г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-214665/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, М.В. Кочешковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "Объединенные торговые центры регионов" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-214665/21
по заявлению ООО "Объединенные торговые центры регионов"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Власюк Н.В. по доверенности от 10.09.2021, |
от ответчика: |
Алиева Х.Н. по доверенности от 29.12.2021, |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные Торговые Центры Регионов" (далее - заявитель, Общество, ООО "ОТЦР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа от 27.07.2021 N 33-5-67370/21-(0)-1 по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: (кадастровый номер 77:02:0021015:3229), г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, вл. 23, стр. 3; обязать предоставить государственную услугу "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: (кадастровый номер 77:02:0021015:3229), г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, вл.23, стр. 3.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым решением суда не согласился заявитель и обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на не исследование в полной мере судом обстоятельств дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента возражал по доводам жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы 27.07.2021 было отказано в удовлетворении запроса ООО "ОТЦР" от 13.07.2021 N Б/Н (вх. от 13.07.2021 N 33-5-67370/21-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям здании, строении, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: (кадастровый номер 77:02:0021015:3229).
ДГИ обосновывает свой отказ тем, что объекты, расположенные в границах земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, вл. 23, стр. 3, включены в "Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости", утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (п. 2612 приложения 2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из законности отказа Департамента в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Согласно пункту 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.16 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что основанием для принятия до 1 января 2025 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Предоставление государственной услуги города Москвы осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 Постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В силу пункта 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве": включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в ЕГРН, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Как установлено судами, объект, расположенный по адресу: Москва, улица Большая Новодмитровская, вл. 23, стр. 3, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП (пункт 2612 приложения 2).
Департаментом получен Акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости) от 06.02.2020 N 9028073, в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0021015:3229 по адресу: г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, вл. 23, стр. 3, расположены объекты (помещения общей площадью 6 868,5 кв.м), обладающие признаками самовольного строительства. Акт Госинспекции по недвижимости об устранении допущенных нарушений земельного законодательства в Департамент не поступал.
Таким образом, у Департамента городского имущества города Москвы имелись законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Суд первой инстанции правомерно указал, что до исключения объекта недвижимости заявителя из соответствующего перечня постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, предоставление государственной услуги остается невозможным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении заявления о распределении судебных расходов не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-214665/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214665/2021
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ РЕГИОНОВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