г. Киров |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А29-4620/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя Тутушева Д.Д., генерального директора,
представителя ответчика Редько В.А., действующего на основании доверенности от 19.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекавери"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 по делу N А29-4620/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекавери" (ОГРН 1051100764660; ИНН 1106018761)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1171101008297; ИНН 1101160027),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение Республики Коми "Усинское лесничество" (ОГРН 1021100897740; ИНН 1106001398),
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рекавери" (далее - заявитель, ООО "Рекавери", Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным содержащегося в письме N 02-10-2255-Т от 01.04.2021 решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) об отказе в предоставлении в аренду Обществу лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Республики Коми "Усинское лесничество" (далее - Лесничество).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Рекавери" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, в рамках настоящего дела подлежали применению положения части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в совокупности с положениями статей 11, 12 Закона РФ "О недрах", которые, исходя из их системного толкования, являются специальными нормами по отношению к части 2 статьи 74 ЛК РФ. Также, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, для заключения нового договора аренды должны примениться положения части 6 статьи 73.1 ЛК РФ, поскольку в ситуации с расторжением договора аренды по решению суда положения части 4 статьи 74 ЛК РФ не подлежат применению.
Министерство в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между правопредшественником Министерства Комитетом лесов Республики Коми и Обществом заключен договор аренды от 12.11.2008 N С0990530/155/08-АЗ (далее - договор от 12.11.2008), согласно которому Обществу передан во временное пользование лесной участок площадью 12,88 га, расположенный по адресу: Республика Коми, Усинский район, Усинское лесничество, Усинское участковое лесничество, квартала N 202, 203, 211, 239 (далее - лесной участок) (т. 1, л. д. 135-142).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2014 по делу N А29-2108/2014 договор от 12.11.2008 расторгнут в связи с нарушением арендатором обязательств по внесению арендной платы по семи срокам, с Общества взыскана задолженность по арендной плате и неустойка (т. 1, л. д. 152-154).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.05.2019 по делу N А29-18219/2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019, на Общество возложена обязанность передать по акту приема-передачи Министерству лесной участок, с Общества взыскана задолженность по арендной плате (т. 1, л. д. 149-151).
21.11.2019 на основании исполнительного листа по делу N А29-18219/2018 возбуждено исполнительное производство N 46146/19/11006-ИП (т. 2, л. д. 3-4). Согласно справке исполнительное производство на 06.07.2021 окончено не было (т. 2, л. д. 54-56).
Письмом от 17.09.2019 N 212-РЕК Общество обратилось в Министерство с просьбой принять решение о заключении нового договора аренды в отношении спорного лесного участка.
Письмом от 17.10.2019 N 02-10-8727 Министерство отказало Обществу в предоставлении лесного участка.
Письмом N 022-РЕК от 25.02.2021 ООО "Рекавери" обратилось в Министерство с целью рассмотрения вопроса о заключении нового договора аренды спорного лесного участка (т. 1, л. д. 31-32). Из письма следует, что заявитель не прекращал пользование лесным участком, у Общества имеется задолженность по арендной плате и неустойке.
Письмом от 01.04.2021 N 02-10-2255-Т Министерство отказало Обществу в предоставлении лесного участка в связи с наличием у Общества задолженности по арендной плате и неустойке (т. 1, л. д. 23).
Не согласившись с названным решением Министерства, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу пункта 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса, в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ).
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
Из содержания статьи 73.1 ЛК РФ следует, что ее положения распространяются на случаи заключения договора аренды лесного участка впервые, то есть ранее договор аренды между теми же лицами в отношении того же лесного участка не заключался.
В рассматриваемом случае до обращения Общества в Министерство с заявлением N 022-РЕК от 25.02.2021 между данными лицами был заключен договор от 12.11.2008, который решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2014 по делу N А29-2108/2014 расторгнут. Предметом договора от 12.11.2008 являлся лесной участок, о предоставлении которого заявлено в письме N 022-РЕК от 25.02.2021. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.05.2019 по делу N А29-18219/2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019, на Общество возложена обязанность передать лесной участок по акту приема-передачи Министерству. При этом на момент обращения с заявлением N 022-РЕК от 25.02.2021 лесной участок не возвращен Министерству и использовался заявителем.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о неприменении к рассматриваемому случаю части 6 статьи 73.1 ЛК РФ.
Довод заявителя об обратном подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании закона.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 74 ЛК РФ предусматривает специальное регулирование заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок. Следовательно, вопреки мнению заявителя, положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к рассматриваемым правоотношениям не применяются.
В силу части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, исходя из толкования приведенных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что статья 74 ЛК РФ фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а часть 2 статьи 74 содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В данном случае при рассмотрении поступившего обращения ответчиком установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что со стороны Общества имели место случаи неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды лесного участка как в период его действия, так и после его расторжения.
Названное обстоятельство, как правомерно признал суд первой инстанции, в силу пункта 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ препятствует Обществу в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Оснований для иных выводов при имеющем место правовом регулировании и обстоятельствах настоящего дела апелляционный суд не имеет, позиция подателя жалобы не основана на указанных нормах права.
Как верно указал суд первой инстанции, неприменение в настоящей ситуации статьи 74 ЛК РФ означает то, что вследствие ненадлежащего исполнения договора от 12.11.2008 заявитель занял более выгодное положение по сравнению с иными лицами, претендующими на новые договоры по факту истечения предыдущих, поскольку к последним условия части 2 статьи 74 ЛК РФ будут применяться, а к заявителю - нет.
В силу изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства, принятый по заявлению Общества, не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Неуказание в оспариваемом отказе Министерства нормы, на основании которой принят отказ, не свидетельствует о его незаконности, поскольку фактические обстоятельства ответчиком были изложены в ответе заявителю и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде.
Кроме того, не свидетельствует о незаконности отказа Министерства и невозможность заявителя осуществлять на спорном лесном участке геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых без договора аренды.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 по делу N А29-4620/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 по делу N А29-4620/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекавери" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4620/2021
Истец: ООО "РЕКАВЕРИ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: ГУ Республики Коми Усинское лесничество