г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А56-58211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Гаврилова Е.В. по доверенности от 20.07.2021;
от ответчика: Кононенко З.В. по доверенности от 01.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2298/2022) товарищества собственников жилья "Оккервиль-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 по делу N А56-58211/2020, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к товариществу собственников жилья "Оккервиль-1"
о взыскании,
третьи лица: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Оккервиль-1" (ОГРН 1037825025611, ИНН 7811126769; Санкт-Петербург, пр.Пятилеток, д.14, корп.1; далее - Товарищество) о взыскании 3 990 326 руб. 66 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.02.2005 N 3234.038.1, за период с июля 2019 по декабрь 2020 года, 867 957 руб. 51 коп. неустойки за просрочку оплаты тепловой энергии, начисленной по состоянию на 21.09.2021, неустойки, начиная с 22.09.2021 по день фактической оплаты долга на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.14/52, лит.А), Жилищный комитет (Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, пер.Антоненко, д.4), Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А).
Определением суда от 20.04.2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А56-26159/2021 и N А56-58211/2020 с присвоением делу номера N А56-58211/2020.
Решением суда от 10.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 10.12.2021, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на то, что плата за горячую воду должна начисляться в куб.м., поскольку прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме, позволяет определить отдельно объем тепловой энергии, поставленной на отопление и на горячее водоснабжение.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) 01.02.2005 заключили договор N 3234.038.1 теплоснабжения в горячей воде (далее - договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, для теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр.Пятилеток, д.14, корп.1 (жилой дом со встроенными помещениями), а абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласно разделу 5 договора расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательствам, и осуществляются в акцептном порядке согласно выписываемым энергоснабжающей организацией платежным документам; расчетным периодом для оплаты является месяц; энергоснабжающая организация в 1-й декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет акцептно-платежное требование. Оплата абонентом платежного документа производится в течение 5-ти банковских дней; датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Ссылаясь на то, что отпущенная в период с июля 2019 по декабрь 2020 года на объект абонента тепловая энергия в горячей воде не оплачена в размере 3 990 326 руб. 66 коп., претензия оставлена без удовлетворения, Предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании задолженности.
Поскольку коммунальной услугой по горячему водоснабжению в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к правоотношениям между Предприятием и Товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как видно из пункта 2 Правил N 354, горячая вода является одним из видов коммунального ресурса, который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 1 пункта 42 Правил N 354).
Сторонами не оспаривается, что в находящемся в управлении Товарищества МКД установлен прибор учета, который фиксирует общее теплопотребление, потребление тепловой энергии на отопление и потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение. Схема подключения жилого дома Товарищества открытая.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Предприятию установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб./Гкал), льготные одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб./Гкал), а также средневзвешенный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб./Гкал).
Одноставочные тарифы на тепловую энергию и средневзвешенный тариф на горячую воду установлены с учетом стоимости теплоносителя.
Кроме того, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга установлены тарифы на горячую воду (в руб./куб. м), поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой горячего водоснабжения.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
По мнению ответчика, расчеты за потребленную тепловую энергию между Товариществом и Предприятием должны производиться по тарифам для расчета размера платы за коммунальную услугу, установленных для граждан в руб. за м.куб. Ответчик полагает, что законной единицей измерения тепловой энергией является ГДж (Джоуль), а не Гкал.
Представитель Предприятия в судебном заседании от 18.02.2021 пояснил, что расчет начислений по жилым помещениям производится по нормативу, поскольку Товарищество передает отчеты о теплопотреблении, не соответствующие утвержденной Предприятием форме.
В материалы дела приобщены копии сопроводительных писем о направлении истцу отчетов о теплопотреблении за спорный период.
Судом установлено. что ответчик по договору N 3234.038.1 в отношении дома, расположенного по адресу: пр. Пятилеток, д.14, кор.1, предоставляет отчёты о теплопотреблении в системе горячего водоснабжения, содержащие информацию только об объемах теплоносителя, полученного и возвращенного системой горячего водоснабжения, а теплопотребление в отоплении - в Гдж, что не соответствует форме отчётов, подаваемых для расчёта по УУТЭ. В связи с установленным тарифом "руб. за Гкал" отчеты о теплопотреблении системы отопления МКД должны содержать информацию о потребленной тепловой энергии в системных единицах "Гкал".
