г. Челябинск |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А76-12038/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный Аргумент" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2021 по делу N А76-12038/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилищный Аргумент"
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (доверенность от 05.03.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный аргумент" (далее - заявитель, общество, ООО "Жилищный аргумент") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, инспекция) о признании предписания N 21-26-2 023 от 13.01.2021 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства" частично недействительным в части требования произвести перерасчет услуги по содержанию общего имущества (далее - СОИ) в отношении холодного, горячего водоснабжения за период сентябрь - ноябрь 2020 года исходя из норматива данной коммунальной услуги, а не по общедомовому прибору учета, а также с учетом общей площади многоквартирного дома (далее - МКД) и технических помещений, указанных в предписании, которая отличается от площади и которую фактически обслуживает заявитель в рамках договора управления МКД (с учетом уточнения заявления, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Жилищный аргумент", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что договором управления предусмотрены работы, которые не поименованы в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень). Отмечает, что представлены акты работ, указывающие на выполнение работ, не предусмотренных Постановлением N 290. Протоколом общего собрания собственников МКД от 06.07.2018 принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ). В законодательстве отсутствует требование о фиксации в протоколах общих собраний собственников помещений МКД специальных решений об определении платы за оказание услуги по СОИ по показаниям ОДПУ при превышении реального норматива потребления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в инспекцию обращения гражданина, 12.01.2021 вынесено распоряжение N 21-26 023 о проведении внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению МКД в отношении ООО "Жилищный аргумент" (т.1, л.д. 50-52), 13.01.2021 составлен акт проверки N 21-26-1 023 (т.1, л.д. 53-59).
В ходе проверки установлено, что собственниками помещений в N 115/1 по ул. Суворова г. Магнитогорск Челябинской области (далее - МКД) на общем собрании, оформленном протоколом от 06.07.2018, принято решение о начислении плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний ОДПУ.
Вышеуказанный МКД оснащен ОДПУ учета холодного, горячего водоснабжения, следовательно, начисление платы за коммунальные ресурсы "холодное водоснабжение", "горячее водоснабжение", потребляемые при использовании и содержании общего имущества производится исходя из показаний ОДПУ
В ходе проведения проверки ООО "Жилищный аргумент" не представлено решение собственников о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД, при этом такое решение принимается при превышении объема оказываемых услуг по СОИ над перечнем, установленным Минимальным перечнем
Инспекция пришла к выводу, что в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников МКД, требование оплаты за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в МКД, в размере, превышающем норматив потребления коммунальных услуг, является обоснованным.
По итогам проведения проверки в адрес общества жилищной инспекцией выдано предписание N 21-26-2 023 от 13.01.2021, согласно которому обществу необходимо произвести перерасчет платы за коммунальные услуги "холодное, горячее водоснабжение", собственнику жилого помещения в МКД N 115/1 по ул. Суворова за период с сентября 2020 по ноябрь 2020 гг. (включительно), исходя из показаний ОДПУ, не превышая норматив потребления данных коммунальных ресурсов. При исчислении собственникам помещений МКД платы за коммунальные ресурсы "холодное, горячее водоснабжение", потребляемые при использовании и содержании общего имущества, должны применяться площади лестничных клеток, которые согласно техническому паспорту МКД составляют: лестничные клетки 183,70 кв.м. При исчислении платы за указанные коммунальные ресурсы в октябре (факт за сентябрь 2020) и ноябре (факт за октябрь 2020) должна применяться общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД 2 593,50 кв.м. вместо 2 593,10 кв.м.
Общество, не согласившись с предписанием в части перерасчета платы по коммунальным услугам "холодное, горячее водоснабжение", потребляемых при использовании и содержании общего имущества, обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что управляющей организацией дополнительные работы, установленные Минимальным перечнем, в договоре управления не определены, что исключает применение нормы о расчете коммунальных услуг "холодное, горячее водоснабжение" на СОИ, исходя из показаний ОДПУ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктами 2.1 и 2-2 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, к функциям жилищной инспекции отнесено осуществление лицензирования и лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого Положения, жилищная инспекция для осуществления возложенных на нее функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, инспекцией не допущено.
