку нетрудоспособности N 910047912768 за период с 18.09.2020 по 27.11.2020 с указанием кода "021". Расчет пособия произведен Обществом исходя из МРОТ в сумме 35 217 рублей 39 копеек, т.е. с пониженной оплатой (л.д.51).
На основании представленного Обществом электронного реестра Фонд произвел начисление и выплату застрахованному лицу Акжигитову А.А. пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 910047912768 в сумме 35 217 рублей 39 копеек, в том числе НДФЛ 13% - 4 578 рублей; сумма к перечислению составила 30 639 рублей 39 копеек.
12.02.2021 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в Фонд представлен электронный реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Акжигитову А.А. по листку нетрудоспособности N 910054583766 (продолжение листка нетрудоспособности N 910047912768) за период с 28.11.2020 по 26.01.2021 без указания кода "021". Расчет пособия произведен Обществом исходя из МРОТ в сумме 31 293 рубля 40 копеек, т.е. с пониженной оплатой (л.д. 52)
На основании представленного Обществом электронного реестра Фонд произвел начисление и выплату застрахованному лицу Акжигитову А.А. пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 910054583766 за период с 28.11.2020 по 26.01.2021в сумме 138 082 рублей 20 копеек, в том числе НДФЛ 13% - 17 951 рубль; перечисленная сумма составила 120 131 рубль 20 копеек.
Поскольку в представленных работодателем сведениях по листку нетрудоспособности N 910054583766 отсутствовал код "021", расчет пособия по временной нетрудоспособности произведен Фондом без снижения размера пособия в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ.
18.02.2021 Общество предоставило Фонду письмо, в котором просило внести изменения в реестр оплаты по листку нетрудоспособности N 910054583766 и проставить код "021" (л.д. 20).
В связи с указанными обстоятельствами, Фонд произвел перерасчет пособия по листку нетрудоспособности N 910054583766 за период с 28.11.2020 по 26.01.2021, сумма начисленного пособия составила 31 293 рубля 41 копейку, в том числе НДФЛ 13% - 4 068 рублей.
Таким образом, в результате перерасчета возникла переплата по выплате пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 92 905 рублей 79 копеек.
Требованием от 06.05.2021 Фонд предложил ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" возместить излишне перечисленные суммы (л.д. 12-13). Указанное требование оставлено Обществом без удовлетворения.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что листок нетрудоспособности N 910054583766, являлся продолжением листка нетрудоспособности N 910047912768, в котором был указан код "021", соответственно подлежал оплате с аналогичным коэффициентом, понижающим оплату. При этом расчет пособия по листку нетрудоспособности N 910054583766, как следует из представленного Обществом электронного реестра (л.д. 52), произведен из расчета МРОТ в сумме 31 293 рублей 41 копейка, т.е. с применением кода "021". Однако Фонд не учел данное обстоятельство, а рассчитал и перечислил работнику пособие без учета понижающего коэффициента.
Довод Фонда о том, что излишняя выплата пособия произошла по вине Общества, которое не произвело проверку правильности оформления листка нетрудоспособности N 910054583766 и не указало в электронном реестре код "021", отклоняется апелляционным судом, поскольку негативные последствия выдачи медицинским учреждением неправильно оформленных листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на данные медицинские учреждения, а не на страхователя (пункт 9 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Факту наступления страхового случая - несчастного случая на производстве с Акжигитовым А.А., Фондом не оспаривается.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии вины Общества в неверном заполнении листка нетрудоспособности N 910054583766 и соответственно об отсутствии совокупности обстоятельств, при наличии которых в силу статьи 15 ГК РФ у ответчика могла возникнуть обязанность возмещения убытков.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что не указание Больницей в листке нетрудоспособности N 910054583766 в строке "продолжение листка N..." листка нетрудоспособности N 910047284042, а также при принятии электронного реестра сведений от ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Фондом при помощи программного обеспечения ФГИС единая интегрированная информационная система "СОЦСТРАХ" была утеряна цепочка листков нетрудоспособности, а именно: связь листка нетрудоспособности N 910054583766, выданного Больницей 26.01.2021, с ранее выданными листками нетрудоспособности по спорному страховому случаю, по которым произведено начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности. У Фонда отсутствовала возможность применить дополнительный код "021", установленный первичным листком нетрудоспособности и указанный во всех остальных листках нетрудоспособности (кроме листка N 910054583766) по данному страховому случаю, что, в свою очередь, привело к начислению и выплате страхового обеспечения в полном объеме, а не из расчета МРОТ. Указанные доводы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" выдан листок нетрудоспособности N 910043348128 от 06.11.2020 на период с 18.09.2020 по 06.11.2020 с указанием в графе "причина нетрудоспособности" кода "04" - несчастный случай на производстве и его последствия и дополнительного кода "021" - заболевание или травма, наступившее вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения.
В продолжение к указанному листку нетрудоспособности выдан листок нетрудоспособности N 910043348130 на период с 07.11.2020 по 27.11.2020 также с указанием в графе "причина нетрудоспособности" кода "04" и дополнительного кода "021".
03.12.2020 ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" выдан дубликат листка нетрудоспособности N 910047672452 на период с 18.09.2020 по 06.11.2020 взамен первичного листка нетрудоспособности N 910043348128, в котором произведена замена кода в графе "причина нетрудоспособности" с "04" на "02", прочие сведения оставлены без изменения.
