г. Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А41-21801/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2021 по делу N А41-21801/21, по заявлению Министерства жилищной политики Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СтройКомфорт",
при участии в заседании:
от Министерства жилищной политики Московской области - Шамсутдинова Э.Х. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области - Губенко Н.Л. по доверенности от 23.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "СтройКомфорт" - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищной политики Московской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании решения от 29.01.2021 N КУВД-001/2020-20347924/2 об отказе государственного кадастрового учета объекта "Общественно-деловая застройка северной территории Северо-Западного района" г. о. Котельники, Московской обл. (Общественно- деловой центр). Этап 2. Подэтап 1: Многоэтажный жилой дом - корпус 6", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050101:202, строительный адрес: Московская обл., г. Котельники, незаконным; обязании поставить на кадастровый учет объект "Общественно-деловая застройка северной территории Северо-Западного района" г. о. Котельники, Московской обл. (Общественно-деловой центр). Этап 2. Подэтап 1: Многоэтажный жилой дом - корпус 6", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050101:202, строительный адрес: Московская обл., г. Котельники..
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СтройКомфорт" (далее - общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2021 по делу N А41-19750/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Министерство обратилось в управление с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта "Общественно-деловая застройка северной территории Северо-Западного района" г. о. Котельники, Московской обл. (Общественно-деловой центр). Этап 2. Подэтап 1: Многоэтажный жилой дом-корпус 6" (далее - Объект), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050101:202, строительный адрес: Московская обл., г. Котельники, представив полный пакет требуемых документов.
Уведомлением от 29.10.2020 сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта, а в последующем уведомлением от 29.01.2021 за N КУВД-001/2020-20347924/2 сообщено об отказе государственного кадастрового учета с указанием причин: "выявлены противоречия в графической части представленной проектной документации с графической частью технического плана, подготовленного кадастровым инженером; при оформлении графической части технического плана не применялись специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям; некорректно заполнена строка (Адрес (описание местоположения) объекта недвижимости) раздела "Характеристики объекта недвижимости"; неверно определен контур здания; раздел "Исходные данные" технического плана оформлен с нарушением п. 27 Требований; представленные к учету помещения не изолированы и не обособлены от других помещений; на планах помещений отображены не все линейные размеры; соответствии с представленной Проектной документацией подземная часть здания - это автостоянка машиноместами, в соответствии с техническим планом - в подземной части здания расположены гаражные боксы; в представленном техническом плане отсутствуют сведения о помещениях, расположенных в здании, заявленном к учету, государственный кадастровый учет которых уже осуществлен; в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:8923 и на объект недвижимости с кадастровым номером 50:22:0050101:7943 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременении в отношении имущества.".
Министерство, полагая, что решение управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта, не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету и последующему отказу послужило следующее: выявлены противоречия в графической части представленной проектной документации с графической частью технического плана, подготовленного кадастровым инженером; при оформлении графической части технического плана не применялись специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям; некорректно заполнена строка (Адрес (описание местоположения) объекта недвижимости) раздела "Характеристики объекта недвижимости"; неверно определен контур здания; раздел "Исходные данные" технического плана оформлен с нарушением п. 27 Требований; представленные к учету помещения не изолированы и не обособлены от других помещений; на планах помещений отображены не все линейные размеры; соответствии с представленной Проектной документацией подземная часть здания - это автостоянка машиноместами, в соответствии с техническим планом - в подземной части здания расположены гаражные боксы; в представленном техническом плане отсутствуют сведения о помещениях, расположенных в здании, заявленном к учету, государственный кадастровый учет которых уже осуществлен; в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:8923 и на объект недвижимости с кадастровым номером 50:22:0050101:7943 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременении в отношении имущества.
Требования к техническому плану перечислены в ст. 24 Закона о регистрации, его форма, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования).
Согласно пункту 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании (в данном случае многоквартирном доме и всех расположенных в нем помещений), указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В рассматриваемом случае сведения, содержащиеся в графической части технического плана, подготовленного кадастровым инженером, недостоверны по отношению к сведениям, содержащимся в представленной проектной документации.
Графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением п. 51, 62 Требований. Так, на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации. В целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения.
В представленном в техническом плане внемасштабном чертеже, не содержатся все необходимые размеры для составления поэтажного плана.
В нарушение п. 43 Требований некорректно заполнена строка (Адрес (описание местоположения) объекта недвижимости) раздела "Характеристики объекта недвижимости".
Кроме того, в нарушение п. 34 Требований неверно определен контур здания.
В технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
При определении контура здания не учтены: подземный, надземный этажи, элементы, имеющие ограждающие конструкции (пандусы, крыльца).
Раздел "Исходные данные" технического плана оформлен с нарушением п. 27 Требований, поскольку отсутствуют сведения о выписке ГГС
В нарушение п. 2 Требований технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Вместе с тем, представленные к учету помещения не изолированы и не обособлены от других помещений. Например, пом. 13 не является помещением, а является проездом между машиноместами.
Кроме того, в нарушение п. 62 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений на Планах помещений отображены не все линейные размеры.
При этом регистрирующим органом правомерно выявлены противоречия, содержащиеся в представленном техническом плане и проектной документации, а именно: в соответствии с представленной проектной документацией подземная часть здания - это автостоянка с машиноместами, а в соответствии с техническим планом - в подземной части здания расположены гаражные боксы.
В представленном техническом плане отсутствуют сведения о помещениях, расположенных в здании, заявленном к учету, государственный кадастровый учет которых уже осуществлен.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что заявителем в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета спорного объекта не представлено в регистрирующий орган заключение кадастрового инженера или иного специалиста о соответствии построенного многоквартирного дома проектной документации и строительным нормам и правилам.
Факт несоответствия технического плана, подготовленного кадастровым инженером, сведениям, содержащимся в представленной проектной документации, заявителем не опровергнут.
Кроме того, регистрирующий орган также правомерно исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого отказа, согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:8923 и на объект недвижимости с кадастровым номером 50:22:0050101:7943 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременении в отношении имущества.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что регистрирующим органом принято законное и обоснованное решение.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2021 по делу N А41-19750/21.
Поскольку заинтересованным лицо доказана законность принятого решения, требование Министерства о признании решения от 29.01.2021 N КУВД-001/2020-20347924/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта подлежит отклонению.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2021 по делу N А41-21801/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21801/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по МО