На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
На основании статьи 153 ЖК РФ собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 10.08.2017, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют, в том числе, случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов. На основании решения общего собрания собственников возможен иной порядок начисления платы, а именно: либо исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов на основе показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам (пункт 9.2, 156 ЖК РФ). Указанная норма вступила в силу с 10.08.2017.
До 10.08.2017 часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ и устанавливала, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 29 Правил N 491, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абз. 1 п. 29).
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абз. 2 п. 29).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. (абз. 3 п. 29).
При последующих включениях в размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 4 п. 29).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абз. 5 п. 29).
Соответственно, с учетом установления порядка применения показаний ОДПУ при определении платы за коммунальные ресурсы на СОИ Правилами N 491, суд отмечает, что пункт 29 Правил N 491 является специальной императивной нормой по отношению к пункту 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу пункта 29 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Следовательно, из положений абзаца 4 пункта 29 Правил N 491 следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, и кроме того, из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме направлено на включение в плату за содержание жилого помещения таких расходов сверх установленных нормативов потребления.
Таким образом, что с 10.08.2017 распределение сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, возможно только в случае, если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает установленный Минимальным перечнем, а собственниками принято соответствующее решение.
Как следует из материалов дела, решением, оформленным протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 12.03.2015, утверждены условия договора управления МКД (т.1, л.д. 123).
В соответствии с пунктом 2.2 договора управления МКД от 24.04.2015 (т.1, л.д. 124-127) управляющая организация по настоящему договору предоставляет:
- услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в соответствии с Постановлением N 491, Минимальным перечнем.
Дополнительные услуги в договоре не установлены.
Пунктом 17 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условиях их оказания, а также размер финансирования.
В пункте 33 Правил N 491 предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, услуги, которые в указанный минимальные перечень не входят, могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
В суде первой инстанции, а также в апелляционной жалобе ООО "Жилищный аргумент" указывает, что мытье (мокрая уборка) не соответствует влажной уборке, в связи с чем указанную услугу необходимо рассматривать как дополнительную.
Между тем, в Минимальный перечень входит сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.
Подателем апелляционной жалобы не приведено в обоснование доводов, принципиальное отличие поименованных в Минимальном перечне услуг от указанной в договоре услуги "мытье лестничных площадок и маршей".
Аналогично в договоре указано, что общество осуществляет сдвигание свежевыпавшего снега, очистку проездов вдоль главных фасадов, посыпку территории песком, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества дома, уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества дома.
Отличие от поименованных в Минимальной перечне услуг "очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см", "сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см", "сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см", "очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова)", "очистка придомовой территории от наледи и льда", "работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок" не указано.
Иное наименование услуг в договоре управления МКД не свидетельствует о том, что по отношению к Минимальному перечню услуги являются дополнительными.
Кроме того, не установлена конкретная стоимость каждой из указанных услуг, услуги объединены в группы аналогично услугам, поименованным в Минимальном перечне.
При таких обстоятельствах, одно из условий для применения пункта 29 Правил N 491, для определения размера платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, исходя из показаний ОДПУ, а не норматива, не соблюдено
Относительно того, что собственниками помещений в МКД на общем собрании, оформленном протоколом от 06.07.2018, принято решение о начислении плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний ОДПУ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Формулировка решения собрания собственников не аналогична положениям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункту 29 Правил N 491 и не может достоверно свидетельствовать о принятии собственниками помещений решения об оплате горячего и холодного водоснабжения, потребляемых при содержании общедомового имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета сверх норматива с учетом того, что объем услуг, оказываемых управляющей организацией не превышает Минимальный перечень.
Несмотря на наличие решения, принятого собственниками помещений МКД, общество не обладало правом перерасчета платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме с применением показаний установленных в домах коллективных (общедомовых) приборов учета, поскольку величина их показателей являлась выше императивно установленного норматива потребления соответствующих коммунальных ресурсов, а доказательств превышения оказываемых обществом услуг по сравнению с Минимальным перечнем материалы дела не содержат (аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 N 309-ЭС19-13542).
Доводов относительно применяемых при расчетах показателей площадей МКД апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2021 по делу N А76-12038/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный Аргумент" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный Аргумент" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 20.01.2022 N 158 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12038/2021
Истец: ООО "Жилищный аргумент"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"