г. Ессентуки |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А63-9155/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании представителя ПАО "Ставропольэнергосбыт" - Губаревой Е.И. (доверенность от 15.12.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 по делу N А63-9155/2021,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Ставропольэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края Государственная жилищная инспекция (далее - управление) от 26.05.2021 N 776.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО Управляющая компания "Дружба" (далее - управляющая компания) и Макогонова Н.А.
Решением суда от 10.01.2022 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу, что обжалуемое предписание соответствует законодательству, не создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него неисполнимые обязанности.
В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства дела, сделаны неверные выводы. Оспариваемое предписание неисполнимо.
Управление в отзыве просило отказать в удовлетворении жалобы, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.03.2021 управляющая компания обратилась к обществу с заявлением (вх. N 4125), в котором просила сообщить порядок действий по распломбировке и последующей опломбировке индивидуальных приборов учета электроэнергии в связи с предстоящим капитальным ремонтом системы электроснабжения многоквартирного жилого дома N 343 по улице Водопроводной в г. Невинномысске.
В ответном письме от 05.04.2021 общество проинформировало управляющую компанию о том, что поскольку запрашиваемые действия (распломбировка и последующее опломбирование приборов учета электроэнергии) обусловлены причинами, не указанными в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), то соответствующие услуги являются платными. Управляющей компании рекомендовано обратиться в отделение общества для заключения договора на оказание услуг.
22 апреля 2021 управляющая компания обратилась в управление с заявлением, в котором просила провести проверку по данному факту, а также разъяснить, законны ли требования общества или нет.
На основании распоряжения N 1728 от 18.05.2021 управлением в рамках осуществления государственного жилищного надзора проведена внеплановая выездная проверка на предмет соответствия деятельности общества требованиям жилищного законодательства.
В ходе проведения проверки 21.05.2021 должностным лицом управления проведен визуальный осмотр индивидуального прибора учета потребления коммунальной услуги по электроснабжению в квартире N 20 указанного МКД, по результатам которого установлено, что контрольная пломба не нарушена. В ходе рассмотрения предоставленных обществом документов установлено, что работы, проводимые обществом по распломбировке и повторной опломбировке ИПУ не входят в перечень бесплатных услуг, определенных жилищным законодательством. Названные услуги оказываются обществом потребителям на платной основе, которая определяется на основании калькуляции, утвержденной распоряжением, с учетом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 1728-24/01 от 26.05.2021.
Обществу выдано предписание N 776 от 26.05.2021, на него возложена обязанность в срок до 07.06.2021 провести работы по распломбировке и повторной опломбировке ИПУ в МКД без взимания дополнительной платы.
Не согласившись с предписанием, общество в соответствии со статьями 197 и 198 АПК РФ обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения)
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона N 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Согласно пункту 6.3 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
В абзаце 12 пункта 136 Основных положений указано на то, что расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Руководствуясь приведенным нормативным регулированием, суд первой инстанции пришел к выводу, что проведение работ по распломбировке и повторной опломбировке ИПУ по заявке управляющей компании должно осуществляться обществом без взимания платы с собственников помещений.
При этом суд отклонил довод общества о том, что обращение управляющей компании не содержало заявки на выполнение соответствующих работ, в связи с чем у административного органа не имелось оснований для выдачи предписания о понуждении к их выполнению.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными.
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с названным документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в названном разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном названным разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
При этом исходя из абзаца одиннадцатого пункта 152 Основных положений допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктами 81, 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354). В последнем случае предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договоров электроснабжения, заключаемых с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, либо собственниками и пользователями жилого дома (домовладения) (пункт 6, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 81(14) Правил N 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) названных Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В пункте 136 Основных положений предусмотрено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):
при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);
Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей (абз. 12).
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абз. 13).
Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности (пункт 6.3 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ).
Таким образом, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии в жилом доме или в помещении многоквартирного дома осуществляется по заявке собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Соответствующие услуги оказываются бесплатно только в случае отсутствия прибора учета либо после его ремонта, замены и поверки.
В рассматриваемом случае, наличие таких обстоятельств управлением не выявлено и судом не установлено.
В обращении управляющей компании (вх. N 4125 от 25.03.2021) заявка на оказание ресурсоснабжающей организацией каких либо конкретных услуг, как таковая отсутствовала. Управляющая компания просила лишь сообщить порядок действий по распломбировке и последующей опломбировке ИПУ в связи с предстоящим капитальным ремонтом системы электроснабжения многоквартирного жилого дома. При этом из обращения не следует, что распломбировка и последующая опломбировка ИПУ связана с необходимостью их ремонта, замены или поверки.
Поскольку, упомянутые в обращении услуги обусловлены причинами, не указанными в Правилах N 354, общество вправе оказывать соответствующие услуги на платной основе, что соответствует абз. 13 пункта 136 Общих положений.
Управлением документально не подтверждено, что расходы общества, которые оно понесет в результате исполнения оспариваемого предписания, учтены в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение.
При таких обстоятельствах выданное обществу предписание N 776 от 26.05.2021 не соответствует действующему нормативному регулированию и подлежит признанию недействительным на основании статей 197 - 198 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 по делу N А63-9155/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции от 26.05.2021 N 776.
Взыскать с Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670) в пользу публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" (ИНН 2626033550, ОГРН 1052600222927) 4 500 рублей судебных расходов по госпошлине.
Возвратить публичному акционерному обществу "Ставропольэнергосбыт" (ИНН 2626033550, ОГРН 1052600222927) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение N 782 от 25.01.2022).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9155/2021
Истец: ПАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: Макогонова Надежда Анатольевна, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДРУЖБА ", Губарева Елена Игоревна