Тогда же, 03.12.2020 ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" выдан еще один дубликат первичного листка нетрудоспособности N 910047912768, в котором код в графе "причина нетрудоспособности" - "02" и дополнительный код "021" остаются неизменными, но изменен период нахождения на листке нетрудоспособности с "18.09.2020 по 06.11.2020" на "с 18.09.2020 по 27.11.2020". По данному листку нетрудоспособности Фондом назначено и выплачено пособие по нетрудоспособности, рассчитанное, в связи с указанием дополнительного кода "021", из минимального размера оплаты труда.
В то же время, по вышеуказанному страховому случаю в продолжение листка нетрудоспособности N 910043348130, выданному ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" 06.11.2020, БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ" 30.11.2020 выдан листок нетрудоспособности N 910047284042 на период с 28.11.2020 по 24.12.2020 с указанием кода "причина нетрудоспособности" - "04" и дополнительного кода "021".
24.12.2020 в продолжение листка нетрудоспособности N 910047284042 БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ" выдан листок нетрудоспособности N 910050998612 на период с 25.12.2020 по 21.01.2021 с указанием в графе "причина нетрудоспособности" кода "04" и дополнительного кода "021", а также 21.01.2021 - листок нетрудоспособности N 910054053542 на период с 22.01.2021 по 26.01.2021 с указанием в графе "причина нетрудоспособности" кода "04" и дополнительного кода "021". Данный листок на момент рассмотрения спора в суде не закрыт и не аннулирован.
26.01.2021 БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ" взамен листка нетрудоспособности N 910047284042 выдала дубликат листка нетрудоспособности N 910054583766, в котором произвело замену кода "причина нетрудоспособности" с "04" на "02" и периода нетрудоспособности на "с 28.11.2020 по 26.01.2021", дополнительный код "021" исключен (л.д. 26).
Таким образом, дубликат листка нетрудоспособности N 910054583766 выдан БУЗ Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ" взамен листка нетрудоспособности N 910047284042 и в продолжение листка нетрудоспособности N 910043348130, выданного ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" 06.11.2020, действие которого на момент выдачи дубликата (ЛН N910054583766) было прекращено в связи с выдачей ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" дубликата первичного листка нетрудоспособности N 910047912768 от 03.12.2020.
Соответственно, листок нетрудоспособности N 910054583766 неверно заполнен Больницей.
Вместе с тем апелляционный суд учитывает следующее.
Фонд социального страхования является органом контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователями.
Согласно пункту 25 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Региональное отделение Фонда обеспечивает полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходной и расходной частей бюджета Фонда; осуществляет контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимает решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.
В силу пунктов 19, 20 Положения "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375), за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 19 Положения N 2375, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Следовательно, соответствие либо несоответствие сведений отраженных в более поздних документах по сравнению с ранее выданными взаимосвязанными документами должно выявляться органом контроля своевременно при поступлении данных от страхователя.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе не указание медицинской организацией в листке нетрудоспособности N 910054583766 дополнительного кода "021" не могло повлечь начисление пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу в завышенном размере, поскольку названный листок нетрудоспособности являлся продолжением к ранее выданным листкам нетрудоспособности, в совокупности с которыми составлял единый страховой случай, что Фондом не ставится под сомнение.
Доказательств наличия объективных причин невозможности настроить автоматизированную систему контроля (программное обеспечение ФГИС единая интегрированная информационная система "СОЦСТРАХ") таким образом, чтобы исключить вероятность утраты цепочки листков нетрудоспособности в случае выдачи в последующем различными медицинскими организациями по одному страховому случаю дубликатов ранее выданных листков нетрудоспособности, либо невозможности обеспечения дополнительного контроля посредством ручной обработки (при наличии недостатков работы информационных систем), Фондом не представлено.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 2375 после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым пункта 8 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
В случае выявления территориальным органом Фонда нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю, а в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. Форма извещения утверждается Фондом.
Территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения исправленного листка нетрудоспособности принимает решение о назначении и выплате пособия при наличии документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Доказательств направления в адрес Общества, либо Больницы извещения о необходимости внесения исправлений в листок нетрудоспособности N 910054583766, Фонд не представил.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что, несмотря на не указание Обществом в электронном реестре кода "021", расчет пособия Обществом был произведен с учетом данного кода, и сумма рассчитанного как Обществом, так и Фондом пособия с учетом данного кода совпала. Однако, данному обстоятельству Фонд при первоначальной выплате пособия не придал значения и не попытался устранить данные противоречия.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам и разъяснениям вышестоящих судов, страховщик, наделенный публичными функциями и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязан был провести анализ представленных страхователем документов.
Между тем, в данном случае из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что поступившие от страхователя документы Фондом не были исследованы, анализ содержащихся в них сведений надлежащим образом не проведен.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает, что именно отсутствие должного контроля со стороны Фонда привело к выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу в завышенном размере, соответственно в данном случае отсутствует прямая причинно-следственной связь между произведенными выплатами и действиями ответчиков.
При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал Фонду в удовлетворении иска.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 по делу N А29-8410/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8410/2021
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми
Ответчик: БУЗ Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница", ООО ЛУКОЙЛ-КОМИ
Третье лицо: ГБУЗ РУК "Усинская центральная районная больница", ГУ Филиал N5 РО ФСС РФ по РК, представитель истца Дубина Елена Анатольевна