В соответствии с пунктом 44 "е" постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила коммерческого учета) настроечная база данных тепловычислителей входит в состав проекта узла учета.
Согласно пункту 49 Правил коммерческого учёта проект узла учета согласовывается с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, все изменения в проект узла учёта, в том числе и изменения, вносимые в настроечную базу тепловычислителей, владелец приборов учёта обязан согласовывать с ресурсоснабжающей организацией. Параметр системы измерения (СИ) в настроечной базе данных тепловычислителей СПТ должен быть установлен "0".
Предприятие не согласовывало Товариществу изменений в настроечную базу данных тепловычислителей, установленных в МКД, в связи с чем все изменения, внесенные абонентом самостоятельно, без согласования с ресурсоснабжающей организацией, в настроечные параметры базы данных тепловычислителей, являются неправомерными.
Истец представил копии выдержки из проекта узла учета, представленного ответчиком для согласования Предприятием в порядке, установленном положениями Правил коммерческого учета. Согласно базе данных для программирования теплосчетчика единицей измерения тепловой энергии выступает Гкал, значение параметра - "0".
При изложенных обстоятельствах у истца отсутствуют основания для принятия к расчетам за потребленную тепловую энергию предоставленные отчеты Товарищества.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец должен производить расчет начислений по приборам учета, отклоняются, поскольку истец не имеет правовых оснований для принятия отчетов о теплопотреблении от ответчика, о чем неоднократно извещал Товарищество в письмах от 09.09.2019 N 58-21/36554, от 01.11.2019 N 58-21/46523, от 17.04.2020 N 58-21/16981.
Довод подателя жалобы о подлежащей применению единице измерения тепловой энергии в Джоулях является несостоятельным, так как противоречит вступившему в законную силу решению Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2019 по делу N АКПИ19-821, которым установлено, что Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусматривает применение в Российской Федерации единицы величин Международной системы единиц и не запрещает применение такой единицы количества теплоты, как Гкал.
В данном случае истец произвел начисления по нормативу, подробные расчеты начислений истец представил в материалы дела.
Норматив на горячее водоснабжение уже предусматривает определенное количество кубических метров воды на человека (3,48 куб.м на одного человека). Сведения о количестве проживающих граждан в МКД, представленные ответчиком, не относятся к исковому периоду. При этом согласно пояснениям истца в судебном заседании апелляционного суда ответчик уклонялся от представления Предприятию сведений о количестве проживающих граждан в исковой период, в связи с чем при расчете задолженности по оплате за оказанные услуги истец вынужден был получить доступные для него сведения из открытых источников, которые документально не опровергнуты ответчиком.
Контррасчет ответчика не основан на принятых Предприятием отчетах теплопотребления, зафиксированные приборами учета данные не подтверждены, в связи с чем контррасчет не является надлежащим.
В соответствии со статьями 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неоплаты потребленной тепловой энергии истец вправе начислить, а ответчик обязан оплатить неустойку в размере, определенном законом или договором.
В соответствии с частью 9.2 статьи 15 Закон о теплоснабжении установлено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету Предприятия размер неустойки, начисленной Товариществу за период с 02.01.2021 по 31.10.2021 за несвоевременную оплату тепловой энергии, по соответствующей ключевой ставке, составил 568 558 руб. 92 коп. Размер неустойки не оспорен в апелляционном суде.
Основания для применения правил статьи 333 ГК РФ судом не установлены. Ответчик не доказал несоразмерность размера неустойки допущенной просрочке исполнения обязательств по оплате услуг.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 по делу N А56-58211/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58211/2020
Истец: А56-67389/2020, А56-79811/2020, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ "ОККЕРВИЛЬ-1"
Третье лицо: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, УФАС по Санкт-Петербургу